Шлиссельбург и староладожский канал

                Помимо крепости,
                Пожалуй, лишь канал...

                Пусть и заросший
                Камышом с осокой..

                Моё воображенье
                Поражал!..

                Как будто некий
                Сказочный портал...

                Поскольку связывал
                С историей далёкой!..
                04.06.2021.



В пригородах Санкт-Петербурга можно встретить много интересных и старинных мест. Если вам любопытно узнать побольше об окрестностях Северной столицы, вы можете посетить старинный город Шлиссельбург, расстояние до которого из Санкт-Петербурга составляет всего — 50 км.

В переводе с немецкого языка "Schl;sselburg" означает — "ключ-город". Шлиссельбург расположен в Кировском районе Ленинградской области, в северо-западной части района на левом берегу Невы у её истока из Ладожского озера.

Шлиссельбург — небольшой город. Его население — всего 14 845 человек. Но туристы летом массово пополняют их ряды, приезжая сюда со всех уголков России и мира. Рядом с городом находится Ореховый остров, главная достопримечательность которого — старинная новгородская крепость XIV века. Поэтому и история Шлиссельбурга уходит далеко вглубь корнями.

Город был основан как новгородская крепость Орешек новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившим на острове Ореховый деревянную крепость. Здесь росло много лещины — лесного ореха, отсюда и название острова. А по острову крепость получила название — Орешек.

В 1353 году новгородцы заложили каменную крепость, возвели крепостные стены и башни. Шведы не раз осаждали Орешек, стремясь оттеснить Новгородскую республику от моря, и крепость неоднократно переходила из рук в руки.

В 1613 году крепость была захвачена шведами. Они переименовали её в Нотебург, по-шведски "N;teborg" = орех + город. В июне 1656 в ходе Русско-шведской войны (1656—1658) отрядам воеводы П. И. Потёмкина удалось занять утраченные в 1613 году земли Водской пятины и блокировать шведов в крепости, однако сама крепость, в отличие от Ниеншанца, так и не была взята.

В 1702 году город был отвоёван у шведов Петром I, который дал ему нынешнее название. В 1780 году посад на левом берегу Невы был преобразован в уездный город Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии. В предреволюционные годы в крепости на Ореховом острове действовала тюрьма, где содержались политические и уголовные преступники.

Староладожский канал. Имел в годы строительства другие названия - просто Ладожский, позднее Петровский канал. В начале 18 века являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, с его длиной в 117 километров, от шлюза в Шлиссельбурге до шлюза в Новой Ладоге.

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных из-за большого количества мелей с камнями, и частых сильных штормов.

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берёт начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м. ниже уровня Ладожского озера.
На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев и провести над ними судебное разбирательство. После этого строительство канала взяло на себя государство.

И уже летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек).

22 октября 1730 года под руководством генерала Х.А. Миниха строительство канала было закончено, и 19 (30) марта 1731 года было объявлено об окончательном открытии всего канала. Однако при строительстве не были учтены многие местные гидрологические особенности. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года было принято решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В 1765 году в Новой Ладоге было построено Новое устье канала — с целью упрощения судозахода из строящегося напротив Сясьского канала.

В 1800—1806 годах в Шлиссельбурге также было построено Новое устье с одним шлюзом.
В 1822—1833 годах шлюзы на Старом устье в Шлиссельбурге были полностью перестроены по проекту П. П. Базена. Вместе с ними были построены сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. В 1836—1842 году в Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством двух шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста.

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого водоизмещения используется Новоладожский канал.
 


Рецензии
Вадим.
Интересно написали.
Спасибо Вам огромное.

Дмитрий Ахременко   05.06.2021 05:19     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Вадим Константинов 2   05.06.2021 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.