Легенда, рассказанная императору...

ЛЕГЕНДА, РАССКАЗАННАЯ ИМПЕРАТОРУ

Город Бендеры посетили четыре российских императора: Александр I (в 1822 г.), Николай I (в 1828-м), Александр II (в 1861 и 1872 гг.) и Николай II (в 1916 г.). Краеведы с удовольствием показывают места, напоминающие об этих знаковых для нашего края вехах. Так, в городе сохранилось здание Народной аудитории, где во время Первой мировой войны был разбит лазарет и где последний русский император общался с раненым. Конечно же, решительно не могла остаться вне поля зрения самодержцев и крепость, окруженная старинными легендами, овеянная русской славой.

Сохранились свидетельства очевидцев о пребывании русских императоров в Бендерах. Один из таких исторических документов находим в Кишиневских епархиальных ведомостях за 1872 год. Репортаж сам по себе настолько красноречив, что имеет смысл привести из него ряд оригинальных цитат (с сокращениями). Итак, на календаре 1872 год, сентябрь. Александр II в Бендерах…

«Ещё в минувшем июле сделалось известным, что в двадцатых числах августа государь император изволил произвести смотр войскам, собранным в лагере под Бендерами. Впоследствии смотр был отложен на 7-9 сентября.

В первые дни сентября город Бендеры заметно оживился. Необыкновенное движение по улицам ясно указывало, что близится торжество, ещё никогда не виданное. 6 сентября генерал-адъютант Коцебу с экстренным поездом отправился в Бирзулу для встречи державного гостя. Император прибыл в 22.50. Заблаговременно у станции железной дороги стали собираться бесчисленные массы народа, прибывшего из разных концов Бессарабии и смежных губерний. Станция осветилась сплошными рядами огней, вокруг неё и по направлению к крепости запылали смоляные бочки. Длинные экипажи стали подвозить множество лиц, желавших встретить государя. Наконец раздался свист локомотива. Над вокзалом засияло электрическое солнце, грянуло «ура».

Ровно в 22.50 Его Величество изволил выйти из вагона и принять всеподданнейший рапорт губернатора. На платформе областной предводитель вместе с депутатами местного дворянства поднесли на серебряном блюде Гостю хлеб-соль. Государь прошел в роскошно убранные комнаты вокзала, где удостоил принять приветствие супруги начальника области с многочисленными дамами. Потом, среди восторженных криков народа, Царственный Гость проследовал в крепость. Здесь, в комендантском доме было приготовлено изящно убранное помещение. У крыльца государь принял почетный караул, рапорт коменданта и весь генералитет…

7 сентября Его Величеству представилась депутация местных дворян. Государь, со свой стороны, поблагодарил дворянство «за всё сделанное по крестьянской реформе» (имеется в виду освобождение крестьян от крепостного права в 1861 г. – Н.Ф.).

Затем император проследовал в крепостной собор, а оттуда в военный лагерь. Войска, построенные в две длинные линии, потрясающим «ура» приветствовали государя. Все воины прошли шагом поротно, батареями и сотнями. В 4 часа того же 7 сентября на площади между вокзалом и крепостью был назначен народный праздник, имевший целью изобразить обрядовую сторону поселянской (сельской) свадьбы. Избранная для этой цели чета действительно в утро праздника повенчалась и получила от дворянства приличное приданое.

Памятник Александру II в Кишинёве был открыт 17 апреля 1886 года, спустя 5 лет после убийства императора. Памятник работы скульптора Александра Опекушина был сооружён городом в память о пребывании в Бессарабии государя и составлял одно из лучших украшений города.

Он был установлен у главного входа в городской сад (там, где сейчас начинается Аллея классиков). Монумент был уничтожен в 1918 году. На его месте сегодня стоит памятник Штефану Великому.

По сторонам площади были установлены две эстрады для избранной публики и восемь палаток для раздачи народу выигрышей даровой лотереи и разного угощения. В промежутках между палаток находились два помоста для акробатов, карусель, качели и два потешных столба с разными выигрышами. У самой палатки государя была оставлена площадь для народных танцев… Однако народ мало соблазнялся лакомствами, лотерейными билетами и даже вином. Все стремились к царской палатке, чтобы насладиться подольше лицезрением обожаемого монарха. Государь спустился в толпу в сопровождении предводителей дворянства, которых подробно расспрашивал о значении местных обычаев.

В шесть часов вечера в изящно устроенном павильоне был накрыт обеденный стол для государя и приближенных. А в девятом часу начался новый праздник. По ту сторону Днестра был приготовлен дворянством блестящий фейерверк. Едва только смерклось, обширный крепостной бульвар засиял тысячами огней, а вдоль Днестра, по обоим берегам, эффектно запылали смоляные бочки. Несмотря на то, что в крепость пускали по билетам, вся площадь её и оба берега переполнились народом. И вот запылали потешные огни, взлетели на воздух тысячи ракет, на реке показался освещенный бенгальскими огнями баркас, метавший в свою очередь разноцветные ракеты, а вдали, в Кицканах, осветилась массою огней высокая церковь Ново-Нямецкого монастыря. На всём протяжении железного моста появилась колоссальная огненная надпись: «Боже, Царя храни».

На следующий день, 8 сентября, государь император в 9 часов утра изволил  выслушать литургию в крепостном соборе и позже посетить военный госпиталь. В 17.00 в военном лагере государь смотрел стрельбу пехоты и артиллерии, объявив высочайшую благодарность каждой части.

9 сентября с восемь утра император уже был на маневрах войск и остался оными весьма доволен. Оттуда, в сопровождении группы офицеров, Его Величество направился в коляске на станцию железной дороги. Провожаемый начальником области, комендантом крепости, дворянством и несметной толпой, император вновь произнес слова благодарности за радушный прием и в половине двенадцатого изволил вступить в свой вагон, напутствуемый громовым «ура».

Несомненно, пребывание Александра Освободителя в Бендерах глубоко врезалось в народную память. Можно предположить, что ещё долго бытовали истории, возможно, отчасти и приукрашенные очевидцами. А что должна была рассказывать родственникам и соседям та чета поселян, на свадьбе у которых лично гулял российский император?..

Легенды, легенды… Ими полнится приднестровская земля. Мы вправе предположить, что одну из легенд Бендерской крепости вполне мог слышать и сам император, тем более, что Александр II, как мы знаем, интересовался народными обычаями, поверьями… Представим: дело было так (или примерно так).

Сразу после заданного в честь государя фейерверка царь в сопровождении свиты и высших военных чинов проследовал в комендантский дом на вечерний чай. Отведав чаю, император с командующим войсками Одесского военного округа генерал-адъютантом Коцебу вышел на веранду. Ветер, нагонявший весь день облака пыли, наконец, совершенно стих, всплыла полная луна, настала одна из великолепных ночей, свойственных только югу. Александр II залюбовался луной, на что Коцебу, с позволения государя, рассказал одну местную историю, не лишенную мистицизма. Многие солдаты, по словам Павла Евстафьевича, докладывали старшим чинам, что неоднократно видели в цитадели Бендерской крепости… призрак безутешной женщины, бродившей вдоль каменных стен и призывавшей покарать басурман за причиненное ей горе. Последним, кто видел сей печальный фантом, был один фельдфебель 60-го пехотного Замосцкого полка, человек, между прочим, надежный, бывалый и рассудительный.

Государь, находившийся в приподнятом состоянии, без страху, но с особым вниманием выслушал рассказ и приказал принести ему перо и бумагу. Когда сие было исполнено, самодержец начертал несколько строк, в которых напомнил о полном освобождении края от османских захватчиков ещё в 1812 году и расписался. Это уведомление он велел по цепочке передавать от караульного к караульному, пока вновь не покажется безутешный дух. Что и было исполнено, после чего фантом действительно перестал появляться у стен крепости. Государь ведал, что делает. Освобождать от «крепостной зависимости» ему было не впервой…

Николай Феч.

Фото: www.oldchisinau.com

ИСТОЧНИК:
газета "Приднестровье" от 26.09.2020 г.,
рубрика "Культура", "Пою моё Приднестровье",
http://pridnestrovie-daily.net/archives/50310


Рецензии