Давайте поговорим

Уважаемые обитатели стихи.ру!

Обращаюсь с предложением прочитать нижеприведенный спор и высказать своё мнение. Я принимаю свою вину за чересчур личностный подход в моем комментарии, но прошу снисхождения, поскольку всегда стою на том, что любая трактовка авторских замыслов и мыслей должна быть подана исключительно в форме личного предположения исследователя и никоим образом не претендовать на роль главного «понимателя» потаенных замыслов, чувств, чаяний автора анализируемого произведения. Любое критико-аналитическое заявление с позиции «я знаю, что она думала» всегда вызывает во мне чувство гнева и протест. Предлагаемый ниже текст начинается ученым мнением аналитика, каковое, собственно и послужило источником для последующего столкновения. Также, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Ленку Воробей за поддержку моей хулиганской эскапады.

***
Эпиграф стихотворения, написанный в иной графической (длина строки) и размерной (двустопный /трехстопный) манере в композиции текста приобретает некую отстраненность и одновременно место перехода в фабулу повествования. Очень похоже на такое явление физического плана, как порог. Это необходимый рубикон сочетания помещений, но это та часть, на которой редко останавливаются. Это часть движения, хронотоп двух противоположностей: "входа и выхода".

Из эпиграфа следует, что автор строк, не лирическая героиня, а вечер, вскрывающий ее запястье и делающий содержимое вен источником своего творчества. Онлайн такой оборот очень напоминает посмертное послание С.Есенина. Но кроме этой отсылки, читатель может сформулировать еще несколько подсознательных нарративов:

- написанное принадлежит запредельному миру (ассоциация вскрытых вен отсылки к многочисленным добровольным окончаниям игры под названием "Жизнь");
- для рождения сюжета первостепенное значение имеет не настоящее, не действия, а воспоминания и прошлое "...и продолжит писать про былое";
- образ чернильницы выполняет две функции, оценочную и метафорическую. С одной стороны низведение лирической героини до банальной емкости с черной краской (сажей, разведенной водой или красителем), говорит об умеренной и сдерживаемой самооценке персонажа, а с другой, безальтернативность возможности запечатлеть внутренний опыт художественным словом, делает это явление незаменимым. Такое сочетание аскетизма и востребованности — свидетель неординарного внутреннего эмоционального диапазона, как несколько октав у оперных исполнителей. Этот коридор эмоций, часто граничащий в крайних точках проявлений, еще не раз отразится в системе образов и сюжетных линиях стихотворения.

Первоначально, с этим встречаешься уже в названии. В сочетании образа "Магдалины" и побуждения к ней "сойди". Здесь пространственная оппозиция на ментальном уровне сталкивает образ, ассоциируемый с раскаявшейся грешницей (низкая падшая женщина) и высотой, на которую она поднялась после духовного перерождения. Глагол "сойди"свидетель того, что низкое обрело высоту. Эта пара пространственного уровня высоко/низко аллегорически содержит в себе зерно отношения автора или рассказчика-вечера к факту внутреннего перерождения под влиянием веры.

Первая строка, преодолевая "порог" эпиграфа, связывается с заголовком до полного созвучия фразы "Магдалина сойди". Почему-то обращение Магдалина не выделено знаком, что позволяет увидеть в этом авторский подход , не допускающий паузу. Может быть в этом отсутствии паузы, но наличии "большой буквы", которая может быть вызвана и положением слова в начале строки, есть какой-то особый подход и магдалина стала образом нарицательным. Но это отсутствие обособления почему-то выглядит органично и не вызывает возражений. Глагол "сойди" в контексте последующего звучания представляется аналогом семантики "вернись". Вернись туда, где ты была изначально. К пороку, свободе, предначертанности того образом жизни, который вела. В такой трактовке, появившийся "красный снег" представляется почти итогом ее перехода в стан святых. Мало кто на этом образе не представит снег кровавым, а увидит,его, допустим, усыпанным красными маками или майскими транспарантами.
Ведь предают не только идеалы, предать можно и свой негатив. Предать в себе убийцу, женщину с легким социальным подтекстом, предателя, обманщика, труса...и казаться спасателем, пенелопой, гарантом, храбрецом...Предать свое я, с которым родился. Почему-то совершенствование не считается предательством, а называется улучшением добродетели. Но по модулю, уход от своих исконных качеств, все равно предательство...
Строка "потянусь на боль" — это почти идеомоторика психоматрицы героини, и ее реакция на собирательный образ женщины, претерпевшей переход с нижнего яруса на верхний на лестнице человеческих ценностей, книжных, но не живых. Когда человек потягивается, это непроизвольное движение, синхронизирующее тело с только его миром, где он прописывает себя, как балерина в танце тела, это своеобразный зевок мышцами туловища, та мета жеста, которая свидетельствует "вот в этих обстоятельствах я дома". И то, что лирическая героиня делает это движение после предложения "сойти на красный снег", говорит о том, что подсознательно, на языке тела, почти рефлекторной звериной волне, она почувствовала, что с этим переходом назад Магдалины связано и ее какое-то возвращение к себе самой, настоящей, а не отретушированной книжными ценностями...

Продолжать не стану. Показалось, что главная ценность текста, его знаю давно и с другого ресурса, уже лет как 10, именно в этом катрене. Эта болезненная мысль о праве негатива на место под солнцем в том виде, в котором он появился. Это тоже путь, и он бывает намного сложнее, чем переходы к ликам святых...

Кшесинская Деметра   30.07.2021 14:00   •   Заявить о нарушении


Уважаемая Матильда, то бишь Деметра Зевсовна.
Прочитав Ваше аналитическое сочинение по мотивам обсуждаемого стихотворения у меня ветром снесло шляпу, по-вашему, приблатненно-компьютерному, крышу. Хоть Вы себя называете аналитиком, Вы вступаете в ту же кучу дерьма, в котором давно сидят те горе аналитики и литературоведы, которые «знают», что автор хотел «этим» сказать. Там Вам и место. Если бы Вы и вправду следили внимательно за творчеством автора, то знали бы, что это стихотворение посвящено матери автора и несёт совершенно глубинно-семейное значение, не имеющее ничего общего с Вашими домыслами и параноидальными бреднями. Несмотря на пышный спектр терминов как литературных, так и сетево-стихийных, Вы показали полное непонимание природы и истоков творчества вообще и этой замечательной поэтессы в частности. Вы, скорее всего, тяжело ранены жизнью и событиями, которые были к Вам немилостивы, если верить Вашим откровениям на Вашей странице. Я беру на себя смелость предположить, что Ваш полностью ошибочный и глубоко ложный анализ есть следствие Ваших ошибок и неудач. А, значит, это есть анализ Вашего сумеречного состояния. И хоть я не специалист в психиатрии , но, будучи понуждаемый понятиями гуманизма, рекомендую Вам обратиться в клинику и попросить сделать Вам томографию. Говорят, на начальном этапе заболеваний это помогает определить необходимый курс лечения. Простите за рекомендацию, но Вы же пишете о поэтах, ничего о них не понимая. Желаю удачи. Хотелось бы услышать мнение начальника транспортного цеха, то есть Тов. Воробей.

Василий Шершнёв   30.07.2021 16:51   Заявить о нарушении / Удалить

В эпоху отказа от социальной системы всеобщего рая, и создания нового непонятного формата откатом к капитализму, на деньги обманутых совков и вкладчиков была снята очень качественная реклама для банка "Империал". Сюжетно-историческая, за красоту которой все долги правопреемнику СССР и простили...Был там один сюжет о том, как женщины спасают своих мужей, вынося их из плененного города на спинах. Катарсис зрителей, наблюдавших эти исторические "раскачки" в то время сыграл с ними плохую шутку. И до сих пор некоторые мужчины катаются на этих рекламных спинах...А пора бы уже самим, жить и кого-то защищать...Но не так..Не так..
Защищают, когда есть нападение...
Литературоведение не обязательно проекция авторского видения сюжета. И если оппонент хоть немного знаком с теорией творчества, то должен понимать, что слово, отпущенное автором на свободу, живет по законам этой свободы. А это значит, что его будут читать так, как позволяет опыт читателя или исследователя. Этому можно противиться, можно сочувствовать, можно ругаться...Но это естественный исторический процесс. А попытка "расшарить" сюжетно-композиционное" содержание произведения ему только на пользу, особенно в реалиях Стихиры, с ее цунами зеркал, и российского сувернета, живущего по закону пакетов Яровой в зоне стоячего болотного времени. Жаль, что храбрый рыцарь автора, на которого никто не нападает, не понимает таких элементарных вещей.
На будущее, если это непонятно, дискуссия окончена. Мое время рассчитано на более продуктивное использование ресурса, чем снятие мужчин с киношных спин. А троллей я по-своему нежно "люблю" в оппозиционной точке ненависти, они не дают мне сгореть в аду Стихиры и ее приторно-ласковой потоковой мишуре розовой лирики. Медицинские рекомендации уже опоздали. Здоровья Вам не желаю, за общение не благодарю, в уважении не признаюсь. Не люблю вранье этикета. Прощайте, рыцарь.

Кшесинская Деметра   30.07.2021 17:41   Заявить о нарушении

Чувствую пора вмешаться и сразу же не хочу. Пусть моё мнение будет летать где-то высоко, там, где и место поэтической мысли - НАД.

Единственное, чего не могу не отметить, так это абсолютное неприятие мной всяческой тяжеловесной зауми, которая тянет меня за подол вниз. И, ой как не люблю отсылки к неким литературным героям, которыми мы поэты, якобы живём. Стойко считаю, что все стихи, это - полновесные доносы на себя. А ямбом, хореем или амфибрахием я сама на себя донесла не важно, пусть хоть трижды пятистопным. Мне абсолютно комфортно в реалиях Стихиры, а слова отпущенные на свободу конечно же могут попадать к кому угодно: читателю, аналитику, критику, поэту, сумасброду, троллю, литературоведу и прочим ведам всего и вся и страшно пострадать от этого внимания. Но такова печальная участь уже сказанного.
Хулиганьё Василий прав, это стихотворение посвящено моей маме, о чем я неоднократно говорила на ранних выступлениях и ничего общего с глубинным анализом не имеет.

Уважаемая Деметра, вот Вы пишете «идеомоторика психоматрицы ... и т. д», а мне сразу приходит на память любимое четверостишие, написанное под влиянием похожих дискуссий

«Красивый сад с червивым сном стоит ограды для
И в том саду цветёт весной веревка и петля
И крепких веток ракурс лих под стать любому дню
Я б нас повесила на них за нашу болтовню»

С ув.ЛенКа

Ленка Воробей   30.07.2021 18:53   Заявить о нарушении

Продолжение:

http://stihi.ru/comments.html?2006/12/15-1190


Рецензии