Дежурное блюдо

Культуру съедает злоба дня.

(Из книги "Так говорил Чудотворцев")


Рецензии
Дени де Ружмон в своей знаковой работе “L'Amour et l'Occident”утверждает, что основой концепции куртуазной любви в западном мире — послужила разрушительная любовь Тристана и Изольды, этот памятник адюльтеру, настоящая любовь к смерти, эрос всепоглощающей страсти, которая, как бы сейчас сказали, сродни преступлению. Можно вспомнить, что Кретьен де Труа устами своей героини противопоставляет этой любви — закон верности и чистоты:

Я ваша вся душой и телом.
Единственному в мире целом,
Вам рада я принадлежать.
Не будем правду искажать!
К вам, друг мой, сердце тяготело.
Вам предназначенное тело
Навеки вам бы предалось.
Так тяжко мне страдать пришлось,
Как будто хворь неизлечима,
Но даже если я любима,
Известный мне претит роман.
Вы, слава богу, не Тристан;
Отвергнута моей натурой
Любовь Изольды белокурой,
И, кроме вас, никто другой
Вовек не насладится мной.

И ещё

Невинность лучше соблюсти
И праведно себя вести,
Не нарушая мудрых правил,
Как нам велит апостол Павел.

Я убеждён, что не только Франция уже забыла силу и значение этих слов.

Кельтские друиды считали женщин божественными существами, Гёте говорил о притягательности женской вечности, Новалис заявлял, что женщина — это цель для человека, герои «Астреи» д´Юрфе служат своим возлюбленным, словно рыцарское сословие не перестало существовать. Такое сакральное поклонение сохранится вплоть до нового времени, а потом внезапно исчезнет, чтобы ненадолго возродиться в серебряном веке и испариться вновь.

Меня всегда интересовала тема отказа и отречения. Что может внушить мужчине мысль об отрешённости по отношению к любовному чувству?

«Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть. Могий вместити да вместит».

Это можно понять когда «любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова», но так было не всегда.

Вы множество раз цитировали Лютера: «Кто не любит вино, женщин и песни, тот будет всю жизнь дураком, хоть тресни». Но как же тогда воспринимать таких великих «глупцов», стоявших на страже своей невинности, как: Декарт, Паскаль, Спиноза, Юм, Кант, Ньютон, Лейбниц, Тесла, Рёскин?

Вы для себя окончательно решили что для вас этот выбор? Любовь Тристана и Изольды или Клижеса и Фенисы? Мораль трубадуров или труверов? И кто для Вас вообще любимые женские персонажи в поэзии и прозе?

Харитон Отрадный   08.10.2021 19:56     Заявить о нарушении
Вы, вероятно, знаете, что, согласно Вейнингеру, человеческую личность образуют мужское и женское начало. При этом мужское начало тяготеет к женскому, а женское - к мужскому. В случае совершенного дополнения одного другим бывает великая любовь. Такова любовь Тристана и Изольды, а также Клижеса и Фениссы (не без вариаций). Что касается перечисленных Вами случаев (Ньютон, Лейбниц, Спиноза и т.д.), то в них, вероятно, мужское и женское совершенно уравновешивали друг друга. Отсюда совершенная гармония этих личностей, не лишённая, на мой взгляд, некоторой стерильности. Что касается меня, то мой любимый женский образ - Сольвейг. Кстати, Ярославна - свободный перевод этого имени на славянский язык: Солнечный Путь. А в переписке Блока и Белого возвеличивается гётевская Гретхен, преступница, противопоставленная праведнице Беатриче. Беатриче покидает Данте в раю, а преступница Гретхен своей любовью спасает Фауста от ада (Das Ewig-Weibliche).

Владимир Микушевич   09.10.2021 00:27   Заявить о нарушении
А сам Вейнингер не смог достичь полной гармонии. Вы находите справедливыми обвинения Розанова?

Из каждой страницы Вейнингера слышится крик: "Я люблю мужчин!" – "Ну чтó же: ты – содомит". И на этом можно закрыть книгу. Можно погрозить пальчиком: "Не выдавай тайны, баба! Скрой тщательнее свои грезы!!" Он говорит о всех женщинах, как бы они были все его соперницами, – с этим же раздражением. Но женщины великодушнее. Имея каждая своего верного мужа, они нимало не претендуют на уличных самцов, и оставляют на долю Вейнингера совершенно достаточно брюк».

Поэтическое чувство «миннэ» — отвергало плотскую любовь и брак. Такая любовь воспринималась как союз душ и сердец, что сближает её с неоплатоническим пониманием любви. Согласно Ружмоновской концепции — любовь представляет собой — страдание, которое быстро проходит при получении чувственного удовлетворения. Такой подход в новое время сведёт всё до донжуанства и либертинажа. Но для того, кто хранит в сердце истинную любовь, тело возлюбленной не является объектом вожделения и неуёмной страсти, которую эллины считали безумием.

Это что-то сродни восхождению, описанному Марсилио Фичино, где любовник, желая получить сердце возлюбленной, преодолевает любовь земную, и восходит к чистому и бесплотному эросу, небесной любви, которая доступна ангелам, к той любви, которая делает целомудренным.

И ещё мне тут кажется важным, что тот, кто любит всех — не любит никого. Но это касается не только любви.

Французский интерпретатор Гегеля и Кьеркегора Жан Валь представляет такого Христианина, который должен «сторониться официальной Церкви и оставаться членом Церкви воинствующей и, в сущности, невидимой Церкви Единственных». Или еще: «Церковь здесь на земле является воинствующей, но не побеждающей. Христианство — это полемическая концепция. А когда все становятся христианами, христианином больше не остается никто».

Некоторые исследователи объясняют в какой плоскости сейчас находится понимание эволюции образов демонологии, в частности, как видоизменилось понимание Сатаны.

1. Падший ангел, который испытывает чью-либо веру
2. Враг монотеистического Бога
3. Ересь. Не отсутствие веры, а другая вера
4. Модернистское представление: Атеизм. Как пустота вселенной, находящаяся в оппозиции к Церкви. Тут ничто понимается как противопоставление бытию Бога (Тот, кто есть, в Своей полноте)

Изначально можно было говорить о оппозиции, а сейчас о инверсии

Эти вещи следует разделять, ведь мы любим Петрарковскую Лауру не за то, что она была прапредком Маркиза де Сада, а Рильке не за то, что он был любовником матери Пьера Клоссовски.

Под стерильностью Вы понимаете чрезмерную рационалистичность, лишённую страсти и чувственности? В Маркабрюне, Жофре Рюделе, Раймбауте Оранском — витальности больше, хотя мы знаем о них совсем мало, тогда как Кант, к примеру, который жил много позже, и достаточно хорошо изучен, предстаёт в образе если не заводной игрушки, то рассудочной машины.

А мне нравится образ Диотимы. Ещё у Пеладана героини всегда нетривиальные.

Несчастная юность и неразделённая любовь часто рождают подлинную красоту. Это стихотворение Филиппа Майнлендера, как мне видится, не исключение:

Черное пламя

Словно осенние мертвые листья
падают с дерева, и разум растений
опускается в стылые корни -
так и я потерял
свою молодость, радость и силу.
Я опрокинул внутрь свою жизнь.
И даже весна
в новую молодость не увлекает
и пробуждение природы не дарит мне радость.
В лютом, болезненном гневе мой разум горит.
Так, возбужденное кровью,
сердце питает тепло,
породившее черное пламя.

Слезы, которые льет человек
у могилы надежд -
это сверкающая роса
его юношеских порывов?
Или отрада мыслителя,
который извлек корень мудрости?
Или нектар невинности,
вытекающий из поврежденного дерева,
чей разум расколот смертью?
Как облака, плывущие ночью осенней
трещат от раскатов грома,
так бушует в моей душе
предчувствие радостной смерти.
Я буду хранить свою боль.
Ты тоже её ощутишь.

Харитон Отрадный   09.10.2021 19:40   Заявить о нарушении
Великолепна концовка этого стихотворения. Затрагивая подобные темы, нельзя не вспомнить библейское: и будут два одна плоть. По-моему, этим всё сказано. Либо любящие одна плоть, и это истинный брак, либо они люди, отдельные друг от друга, то есть несовершенные. По-моему, у Вейнингера главное не его подавленные сексуальные устремления, а его понимание дополнительности, напоминающее "Смысл любви" Владимира Соловьёва, что сам я в принципе разделяю. Возвращаясь к романам Кретьена де Труа, существенно вспомнить отношения Ланселота и королевы Джиневры (Белый Призрак). Этим отношениям я посвятил специальную статью "Эзотерика рыцарского романа" в приложении к моему переводу "Ланселота" и "Ивэйна".

Владимир Микушевич   10.10.2021 00:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.