Это режет слух

Рассмотрим два примера.

Я читаю лекцию по праву студентам, которые ранее права не учили и для которых не оно является специальностью, - но курс знакомства с ним входит в число обязательных для них курсов.

И я говорю: не употребляйте, пожалуйста, некоторое выражение. Оно режет слух.

Что я имею в виду: искажение юридического термина так, что за тем выражением, которое образуется в результате искажения, - пустота. Термин - это слово или сочетание слов, значение которого точно. Термин всегда должен употребляться правильно (в особенности когда вы экзамен сдаете :-).

(Выражение и искажение - рифма, но сейчас она - просто так).

Чей слух режет странное выражение? Мой. Потому, что он натренирован. Слуха студентов-неспециалистов оно не режет.

Второй пример. В тот же день после лекции я просматриваю поэтический сайт: произведения и комментарии к ним. Читаю диалог:  читатель в комментарии предлагает автору  заменить выражение, которое режет читателю слух, на более красивое. Автор не послушался, и я рада.

Потому, что автор описывает нечто по-настоящему страшное. Для такой темы режущие слух слова подходят. Более того, более красивое выражение, если бы заменило их, было бы пошлым. Именно потому, что красивое.

В художественных произведениях режущие слух - то есть грубые, сверх меры эмоциональные - слова и выражения могут приветствоваться, если именно такова цель автора. Он может хотеть, чтобы читатель почувствовал грубость изображаемого.

Не всегда нужен кружевной носовой платок. Иногда лучше тряпка.

Но чей слух режет именно это грубое выражение? Читателя, предложившего замену. В свете его эстетических предпочтений. Для других читателей то же выражение может быть недостаточно грубым. Более того, даже крепкое ругательство на том же месте могло показаться недостаточно грубым - для тех читателей, кто привык к ругательствам в повседневной речи. Привычно - значит уже и не слишком грубо. Не поражает. Даже может вызывать комический эффект, которого в данном случае не требуется.

Возможен еще третий пример: неправильная речь. Использование неправильных форм слов и ударений. В том числе в художественных произведениях.

Это может резать слух? Да. Кому? Тем, кто знает, что эти формы и ударения - неправильные. А можно ли это оправдать - да. Потому, что это может быть приемом создания персонажа. Его речь имеет индивидуальные особенности. Или, что возможно, для него родной  - диалект. Человек разговаривает неправильно, но именно поэтому запоминается.

(Только желательно - наверное - чтобы читатель почувствовал: автор делает это сознательно).

Вспоминаются строки одного из любимых классиков об устах румяных без улыбки...  Забавный парадокс в том, что учителя должны эти строки знать, но не должны разделять того же мнения в ситуации приема экзамена. :-)

В общем, резать слух можно по разным причинам и с разной остротой.


Рецензии