Анубис. Повесть о двух братьях

Анубис (др.-греч., егип. jnpw Инпу) — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования), «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знаток целебных трав.

Саб (егип. sb «судья») или человека с головой шакала или собаки.
 Апулей упоминает о двух ликах Анубиса «один чёрный, как ночь, другой — золотой, как день».

О небесном характере Анубиса Плутарх писал:

Под Анубисом они понимают горизонтальный круг(Картуш:верхняя часть горизонта и нижняя часть горизонта. Горизонт могила/яма/пещера) , отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтидой(нефти да делает мумию:воск есть золотые волосы Нефтиды/лен/лучи солнца/свиток) , от видимой, которой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно соприкасается с границами тьмы и света, его можно считать общим для них. Из этого обстоятельства и возникает сходство, которое они вообразили между Анубисом и Собакой, животным, которое одинаково бдительно и днём, и ночью.Обе богини держат цепи которыми прикрован Сетх(сила хаоса) к столбу....
Бата, Бат (егип. B;t) — в египетской мифологии имя древнейшего божества, почитавшегося как в женском, так и в мужском образе.

Ба/бат-душа.
Бога Бата отождествляли с быком, центром его культа был город Каса (позже греч. Кинополь) столица 17-го нома Верхнего Египта. Также этот город был важным местом почитания бога-проводника в загробный мир — Анубиса. Анубис и Бата обычно считались братьями, что нашло своё отображение в сказке периода Нового царства о двух братьях, носивших имена Анубис и Бата.
Богиня Бат почиталась в образе систра с человеческой головой, коровьими ушами и рогами, считалась воплощением созвездия Млечный Путь. Центром её культа был город Хиу (греч. Диосполис Микра, столица 7-го нома Верхнего Египта. Связь её имени с этой областью сохранилась в названии нома — Бат. Довольно рано (во времена Нового царства) Бат была полностью отождествлена с Хатхор, богиней соседнего города — Иунет-та-нечерет (греко-рим. Тентира).

Бат- Хатхор.
Бык несёт на себе мумификации Осириса. Анубис держит, ведёт быка за хвост...


«Повесть о двух братьях» — древнеегипетская сказочная история, которая датируется временем правления фараона Сети II, царствовавшего с 1200 до 1194 годы до н. э. в эпоху XIX династии Нового царства.


История развивается вокруг отношений двух братьев — старшего Анупу, который был женат и заботился о младшем по имени Бата, как отец о сыне. Братья вместе трудились, обрабатывая землю и разводя коров, причём коровы разговаривали с Батой человеческим голосом и сами выбирали себе место, где им пастись, и Бата послушно вёл их туда, куда они сами желали. Однажды братья сеяли зерно в поле, и зерно закончилось. Тогда Анупу послал младшего брата домой, чтобы тот принёс ещё зерна для посева. Брат пришёл домой за зерном, и в это время жена Анупу попыталась соблазнить Бату. Тот в резкой форме отверг её домогательства, пообещав, однако, сохранить всё в тайне, после чего вернулся в поле к брату, и они продолжили работать. Окончив работу, братья вернулись в дом, и жена в отместку младшему брату сказала своему мужу, что его брат хотел её соблазнить. В гневе Анупу точит нож и, сжимает его в руке, начинает подстерегать брата, чтобы убить его. Но коровы, которых Бата загонял вечером в хлев, человеческим голосом предупреждают его, чтобы тот бежал прочь, ибо Анупу стоит за дверью хлева с ножом в руке. Бата увидел под воротами хлева ноги старшего брата и понял, что брат подстерегает его, чтобы расправиться с ним. Он бросается бежать, молясь богу Ра-Хорахти о спасении, а Анупу бежит за ним с ножом. Вняв молитве, Ра создаёт между двумя братьями озеро, кишащее крокодилами, через которое Бата, наконец, имеет возможность поделиться своей версией события, предложив для начала дождаться рассвета, чтобы Солнце стало свидетелем его слов. И вот один из братьев оказался на одном берегу, второй — на другом. Чтобы подчеркнуть искренность, Бата отсекает острым ножом для резки тростника свои гениталии и бросает в воду, где их съедает сом.

Бата заявляет, что отныне идёт в Долину Кедра, а на вершине кедра поместит своё сердце, поэтому он умрёт тогда, когда срубят кедр; но стоит опустить сердце в прохладную воду, как он, Бата, оживёт. Бата также указал признак, по которому Анупу узнаёт о его смерти: когда неожиданно выплеснется через край кем-либо поданное пиво. Выслушав план брата, Анупу возвращается домой и убивает свою жену. Между тем, Бата строит в Долине Кедра для себя новый дом. Как-то он встречает Эннеаду (Девятерицу), основных богов Египта, которые сжалились над ним. По просьбе Ра-Хорахти Хнум, бог, который часто изображается в египетской мифологии как творец человека, слепившего его на гончарном круге, создаёт для Бата супругу, в которой пребывает семя всех богов. Девица была прекрасна видом, но Семь Хатхор предрекли ей смерть от меча. Однажды, когда Бата был на охоте, его жена вышла погулять, но за ней погналось море, а кедр вырвал прядь её волос, которую волны вынесли во владениях фараона. Прядь источала прекрасный запах женщины, которым пропиталась вся одежда фараона, — ведь её вынесло в то место, где стирали царское бельё. Фараон поначалу был недоволен этим запахом и объявлял выговор своим придворным прачкам, так небрежно стиравшим бельё его величества. Но благодаря мудрости писцов он узнал, что эти волосы и этот запах принадлежат не простой женщине и что в ней сокрыто семя всех богов, и захотел обладать ею, сделав своей «Великой любимицей». Когда при помощи слуг фараону удаётся найти и соблазнить жену Бата, та коварно выдаёт секрет смерти своего мужа. Кедр, на котором Бата поместил своё сердце, срубают, и Бата умирает.

После смерти Баты пиво, поданное Анупу, выплескивается через край и мутится. Правильно растолковав знамение, Анупу отправляется в Долину Кедра, где ищет сердце брата более трёх лет, пока не находит. Следуя инструкции, Анупу помещает сердце в миску с холодной водой, Бата выпивает воду, сердце становится на место, и Бата воскресает. Затем он принимает форму быка и идет к своей бывшей жене во дворец фараона. Его жена, узнав о превращении Бата в быка от него самого, выпрашивает у фараона печень быка на съедение. Быка приносят в жертву, но две капли бычьей крови падают у косяков Великих Врат, а из капель прорастают два дерева персеи. Бата, на этот раз в виде дерева, вновь открывается своей бывшей супруге, и она опять выпрашивает у фараона услугу — деревья персеи для изготовления мебели. Во время рубки деревьев щепка отскакивает «Великой любимице» в рот и проглатывается, из-за чего она рожает сына, которого фараон в итоге объявляет наследным принцем. Когда фараон умирает, наследный принц (воскресший Бата) становится фараоном, а своего старшего брата Анупу провозглашает наследным принцем. Неверная жена предстаёт перед судом вельмож, и те приговаривают её к казни от меча, как предсказывали ей это некогда Семь Хатхор. История заканчивается счастливо — братья в мире и согласии правят страной.


Рецензии