Сопротивляющийся жених

В знаменитой "Повести о Петре и Февронии Муромских" один интересный (должно быть, прежде всего для читательниц) мотив связан с образом мужа, князя Петра.


Этот мотив, а не только более знаменитое единение влюбленных в смерти, общий у истории Петра и Февронии с легендой о Тристане и Изольде (я помню, что с ней повесть об этих супругах часто сравнивают). Он обнаруживается также в некоторых из произведений, признаваемых источниками легенды о Тристане и Изольде (а мой источник сведений о них - большая и очень интересная статья
А.Д. Михайлова в издании "Легенды о Тристане и Изольде" в серии "Литературные памятники", 1976).


Князь Петр, как и Тристан, иногда ведет себя как сопротивляющийся любовник. В случае Петра, чья история более целомудренна, лучше говорить о сопротивляющемся женихе.


Друзья Тристана тотчас же вспомнят соответствующие эпизоды легенды. Тристан - только формально в супружестве с Изольдой (или Исоддой) Белорукой, так как в брачную ночь вспомнил об Изольде Златокудрой, главной героине. В финале Изольда Белорукая мстит за это Тристану. Но еще раньше Тристан - сопротивляющийся любовник в отношениях с Изольдой Златокудрой, так как завоевал ее в супруги для своего дяди, короля Марка. Значит, начинавшаяся симпатия к нему героини, если бы не случайно выпитый ими вместе волшебный напиток, должна была бы остаться без ответа. И в центральном эпизоде легенды, в лесу Моруа, образ "сопротивляющегося любовника" спасает жизнь Тристану и Изольде: Марк находит влюбленных спящими, когда между ними лежит меч.


Князь Петр - сопротивляющийся жених, так как сперва нарушает обещание взять дочь древолаза Февронию в жены после того, как она его излечит. Препятствие для брака - в низком происхождении Февронии. (Тут можно ввернуть юридическую закорючку. Князь мог не только думать, что Феврония ему из-за ее незнатности не подходит, но и считать, что его обещание жениться, данное девице низкого рода, недействительно, - а значит, не исполнив, он не нарушил. Впоследствии бояре полагают, что незнатную княгиню муж может выгнать, дав ей богатство. Однако по сюжету повести князь узнает, что нужно соблюдать и обещание, данное неровне).


Феврония предвидит такое неблагоприятное для себя развитие еще тогда, когда приступает к лечению князя. Один струп на теле Петра она велит оставить несмазанным целебной мазью; когда обещание князя нарушено, из-за этого струпа возобновляется болезнь, так что Петр должен жениться.


Здесь читатель, любящий сравнивать, уже заметит, что в обоих случаях - и муромских супругов, и Тристана с Изольдой Златокудрой, - чтобы устранить сопротивление героя, требуется чудодейственное средство. Но только в истории Тристана обращение к такому средству происходит по ошибке, а в истории Петра и Февронии это - сознательный ход героини. В некоторых историях, родственных легенде о Тристане, есть похожий сюжетный поворот. Образ "сопротивляющегося любовника" в них отброшен героем из-за действий героини: из-за того, что она упрекнула героя в трусости. (В легенде о Тристане этот упрек превратился в грустное признание Изольды Белорукой ее брату Каэрдину, что ee муж Тристан менее смел, чем вода, попавшая ей выше колен).


Можно представить, что в "Повести" оставленный струп на теле Петра - это образ совести или Божьего гнева, который должен наказать героя за нарушенное обещание, но не так, чтобы герой потом не смог его исполнить. Читателю, может быть, хотят сказать, что укоры совести причиняют такое же страдание, как и тяжелая болезнь. Или Петр так их чувствует. И благодаря его раскаянию, Феврония его завоевала. :-) Да, еще одна общая черта между двумя легендами в том, что Изольда - тоже врачевательница.


Но самое интересное в мотиве "сопротивляющегося жениха" Петра, по-моему, в том, что по-настоящему его сопротивление преодолено не из-за возобновившейся болезни, а уже во время его брака с Февронией. Он любит жену, когда лучше узнал ее. И, стало быть, главное чудо совершилось не благодаря волшебному средству, а в повседневной жизни.


(В мультфильме 2017 г. по "Повести" равнодушие исчезает уже до свадьбы: Петр, познакомившись с Февронией, влюбляется в нее. Но на Петра влияют сословные предубеждения, в том числе - и в его окружении, да вдобавок, что очень понятно, он дорожит своей свободой. Возобновление его болезни выглядит именно как пробуждение совести. Феврония тут не принимает никаких предосторожностей, не оставляет ему одного струпа, чтоб заставить жениться, а доверяет Петру).


Петр в "Повести" меняется. Сперва он пытается ускользнуть от невесты-неровни, но в конце именно он, умирая, призывает Февронию, "дабы вместе отойти", то есть чтобы им умереть одновременно. Оба они в это время - в монашестве, и Петр в своем последнем обращении называет героиню повести сестрой.


Феврония не меняется: она всегда мудра, может совершать чудеса благодаря своей вере. Поэтому она - хорошая нравственная опора для Петра; она проявляет себя как утешительница во время их общего изгнания. Но именно по тому, как в "Повести" меняется Петр, читатель может судить об их супружеской любви. Ведь нам не показывают во всех подробностях их постепенного сближения. Главное изменение в отношении мужа к жене отмечено, наверное, именно тогда, когда супругам угрожает разлука по настоянию бояр, желающих изгнать княгиню: Петр предоставляет жене решить ее судьбу и сам отправляется в изгнание вместе с нею.


Два диалога героев - в начале повести и в конце - происходят через посредников, и это создает впечатление отдаления между ними. Но заметим: главные слова, выражающие потребность в жене ("Жду тебя, дабы вместе отойти"), Петр говорит - присылает сказать - Февронии уже тогда, когда они приняли монашество и, значит, их брак перестал существовать. Это деталь волнующая: выросшая любовь оказалась сильнее отказа от мирской жизни, она не оставлена в прошлом из благочестия. Герои отказались от имен, под которыми венчались, но не от нее.


Феврония более привлекательна для читателя (особенно если отставить тот струп, который заставил Петра к ней вернуться), но, наверное, сюжет "Повести" - именно в том, как меняется Петр. С помощью жены, но и потому, что сам он может измениться. Для того, чтобы герои создали свою любовь, ставшую такой дорогой для них, вместе.


Рецензии