Конкурс на досуге - 72. Задание!

Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

   Осень. Красивая пора увядания. Время поэтов и художников. Или сама осень является художницей? И она пройдя своей невидимой кистью меняет окраску: желтый, оранжевый, бурый, красный... Красный особенно красив на фоне оставшейся зелени. Краснеть могут и люди, не только листья - от чувств по разным причинам, включая чувство стыда. Но есть что-то, что никогда не краснеет, а могло бы?

Объявляется тема 72 конкурса на досуге:

   •   Charta (epistula) non erubescit  - БУМАГА (ПИСЬМО) НЕ КРАСНЕЕТ
             Эпи'стола нон эрубэ'сцит]
 
             /Можно понимать и так: бумага все стерпит/

    Выражение относится к римскому писателю и оратору Цицерону (106 – 43 гг. до н.э.), т.к. в его письмах «К друзьям» встречается выражение : «Epistola non erubescit» – «Письмо не краснеет», то есть письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказать устно.

   Цицерон, "Письма близким", V, 12, 1:
 Coram me tecum eadem haec agere saepe conantem deterruit pudor quidam paene subrusticus, quae nunc exprimam absens audacius, epistula enin non erubescit

"При встречах с тобой мне часто хотелось сказать тебе об этом, но меня удерживал какой-то едва ли не дикарский стыд; теперь, находясь вдали, я буду более откровенным - ведь письмо не краснеет".
 Цицерон в своём письме обращается к историку Л. Луккею [ В традиционном произношении Лукцей] с просьбой прославить его имя в своих сочинениях.

  Это выражение встречается и у других писателей:

  "Даю полную волю руке моей писать то, чего никогда не сказал бы Вам мой язык, потому, что чувствую, что мне так же бы трудно было хвалить Вас в глаза, как и оскорбить: epistola non rubescit [ Rubescit отличается от erubescit только видовым оттенком ], слыхал я от латинистов, и потому спешу Вам сказать, что бесконечно и глубоко люблю и уважаю Вас. (В. Г. Белинский - А. М. Бакунину. )
 
   "Я не знаю Вашей невесты, но уверен, что она - сестра Вашим сестрам. Передайте ей мой простой, задушевный привет, какой, думаю имеет священное право сделать человек человеку без всяких других прав. Я этого не выговорил бы в глаза, но epistola non erubescit, письмо не краснеет, по. самому близкому переводу. Я робок с женщинами: никого так не люблю, как их. Сила женственности самая страшная из всех сил. (В. Г. Белинский - Н. А. Бакунину, 28.XI 1842.)

  Из посланий Белинского видно, что он может писать всё, что чувствует и думает и даже то, что при личном общении ему было бы невозможно напрямую высказать. Это хорошо знакомо занимающимся стихотворчеством. В минуты откровения под личиной литературного героя поэт может многое сказать. И это в первую очередь относится эпистолярному жанру - каким является письмо, послание, обращение.

    Но есть и опасность... Действительно, любой человек иной раз считает себя вправе написать все, что угодно, в личном дневнике, письме или, к примеру, в социальной сети. Подобным записям не принято придавать серьезного значения. Некоторые люди, обычно сдержанные в общении, не ставят себе в письменной речи никаких рамок. Можно не стесняться, никто не осудит, ведь это всего лишь буквы.

    Вторая опасность - сомнительная достоверность. Никто не проверяет на достоверность бесчисленную художественную литературу. Неосуществимые планы, обманные обещания, затаенная зависть выплескиваются на страницы гораздо легче, чем в речь. В таких случаях и говорят: «Бумага (письмо) все стерпит» или «не краснеет».

Об этом писал даже Цицерон: «Epistola non erubescit», — писал он, имея в виду, что в Риме нельзя было вслух высказывать многие мысли, а вот записать их — пожалуйста, даже явную нелепость или ложь. В обиход вошла не сама фраза, а ее иносказательное толкование: письменная фиксация мысли еще не есть ее актуализация.
     Писатель Ж. Жубер справедливо отметил, что «все стерпит бумага, но не читатель».
      Думайте, что может принести в мир ваше письменное слово.
       Примером такого доносительства является кляуза, которую сочинили «друзья» Дантеса в произведении А.Дюма «Граф Монте-Кристо».
Бумажонка донос стерпела, а моряк провел долгие годы жизни в тюремной камере.
Пергамент — неодушевленный предмет. Она не заплачет, не будет протестовать, мстить. Молчаливо вытерпит все буквы, сложенные в слова на ней.
        Словосочетание «бумага все стерпит» обозначает — написанное на бумажном носителе может быть что угодно. Клевета, ложь, искажение фактов.
   С другой стороны, надо признать, что на бумаге ты можешь излить свой негатив, все плохое, что скопилось в тебе, но не срываться на других людях. Поэтому выражение бумага все стерпит, говорит о том, что она стерпит все негатив- плохое. А люди другие такое не потерпят.
     Бумага стерпит — в письменном или печатном тексте может быть клевета, ложь, искажение фактов. Она всё стерпит, не покраснеет от стыда, не будет протестовать. Но от этого глупость не перестаёт быть глупостью, подлость — подлостью. ... Бумага стерпит. В письменном или печатном тексте может быть клевета, ложь, искажение фактов..

  Но не будем останавливаться на отрицательном и негативном, а обратим внимание на возможность быть откровенным и раскрепощённым, особенно искренним, когда можно включить всю свою фантазию и поделиться самым сокровенным, и тогда может получиться нечто близкое к шедевру.
     Послание в стихах или эпистола (фр. ;p;tre, Epistel) — литературная форма, поэтический жанр, распространенный ещё в первой половине XIX века: письмо в стихах. Содержание его весьма разнообразно — от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Образцом можно назвать письмо Татьяны из романа "Евгения Онегина":

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.
*

В 20-ом веке этот жанр не прекратил своего существования:

    «Аудитория сыплет вопросы колючие, старается озадачить в записочном рвении. — Товарищ Маяковский, прочтите лучшее ваше стихотворение», — писал Владимир Маяковский в поэме «Лучшие стихи». На выступлениях слушатели действительно одолевали поэта записками, многие из которых были достаточно бесцеремонными.
Встречались среди них и такие:
«Слишком грязно полемизируете в стихах с пролетарскими писателями»;
«Маяковский! Любите вы водку? Женщин? Наглых людей? Хулиганов? Воров? Совершали ли вы убийства? За хулиганство сколько раз ночевали в участке?»

   Отвечая на записки, Маяковский говорил, что «рассчитывает прожить еще лет сорок» («Но после некоторых записок хочется застрелиться»).

    Автобиографическое эссе «Я сам» завершается так: «Еще продолжал менестрелить. Собрал около 20 000 записок, думаю о книге „Универсальный ответ“ (записочникам). Я знаю, о чем думает читающая масса». Друг Маяковского Павел Лавут прокомментировал фразу о двадцати тысячах собранных записок: «Скорей всего, что это лишь свойственная поэту гипербола. Но если реальна лишь половина этого количества, то и тут есть что почитать и над чем задуматься».
Замысел этой книги так и не был осуществлен.
Но приведём его стихотворение-послание любимой женщине:

                Лиличка   /В.Маяковский/

               /Вместо письма/

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом умо;рят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
несуетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

***                26 мая 1916 г. Петроград

Предлагается раскрыть эту тему по-своему, дорогие поэты! Может быть, у вас получится  в эпистолярном жанре показать фонтан своих чувств и откровений направленный на объект вашего особого внимания (от лица ЛГ), а может быть вы пожелаете посетовать на существующую проблему, к примеру - образования, когда учебники составляются не  всегда правдиво или несколько уклончиво, или пишутся исторические романы с искажением фактов. Наверняка у вас есть свой опыт... А может быть, вы пожелаете просто пофилософствать о слове, которое как воробей вырывается, если не устно, так письменно. А то, что написано пером, как известно, не вырубишь и топором. А это уже наша пословица.
___________________________

   Так дерзайте, друзья! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.

***

   Друзья, не будем узко подходить к раскрытию темы. Возможно, эту тему вам захочется раскрыть совсем в другом ракурсе. Уходим от банальности и штампов! И ещё... Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и поверили. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства! А может быть просто будьте с нами, не волнуясь - поймут ли вас. Не это главное... Рабочая обстановка при подаче заявок приветствуется, ведь только так можно помочь друг другу. А если кто не хочет воспринимать замечания, есть один хороший способ на Стихи.ру: "Спасибо за Ваше мнение". Зато будет понятно, почему Ваше произведение кому-то не пришлось по душе, что смутило. Хотя мы оцениваем достоинства, но иногда недостатки и недочёты, мешают восприятию. К примеру, нарушение принятой в начале формы - сбивает, если не сделано специально в угоду раскрытия смысла. И такое бывает...

   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

Приём до 24.00 субботы!!!  Но если надо, можно продлить приём до утра. Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!

Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   12.09.2021 00:23     Заявить о нарушении
Голосование открыто http://stihi.ru/2021/09/12/352

Маллар Ме   12.09.2021 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.