Анаксагор

Анаксагор / Anaxagoras (ок.500, Клазомены,-428 до н.э., Лампсак) - древнегреческий философ, математик, астроном. Основатель афинской философской школы. Раннее воплощение Иисуса Христа (см. П/П-8.12.38).

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.)

Анаксагор родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла - фактического правителя этого города-государства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.



Однажды его стали обвинять, что ему нет дела до родины, а он в ответ указал на небо. Говорил, что стоит жить только ради созерцания неба и устройства Вселенной. Заявлял о существовании других, кроме Земли, населенных миров в Космосе. Первый заговорил о глыбах в небе, подобных Земле или раскаленных, включая Солнце, Луну, видимые и невидимые небесные тела. Именно описание Солнца не как бога, а как тела послужило поводом к обвинению его в безбожии, и ему пришлось покинуть Афины. В Лампсаке после смерти был "героизирован" - установлен был его культ. Верно описал явление солнечных и лунных затмений. Предлагал и другие естественнонаучные объяснения. Удачно высказывался о метеорологических явлениях. Высказывался по проблемам психофизиологии, в том числе создал теорию ощущений. Возможно, первый проводил научные анатомические вскрытия. Книга его "О природе", энциклопедического характера, сохранилась лишь в двух десятках процитированных фрагментов и в ряде сомнительной точности пересказов его идей.


Описал как организующий принцип Вселенной беспредельный Космический Разум, Ноос (Ноус, Нус). Шкалу величин частиц продлил беспредельно в обе стороны (таким образом, первый в Европе дал математическое понятие бесконечно малой величины). Эволюцию представлял как смену сочетаний (своего рода химических формул) частиц-"семян". Сами бесконечно малые первичные семена в ходе перемен форм сохраняются и существуют вечно. Верно называть рождение, возникновение неорганических объектов и живых существ неким сочетанием, а смерть, якобы уничтожение, - разделением элементов. Ничего не возникает из небытия. Начинается же эволюция с того, что Нус порождает вращение начальной материи (смеси) и в этом вихре разгоняет по слоям собранное в плотные агрегации и разреженное (тонкое), холодное и горячее, влажное и сухое, темное и светлое, устраивая порядок. До полного разделения, однако, процесс не доводится, сохраняется единство. А. выдвигает принцип "все заключается во всем": любая сложная комбинация, вещь или существо содержит в себе долю всего, нет ничего обособленного, отдельного в мироздании. Внешний вид демонстрирует лишь преобладание семян некоторых качеств.


Материалисту, следующему атомистической теории, можно предложить для признания естественности этих идей чем-то схожие закономерности плотного мира. О внешности: при кристаллизации из раствора выпадают кристаллы определенного вещества соответствующего облика, которые практически обязательно включают многие примеси раствора, но это не изменяет внешность кристалла, определяемую основным веществом. О многообразии форм проявления единого: по одной и той же ДНК строится сложный организм, клетки и ткани органов которого в разных местах имеют значительно различающиеся химический состав, структуру и внешность: глаз, печень и т.д. Таким образом, даже физико-химическая материя демонстрирует соответствия теории А-а, но дело еще в том, что он говорил о "семенах", доступных не органам чувств, а лишь уму, то есть, надо полагать, о духовной и ментальной материи. Семена предметов и существ и сами предметы и существа - не одно и то же. Его утверждение (семена живых существ падают на землю из "воздуха", причем семена растений - из нижних холодных уровней, а животных - из высоких горячих) показывает, что он иногда имеет в виду не физические семена (зерна или гены). Ведь о физической наследственности он также высказывается в других фрагментах вполне "материалистически". Почти то же самое о нахождении первичных "семян" в тонкоматериальном потенциале Дао в те же времена в Китае говорил Лао-цзы.


"...и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться не устаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими Учениями... Он впитал утонченность мысли Греции. Он ценил искусство... был внутренним рычагом многих мероприятий" (Н-166). Ныне считающаяся новой и прогрессивной для астрофизики идея первичного толчка, порождающего расширяющуюся Вселенную, схожа с анаксагоровой, но, замечая центробежное движение, забывает о вращательном (в сумме же получается спиральное), и обходит вопрос о том, что или кто породил толчок.

Из Теософского словаря) АНАКСАГОР (Греч.) Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет до Р.Х., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Эврипид, Архелай и другие выдающиеся люди и философы. Он был очень ученым астрономом и одним из первых обнародовал то, чему Пифагор учил тайно, т.е. движение планет, затмения солнца и луны и т.д. Именно он учил теории о Хаосе, по принципу "ничто не рождается из ничего", и об атомах как о сущности и субстанции, находящейся в основе всех тел, "той же природы, как и те тела, которые они образуют". Эти атомы, учил он, привел в движение Ноус (Вселенский Разум, Махат индусов), этот Ноус есть нематериальная, вечная, духовная сущность; этой комбинацией был образован мир - материальные, плотные тела спускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались вверх и распространялись в верхних небесных сферах. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, он учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша земля, и что солнце есть пылающая масса; что луна - темное, необитаемое тело, получающее свой свет от солнца; кометы - блуждающие звезды или тела; и к тому же, превосходя упомянутую науку, он заявлял, что абсолютно уверен в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, не может быть наглядно доказано. Он умер в изгнании в Лампсаке в возрасте семидесяти двух лет.
Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: "Все, что имеется, было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок". За это его даже прозвали Умом: Тимон в "Силлах" говорит о нем так:

 Был, говорят, и Анаксагор, сей Ум многомощный:
 Впрямь, не его ли умом, от сна пробужденным внезапно,
 Все, что разлажено было дотоль, вдруг сладилось вместе?

Первоначало движения есть Ум. Такие тяжелые тела, как земля, занимают нижнее место; легкие, как огонь,- верхнее; а вода и воздух - среднее. Ибо именно так поверх плоской земли отстаивается море и влага превращается в пары под солнцем.
На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: "Для наблюдения солнца, луны и неба". Ему сказали: "Ты лишился общества афинян". Он ответил: "Нет, это они лишились моего общества"1. При виде Мавсоловой гробницы он сказал: "Дорогостоящая гробница2 - это и образ состояния, обращенного в камень". Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: "Спуск в Аид отовсюду одинаков".
А когда он умер, граждане Лампсака погребли его с почестями и над могилой написали:

 Тот, кто здесь погребен, перешел пределы познанья -
 Истину строя небес ведавший Анаксагор.
А вот и наша о нем эпиграмма:

 Анаксагор говорил, что солнце - огнистая глыба,
 И оттого-то ждала мудрого смертная казнь.
 Вызволил друга Перикл; но тот, по слабости духа,
 Сам себя жизни лишил - мудрость его не спасла.
Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они - лишь небольшая часть среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.
Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус).

Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю - это метеориты.
"Урусвати знает почему не следует говорить дурно о перешедших в Тонкий Мир. Мыслитель часто предупреждал людей об этом. Не в Риме, не в Греции создалась эта истина, гораздо древнее люди уже понимали соотношения между мирами. По многим причинам Тонкий Мир требует весьма бережного отношения. В нем все живы мыслью и потому земная мысль может чрезвычайно тревожить тонкие существа, и они, в свою очередь, могут отвечать недобрыми мыслями. И особенно в низших и срединных слоях существует мстительность, вызывать ее не следует.
С другой стороны, можно вредить совершенствованию таких существ. Они, может быть, уже изживают свою неправедность, и немилосердно будет посылать в след собачий лай. С третьей стороны, могут ли люди судить о побуждении многих действий? Неправыми суждениями люди лишь отяжеляют свою карму. С четвертой стороны, люди судят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости. Каждое лишение радости есть великое несчастье. Мыслитель заимствовал от Анаксагора о бережности к Тонкому Миру. Порывая тонкую ткань, мы рвем и нашу одежду.
Мудрый нисходит в наибольшую темноту, чтобы вывести и оттуда ждущих искупления. Мудрый не будет осуждать страждущих, но поведет их туда, где брезжит розовый луч расствета. Кто знает, не поведет ли мудрый и бывших врагов своих? Среди тьмы мудрый не будет рассматривать всех ждущих пути. Мудрый заботится лишь помочь нуждающимся. Там, около Света, мудрый лишь улыбнется, заметив кого он вывел, те же устыдятся и осуждение поникнет.
Урусвати вывела многих из тьмы и близких, и дальних, и друзей, и врагов. Смысл в том, чтобы идти к Свету. Тьма закрывает глаза, но пришедший извне может различить проблески Света, там будут и лучшие обиталища. Эти олова запомним. И Мыслитель, и Анаксагор их повторяли. Оба Они были гонимы и осуждаемы. Внутренняя Жизнь Братства будет понятна, когда усвоим подробности жизни Героев".
Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: «Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке».

Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение. Можно привести много примеров, когда люди извращали смысл Учения, ибо в разных наречиях слова имели различное значение. Но наречий было много, иногда соседние роды употребляли свои выражения. Кроме того, были так называемые священные знаки, которыми пользовались жрецы и иерофанты, но отдельные слова проникали в народ и употреблялись без смысла. Впрочем, во всех веках происходила ломка языков...»"

При ярой оценке познания, уявленного внутренним человеком, нравственность последнего будет иметь огромное значение. Если бы физиология человека дополнилась изучением тонкого тела, которое является связующим мостом всех состояний Бытия, то наша Земля вступила бы в Новый Век Великих Открытий. Энергия психическая есть энергия Всеначальная, ярая действует молниеносно.
Новая Психология займется изучением физиологии Психической Энергии или духа, выраженного в человеке в действиях психической энергии.
Дух есть Космический Огонь. Психическая Энергия ; его выражение на плане человеческом. Венец Психической Энергии есть МЫСЛЬ.
_______

Философский камень был найдет древними мудрецами и хранился ими в глубочайшей тайне из-за страшной его силы, как созидающей, так и разрушающей. Кристалл сокровища имеет бурый цвет и форму расплющенного куба. Шестиконечная звезда есть символ Всеначальной энергии. Легенды окажутся правдивее догадок или теорий ученых. Ярая красота уявлена во вмещении жизни со всеми ее ступенями сознания.;
Солнечное Сплетение ; главное хранилище кристаллов психической энергии и тем самым психическая энергия трепещет и вибрирует на все воздействия Космоса.
Путь Моей Ученицы и есть путь трансмутации тонкого тела в философский камень, или трансмутации тонкого тела в огненный камень Анаксагора*. Моя ученица утверждена на трансмутации Алхимической. Золото сердца трансмутируется в философский камень. Сердечное золото трансмутируется в кристалл Психической энергии. Сердечное золото трансмутируется в кристалл космического Атома.

Божественный Огонь являет свои искры во всем сущем. Сокрытые потенциалы этих искр, хотя и невидимы, но должны быть приняты как основа всех проявлений. Эту искру нужно принять как звено в каждом центре организма. Взяв эту истину за основу, можно представить себе, как центры объединены функциями. Каждая божественная искра вдыхает и выдыхает огонь, который служит объединителем.
Все силы потенциального духа напрягаются в этом постоянном обмене. Потенциал каждого центра есть звено к бессмертию, потому так велико заблуждение, которое толкает к физическим упражнениям. Именно не извне, но изнутри может разгореться искра Божественного Огня.
Когда дух будет почитаться как Священный Огонь, то утвердится великое восхождение. Единый Божественный Огонь является объединителем всех энергий. Зерно Духа есть тот Магнит, который собирает все закладываемые энергии. Зерно Духа и действие составляют центр жизни.
В бессмертии Духа будут заложены все явления жизненных энергий. Ведь Дух, отделившийся от тела, сохраняет всю совокупность энергий высших и низших.
Огонь есть Основа, но психическая энергия есть уже сочетание Огня с Мыслью. Огненная энергия наполняет все пространство, но становится психической энергией при сочетании с мыслью. Огненная Энергия нуждается в сочетании с мыслью, тогда огонь выявляет все качества психической энергии.
Всеначальная энергия есть Основа Мироздания. Она становится настолько ярой в своих проявлениях при сочетании с различными элементами, что являет разные степени напряжения.
Всеначальная Энергия наполняет все Сущее. Основная Энергия одна. Энергия мысли ; одно из самых высших проявлений, или качеств, Всеначальной Энергии Мироздания.
Огненная Энергия по своему значению есть первозданная всеначальная энергия, которая при ее сочетании с организованным фокусом или организмом становится психической энергией. Именно Всеначальная энергия становится психической при сочетании с мыслью.
Огненная энергия проявляется как жизненная энергия, или сила, во всем проявленном Бытии.
Жизненная энергия уявлена не на уничтожении ее, но на трансмутации, причем, эта трансмутация беспредельна, как и сама основная огненная энергия.



Агни йога.
Е.Рерих.


Рецензии