Сдвиг во времени

 (из сборника "О, Мадонна") 

Лариса не любила оставлять начатые дела неоконченными. Старалась всё «довести до ума».
Уже  знала  по опыту, что если отложить что-либо «на потом», то неизвестно, удастся  ли найти не столько время, а  больше желание, для возрождения  однажды «перегоревшего» энтузиазма.
Примером  тому - лежали в шифоньере  недошитые платья, пылились  на  полках  книги,  журналы и газеты, аккуратно сложенные, чтобы прочесть их «потом».
Но всё это не особенно волновало её, ибо это были мелочи, сущие пустяки.

Но вот недостроенная дача...
Документально  дача  была оформлена на сына, но Лариса отказывала себе во всём, тянула две работы, и вкладывала деньги в будущее.  Она считала, что  когда-то дети и внуки оценят её предусмотрительность и жертвенность.

Ей хотелось, чтобы дача сына была красивой, надёжной и удобной.  Хотелось  учесть и исключить  все  недостатки, допущенные  при  строительстве собственной дачи.
Ведь  когда  её  строили,  ещё  во  времена «застоя», любую доску, гвоздь, килограмм цемента надо было «доставать по блату».  Сейчас  всё  есть в продаже, были  бы  деньги.  Вот Лариса и старалась их заработать.

Дачи располагались на низком заболоченном участке. В самом начале их освоения были прорыты дренажные каналы, соединившие  небольшое озерцо в центре массива с  речкой Псёл. Они действительно помогли отвести лишнюю воду и осушить болотные земли.
Участок сына располагался на берегу такого канала, который Лариса называла «ручей». Весною ручей почти до краёв наполнялся водой, очень полезной для полива, а к середине лета пересыхал.  Место низкое, вокруг располагались участки, где не было ни строений, ни деревьев. Этот широкий зелёный простор, над которым свободно парило необозримое  небо, наполнял лёгкие свежим дыханием, радовал глаз и  возвышал  душу, создавая ощущение полного  единения с Природой, отстранения, хоть на время, от надоевшего шумного человеческого муравейника.

Участок осваивался с трудом. Сын занимался строительством, а Лариса с мужем воевали с веками не копанной заболоченной целиной, метр за метром облагораживая её. Уже четырнадцать лет воевали на пяти сотках, и ещё не всё освоили. Ведь и своя дача требовала внимания и заботы.
Но уже радовали глаз зелёные ряды клубники с крупными вкусными ягодами и несметным количеством усов, которые приходилось усмирять всё лето. Хорошо прижилась и родила чёрная смородина, а вдоль ручья давала мощную поросль  сортовая крупная  малина, саженцы которой Лариса специально ездила покупать в питомник соседней области. И всё остальное: виноград, овощи, даже арбузы и дыни были отменными.

Всё закончилось  внезапно и банально спустя пятнадцать лет.
Весной того года во всей Украине, неизвестно почему и откуда, возник небывалый высокий паводок.  Вода в ручье поднялась и разлилась по всем прилегающим низинкам, до самой дороги, отсыпанной выше уровня участков. Там, где  дорога  понижалась, стояли  глубокие  непроходимые озёра. Ни к домику, ни к огороду подойти было невозможно. В  низких местах воды было не меньше, чем на метр.

К  середине  лета  вода  на  дороге  немного  спала, и Лариса  изредка приходила к даче сына.  С тоской смотрела на сияющее под солнцем спокойное водное зеркало, на дне которого  заиливались и гибли  плоды многолетних трудов.
Но что поделаешь? Стихия.
Вода стояла до самого августа,  потом кое-где постепенно  стала  выходить  наверх суша - пропитанная водой вязкая  масса.  Зато весь участок быстро зарастал множеством болотных растений.

На следующий год  снова  был паводок, значительно ниже  прошлогоднего.  Тем не менее, он  окончательно завершил  победу  дикой  Природы над усилиями отдельно взятой семьи. Земля уплотнилась, заилилась. Сорняки всех видов и происхождений  пронизали и переплели её во всех направлениях  своими  мощными  и  глубокими  корнями. Чтобы освоить участок, надо было всё начинать сначала.
А кто даст гарантию, что  через  несколько лет  не повторится высокий паводок?

Сын категорически отказался что-либо делать на «болотной даче», да и Ларисе с мужем тягостно было смотреть на крах своих усилий. Дача уныло стояла, как памятник напрасно потраченным деньгам и трудам. А ручей, сделав своё  «чёрное дело», снова вошёл в берега, и вот уже шесть лет вёл себя спокойно.

Домик  стоял почти достроенный, красивый, с орнаментом  в сочетаниях  белого и красного  кирпича, с узорчатыми, сделанными на заказ,  решётками на окнах.
Хорошо, что додумались, и ещё до паводка сложили все стройматериалы в недостроенном домике, и тем спасли их от воды. Там, на фундаменте внутренних стен, и возле боковой стены, загораживая  окна, почти  под самый  потолок, высился сложенный в штабеля  кирпич, стояли  стеллажи, леса, доски, вёдра и прочие, необходимые для строительства вещи.
Ларису не покидало желание  довести  до победного завершения  начатое  дело:  достроить  дом  и поднять  уровень земли, обезопасив участок от подтопления.  Она уже и денег поднакопила на песок и землю.

И вот, спустя шесть лет, решила «проведать» недостроенную  дачу  сына. К тому же, готовится приватизация дач, придут землемеры.
Подойдя к участку, поразилась мощи дикой травы. Она заполонила всё: зелёная, сочная, высокая, выше человеческого  роста. Трое работников с приборами занимались своим делом, а она решила посмотреть, что там в домике. Еле-еле  пробралась  к  двери. Боялась,  что  замок  не  откроется,  но нет,  открылся  почти сразу.
Вошла  в  домик,  и поразилась  обилию  света.  Она помнила, что, где и как было расположено в доме,  и сейчас с удивлением осматривалась вокруг.
Необычно яркий прозрачный свет, словно живое существо,  расположился и занял весь внутренний объём дачного домика.  Свет струился от окон и повисал в воздухе, спокойным и ровным сиянием освещая всё вокруг.

Странно.  Тишина и свет,  от которого всё выглядело необычным и призрачным.
Эта  призрачность  обволакивала, убаюкивала и завораживала,  находясь совсем рядом, и в стороне,  не прикасаясь, но маня и приближаясь  незримо и неумолимо.

В сознании Ларисы возникла странная заторможенность. Яркий спокойный свет, пустое, давно покинутое помещение, совсем другое расположение вещей - всё  фиксировалось в памяти, но не анализировалось, не настораживало, не пугало.
И всё же, что-то удерживало её на месте, не давало вмешаться, разобраться,  сделать шаг вперёд или в сторону.
Как во сне, повернулась на месте и вышла из домика.

Пришла в себя, только  приехав в городскую квартиру.  Словно из тумана,  всплывали в памяти  очертания пустого  помещения, освещённого, как бы изнутри,  необычным, спокойным и ярким светом.
Только теперь возник страх и вопросы.  Куда девались кирпичи и стройматериалы?  Неужели их уворовали?  Но  как воры  проникли в дом?  Замок на тяжёлой бронированной двери не тронут, на окнах мощные решётки, потолок  перекрыт толстыми и тяжёлыми железобетонными  плитами.   
В  дом  никто  не  мог  проникнуть. Странно!

Эти размышления и сомнения мучили, и вызывали недоумение и вопросы.
Через несколько  дней  уговорила  мужа  поехать туда вместе с нею.  По пути рассказала о пропаже стройматериалов, и оба были в угнетённом состоянии.


Яркий  летний  день в  самом  разгаре,  солнце припекает и слепит глаза.
Снова дверной замок открылся легко. Вошли в домик.
Темно  и  неуютно. Высокие  стопки  кирпичей  загораживают окна, не пропуская солнечный свет.  На фундаменте внутренних стен, почти до потолка, возвышаются стопки огнеупорного кирпича, купленного давным-давно  для строительства  плиты и грубы.  Под  стенами  громоздятся  стеллажи, доски, вёдра  и всякие другие приспособления для строительства.
Лариса с удивлением осматривалась вокруг.  Она чётко  помнила всё, что было в прошлый раз.  Всего лишь  несколько  дней  назад,  в это же  время дня.  Почему сейчас всё не так?

Муж сердито что-то выговаривал ей, а она ничего не слышала, была шокирована. Пыталась, и не могла понять и объяснить происшедшее. Вспомнила своё тогдашнее состояние, ощущение нереальности и заторможенности.

И вдруг, словно чья-то подсказка извне, в её сознании отчётливо выкристаллизовалась мысль:
- Я побывала в другом измерении. Произошёл сдвиг во времени, и по воле случая я оказалась рядом.  Потому и помутилось  сознание, потому и было  ощущение  заторможенности и нереальности.  Наверное, хорошо, что я  быстро ушла из того  пустого, давным-давно покинутого помещения.

И  в то же время, в душе проснулось сожаление.
Ей предоставилась  возможность  прикоснуться к тайне,  а она растерялась, потерялась, и не поняла этого.
Время  сдвинулось, приоткрыв щёлочку, а потом  снова  встало  на  место.
Это не было случайностью.
Давно убедилась в том, что ничего случайного в жизни не бывает.
Но  даже  муж  не  верит  в то, что  она рассказывает правду.
Считает, что ей всё просто показалось.

Но  она-то  знает,  что  не показалось.
Точно  знает.
Она заглянула в иной мир, побывала у самого порога в другое измерение, и  ослеплённая  его  яркостью и неожиданностью,  отступила,  так ничего и не поняв.
Запомнила, осознала.

Зачем  приоткрылись  ей  врата времени? Зачем? Может, надо  было  пойти  вперёд,  использовать  шанс?
А она  испугалась  и  ушла.
И вот, даже муж иронически улыбается.

Она  решила, что никогда,  никому, не станет рассказывать об этом случае.  Да и зачем рассказывать? Самой бы разобраться.

  Где она была? В другом, параллельном мире? В другом времени? В седьмом, десятом, сотом измерении?  Кто сможет объяснить ей это?

Пожалуй, никто.

Но она там была!

Точно, была!

Точно!!!

26.07.2011


Рецензии
Аж мурашки по телу!... Жаль, что нам не дано прикоснуться к этой тайне...
Спасибо за интересный рассказ!

Валентина Лысич   11.09.2021 14:10     Заявить о нарушении
Очень рада, что понравилось.
Думаю, что новый - "Избавление" не оставит равнодушной.
С наилучшими пожеланиями,

Людмила Киреева-Силенко   13.09.2021 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.