Как Сослан спас Шатану из озера ада ч. 3

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2021/11/10/1266,
http://stihi.ru/2021/11/11/3346

Спешит Сослан, проехал много,
Вдруг видит бедный человек
Лежит, проехать? Нет! Дорога,
Жизнь не простит меня вовек.

«Эй, нарт Сослан! Судьбу вручаю,
Нет сил давно подняться мне».

Сослан нагнулся: «Замечаю,
Чем мне помочь, дада, тебе?»

«Не доживу я до восхода», -
бедняк ответил: «Голод – бес!»

Сослан спешился, голос рода
Погнал его в ближайший лес.

Убит олень, наладил вертел,
И рядом даду посадил.
«Живи и пусть день будет светел!», -
Хлестнул коня и поспешил.

Вновь скачка вдаль на бурегоне,
Спешит Сослан, всё второпях.
Орла вдруг видит, но на фоне,
Ребёнка держит тот в когтях.

Батыр в тотчас остановился,
достал свой прочный крепкий лук,
Прицелился, глазами впился,
Пустил стрелу в Орла, без мук.

Попал, разжались когти разом,
Орёл упал как ком в реку.
Сослан поймал мальца над вязом,
И на седло садил к коньку. 

И поскакали, вот селенье,
Стоит там женщина старА:
«Поклон тебе Сослан! Везенья!
Ты спас мне сына от Орла!»

Батыр торопится всё ближе
его родимое село.
Но… опоздал, скорбь, небо ниже,
Не повезло, не повезло.

Он к озеру, оно из Ада,
Стал кликать – озеро молчит.
В село он кинулся без лада,
«Я – разберусь!», - с «грозой» кричит.

В селе собрал тех, кто был грешен,
Бил без разбора – наповал.
Так всех, кто в деле был замешен,
Всех беспредметно наказал.

И к БарастЫру***** в царство мёртвых
Спешит: «Мой Бог! Будь мне в охран!
Отдаст, быть может мать?!» - столь твёрдо,
С надеждой думал здесь Сослан.

Вот он у врат сошёл, стучится:
«О, Барастыр! Не откажи!
Отдай мне мать мою!», - сам тщится,
«Что хочешь дам, лишь ты скажи!»

«Грешил ты в жизни-круговерти,
Но видел также я когда,
Ты спас голодного от смерти,
мальца, сам спас с когтей орла.
Не отказал вдове, был честным,
Хоть и спешил! На том стою:
За это всё батыр известный
Отдам тебе я мать твою!»

И отпустил домой с азартом
Шатану, им не стал грозить.

Они вернулись с грозным нартом
В своё селенье, стали жить...

*)Сосруко; или Сосла;н (абх. Сасры;;а, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
**)Шата;на - героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.В русских текстах нередко именуется Шата;на, по преобладающему в Северной Осетии куртатинскому произношению и вопреки традиции транслитерации осетинских имён собственных
Шатана -- могущественная чародейка. Она может вызывать снег и бурю, понимать язык птиц, может по желанию принимать вид старухи или молодой обольстительной женщины; взглянув в свое "небесное зеркало" (арвы аидн), она видит все, что происходит на свете.
***)Озеро Ада  - озеро, через которое мертвые и живые могут попасть в ад.
****)Звезда Бонварнон - звезда, восходящая на рассвете. С восходом звезды Бонварнон начинался трудовой день горца.
*****)Бара;стыр (буквально, «наделённый сильной властью») — в осетинской мифологии владыка загробного мира. Без разрешения Барастыра никто не может попасть в загробный мир или выйти оттуда. По распоряжению Барастыра Аминон открывает ворота в страну мёртвых, а Барастыр отправляет людей в рай (Дзанат) или в ад (Зындон), в соответствии с их земными деяниями. В известных случаях мертвец получает от Барастыра разрешение на побывку домой, но должен спешить вернуться в загробный мир до заката солнца, ибо после этого затворяются ворота царства мертвых и до утренней зари никто не может быть впущен. Поэтому осетины хоронят мёртвых до заката солнца, дабы покойнику не пришлось бродить у запертых ворот загробного царства вплоть до зари.


Рецензии
Замечательный финал легенды о мужестве прекрасного рыцаря Сослана, спасшего мать и ребёнка! Браво! Очень понравилось! Спасибо, Игорь!

Людмила Безусова   17.11.2021 09:55     Заявить о нарушении
Очень рад вашему прочтению легенды, Людмила! Доброе утро! С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   18.11.2021 07:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.