Ещё немного о Венеции. О музыкантах и детдомах

      по материалам книги А.Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
      пер. с итальянского

   ... Возможно, не все знают, что старинные сиротские дома "Ospedali" Венеции
 послужили моделью для первых европейских консерваторий.
  Самый знаменитый "Pio Ospedale della pieta", был создан в 1346 году, благодаря
 усилиям монаха Пьетро из Ассизи, который многие годы посвятил заботе о брошенных
 на произвол судьбы новорождённых и маленьких детей. Многие богатые горожане
 дарили на эти нужды апартаменты, монаху было дано разрешение собирать пожертвова-
 ния для таких детей. Обычно такие просьбы сопровождались возгласами "pietA,
 pieta", "милости, милости" - дав имя этому учреждению, которое закрепилось за
 ним навсегда. Дети, которых приносили в "Pieta", были очень маленькими, но не все
 были новорождёнными, обычно их украдкой оставляли в небольшой каменной нише
 "scafetta" или рядом с ней; несколько веков позже вместо неё соорудят вращающийся
 деревянный цилиндр( который можно увидеть и сейчас, поскольку он стал одним из
 боковых окон бара в "Hotel Metropole").
  Чтобы удерживать венецианцев от ужасного решения бросать своих детей, в церкви
 и монастыре, которые тоже носят имя "Pieta", во время службы прибегали к угрозам
 отлучения от церкви. До наших дней сохранилось на одной из стен Оспедале
 мраморная доска со словами Папской буллы, которая гласит: "Пусть Господь поразит
 проклятием и отлучением тех, кто приносит или позволяет отдавать своих деток,
 законных или рождённых вне брака, в этот "Hospedale della Pieta"".
  Приносимых детей обычно принимали монахини, которые записывали точную, вплоть
 до указания часа дату  прибытия малыша, подробно описывая одежду и все вещи, среди
 которых часто присутствовали вешички( монеты, броши, крестики), разделённые
 пополам. Видимо, мать или родители надеялись, таким образом в один прекрасный
 день опознать и воссоединиться с покинутым ими ребёнком. Но такие воссоединения
 случались очень редко. В Оспедале сейчас организован небольшой музей, который
 сохраняет все эти опознавательные знаки, документы и музыкальные инструменты.
   Воспитанники мальчики обучались различным ремёслам и по достижению 15 лет
 покидали Оспедале. Некоторые оставались внутри монастыря в качестве рабочих.
 Остальные отправлялись в сёла в провинциях, принадлежавшие Венеции и становились
 крестьянами. Некоторые начинали работать на верфях Арсенала.
   Девочки обучались ремеслу ткачихи, рукоделью и домашним работам.
 Будущее, которое их ожидало - либо замужество, либо работа служанок в богатых
 домах. Их называли "figlie di comune".
  Но была среди девочек другая, более привилегированная группа "figlie di coro",
 несколько десятков человек, которых с малых лет обучали музыкальной грамоте,
 пению и игре на музыкальных инструментах. Среди их учителей были такие выдающие-
 ся музыканты, как Антонио Вивальди и Бальдассар Галуппо.
   Так учреждения для покинутых детей стали живыми центрами музыкальной культуры,
 совершенно включёнными в общественную жизнь горожан, которые любили и ценили
 прекрасное исполнение церковной музыки.
  Воспитанницам Оспедале "putte del coro" было запрещено петь в театрах; это
 делали и становились знаменитыми не сироты, а "приходящие"воспитанницы,
 те, которых посылали семьи обучаться музыкальному искусству у знаменитых
 наставников Оспедале. По факту, Pieta ,было единственным местом в Европе 17 и
 18 века, где женщины могли петь, играть на музыкальных инструментах, преподавать
 музыку и в некоторых случаях, даже дирижировать.
   Первые консерватории в Париже, Лондоне и Берлине взяли за основу именно вене-
 цианский Оспедале.

     "Пение воспитанниц Оспедале" "La cantata delle putte dell'Ospedale"
      Габриэле Белла. 1720 г.
 


Рецензии
Удивительно интересный текст, дорогая Сонечка! Никогда бы не подумала, что где-то была такая тесная историческая связь между заботой о брошенных детях и обучением музыке... И Валя права - дети оставались жить, и это оправдание для бросивших их родителей.
Спасибо Вам за нужный всем нам труд! Давно не была у Вас, но постараюсь наверстать упущенное.))
С теплом и признательностью.

Ида Лабен   16.12.2021 17:26     Заявить о нарушении
Идочка, прочти непременно самое первое из переведенного Соней-о карантине, возникновении этого понятия...волосы дыбом, а нам в собственном доме, со всеми удобствами тяжко...

Валентина Янко   16.12.2021 17:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Валечка, вот сейчас и прочту.

Ида Лабен   16.12.2021 17:49   Заявить о нарушении
Да, Идочка, Вы правы - не будем никого судить.
Бедность была страшная, семьи - большие, многие были просто не в состоянии
прокормить всех детей.
Спасибо большое, что читаете!
Доброго вам вечера, дорогие девочки, Идочка и Валечка!

София Ладзарус   16.12.2021 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.