Не Красин. Русскiй Святогоръ!

________________________________
«В марте 1917 года судно зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана под именем "Святогор" — в честь былинного русского богатыря. 31 марта на нем был поднят Андреевский флаг.

"Ледокол закладывался как самый мощный в мире, каковым и оставался до 50-х годов ХХ века. Вся его история — это сплошные уникальные моменты: "Красин" — единственный ледокол в мире, который совершил два кругосветных похода, он получил мировую известность как спасатель, а после операции по спасению экспедиции генерала Умберто Нобиле в 1928 году западные державы наконец признали молодую советскую республику", — отмечает директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин" Александр Петров. —

О том, как ледокол "Святогор" в течение века стал "Красиным", спас две знаменитые экспедиции, поучаствовал в войне, дважды обошел вокруг света и, наконец, превратился в музей, рассказывает ТАСС:

 «Ровно 100 лет назад( на 2017 год. Прим.авт.) на британских верфях построили ледокол "Святогор", на тот момент самый мощный в мире. Через полтора года его решили затопить. И затопили. Когда его подняли со дна, он стал "Красиным….»*
________________________________


Издревле «Руським» и столбит, рокочет  море,
Дум разбивая  глыбы  льда, что «Святогоръ»,
В ход их течения вторгаясь. … Слан и горек,
"Вином младым" в уме  бродящего вкус: Вздор! –

…по жизни «Миссия спасать»! – при чем тут Красин?
А вот «Явленiя Скала», и в шторм — Скала,
Туман любой над коей, ладаном куряся, —

В крыла Державнаго Двуглаваго орла!


________________________________

*«А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое». –
«Повесть временных лет».

*Скала Святого Явления (Георгиевская ) в районе мыса Фиолент, близ Балаклавского
Свято-Георгиевского мужского монастыря.
Название свое получила от того, что по преданию в 891 году здесь терпящим бедствие греческим
рыбакам явился Святой Георгий Победоносец, на скале была найдена его икона, и в том же году на побережье основан Свято-Георгиевский монастырь, а на скале укрепили  Крест.
Георгиевскому монастырю позднее была поручена важная миссия - готовить капелланов (военных священников) для создаваемого Черноморского флота. 

История Крыма в судьбе памятника

Крест на Георгиевской скале стоял даже в смутные времена Крымского ханства, а полюбоваться им приезжали знаменитые люди Российской империи, включая царских особ. В конце 19 века на скале возвели беломраморный крест с барельефом святого и датами. В 1920 году мраморный памятник демонтировали по распоряжению советских властей. Только в 1991 году протоиерей Севастопольского округа Георгий получил разрешение на восстановление креста от командующего Черноморского флота И. В. Касатонова.
Осенью 2018 года во время шторма высокий крест упал. После происшествия на вершине возвели новый крест из мрамора, укреплённый металлическим каркасом. Углубление для гранитного основания, глубиной в 2 м, выдолбили в толще скальной породы. Летом 2019 настоятель Георгиевского монастыря освятил сооружение.

Чтобы попасть к подножию креста, посетителям нужно подняться по ступеням, высеченным в камне. Высота острова не превышает 15 м. Форма ступенек идентична монастырской лестнице к пляжу,
Источник: https://toptopkrym.ru/gory/skala-svyatogo-yavleniya


*"Святогор" из Ньюкасла

В 1915 году, несмотря на участие страны в Первой мировой войне, Совет министров России разработал и принял программу строительства ледокольного флота для освоения Арктики. На тот момент в составе российского флота уже действовал первый в мире ледокол арктического класса "Ермак" (спущен на воду в 1898-м). По его образцу решено было создать еще более мощный, самый передовой в мире корабль.
По заказу российского Главного управления кораблестроения в 1916 году в Англии, в Ньюкасле, началось строительство нового линейного ледокола. Он превосходил "Ермак" по скорости хода (15 узлов), мощности машин (10 тыс. л. с.) и водоизмещению (10,6 тыс. тонн), имел ледовый пояс шириной около 3 м, который должен был обеспечить прочность корпуса в районе ватерлинии.

Затоплен для защиты революции

Летом 1918 года, на заключительном этапе Первой мировой войны, "Святогор" принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, в августе было решено затопить два ледокола — "Святогор" и "Микула Селянинович". Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира "Святогора" Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов. Через несколько месяцев корабль, уже под британским флагом, был арендован Россией для спасения во льдах Карского моря ледокольного парохода "Соловей Будимирович" с 85 пассажирами на борту.
Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с британским Адмиралтейством — их вели тогдашний нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. Возвращение судна и подписание англо-советского договора были одними из первых событий "полосы признания СССР", а роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена в новом имени корабля.»



Ледокол "Красин" - филиал Музея Мирового океана
http://youtu.be/VgJxCDIMGLM


Писано 8.11.2020г.


Рецензии