трудности перевода

я читаю

лавина
сель
оползень

я пишу

дом
деревья
в саду


Рецензии
Так, так, так -
говорит пулемётчик.
Тук, тук, тук -
говорит перевод.

Владимир Алисов   21.02.2021 14:42     Заявить о нарушении
И ведь ладно ещё, когда Пастернак переводит Верлена :)
Никакого отношения к стихам Верлена переводы Пастернака не имеют.
Ну так что ж?
Это другие, самостоятельные, и очень хорошие стихи,
написанные "по мотивам".

Но часто переводят так, что остаётся только пригорюниться.

Хорошо, что я не знаю испанского и итальянского, вообще ни в какой степени.
Мне любые переводы Унгаретти или Хименеса кажутся прекрасными :)

Бонита Аурелия   21.02.2021 14:58   Заявить о нарушении
Перевод и разные его школы - это конечно сложно. Но меня удивляют "переводы с подстрочника". Многие известные поэты так "переводили" с разных языков, не владея ими - странный подход к переводу.

Владимир Алисов   21.02.2021 15:39   Заявить о нарушении
Сегодня, при доступности любых онлайн-словарей, ситуация ещё хуже.
С таким подспорьем, многие всерьёз решили, что переводить поэзию может
кто угодно.

Бонита Аурелия   21.02.2021 15:54   Заявить о нарушении
Верлибр напоминает подстрочник каких-то очень хороших стихов, написанных на неведомом никому, может, инопланетном, может, потустороннем языке.
Верлибр — это тень стихов.
Он словно из другого мира, где не действуют наш ритм, наши созвучия.

Н.Елисеев

Владимир Алисов   21.02.2021 16:08   Заявить о нарушении
Елисеев пренебрёг уточнением: ЕМУ не слышные ритмы и мелос.
Так-то ничегошеньки "инопланетного" в хороших верлибрах нет.
Просто большинство не слышит их звучания.
Это нормально.
Разницу между аналоговой и цифровой звукозаписью тоже мало кто способен
реально расслышать.
Но она, безусловно, есть. И ещё какая! :)

Бонита Аурелия   21.02.2021 16:25   Заявить о нарушении
Говорят о своеобразном ритме в верлибре, но я иногда чувствую, сочиняя, что надо наоборот убрать всякое подобие ритма. Может быть, он всё равно остаётся, но совершенно другой, скрытый. Всё это очень интуитивно... какой-то внутренний камертон. Те, кто этого не чувствуют, считают, что любой верлибр - просто "проза в столбик". Хотя и проза в столбик это не обязательно плохо. Я сейчас скачал полное собрание Ремизова, там у него бывает на грани между верлибром и прозой.

Владимир Алисов   21.02.2021 17:24   Заявить о нарушении
Я считаю, что мне понятно то, о чём Вы здесь говорите.
Да, очень часто хочется сделать музыку скрытой.
Это как разместить полный нотный ряд внутри одной ноты.
А с его нотами тот же фокус провернуть.

Но это не метод, на самом-то деле.
Хотя бы потому, что это почти никто не способен оценить.
А если нет никакого внешнего отклика - то к чему подобная изощрённость?
Для потомков? Будущих поколений читателей?
Лично мне абсолютно наплевать на любые будущие поколения.
Меня интересует мнение моих современников, и только.

Бонита Аурелия   21.02.2021 17:54   Заявить о нарушении
Игорь Белавин часто сокрушается, что теперь почти нет настоящих читателей, и поэзия всё меньше кого-то интересует. А я думаю, что в будущем она вообще превратится в очень экзотическое хобби для единиц, наподобие собирания спичечных этикеток или бабочек.

Владимир Алисов   21.02.2021 18:32   Заявить о нарушении
Так если мы попросим у Игоря портрет "настоящего читателя",
то вполне может оказаться, что лично для нас такой "настоящий читатель"
и даром не нужен :)

Я утрирую, конечно. Но Белавин чересчур "вовлечён".
Нельзя относиться к стихам, как к чему-то особенному, значительному,
превосходящему саму жизнь.
Никакие стихи ничем таковым не являются.
Стихи - исчезающая, пустая мелочь, на фоне реальных трагедий и комедий жизни.
Пыль на ветру.

Бонита Аурелия   21.02.2021 22:21   Заявить о нарушении
Да, Игорь уверен, что стихи это некая высокая "миссия", и даже мне писал, что такая миссия у меня якобы есть (видимо, надо стараться ей соответствовать). Но я тоже не верю в миссии. Ну, Вы наверно читали Белавина в дискуссиях, он пишет, что поэзия должна быть "вертикальной", т.е. иерархичной, а я вот якобы придерживаюсь "горизонтального" взгляда. Здесь как-то сложно, отчасти Игорь и прав. Я для себя считаю так, что вертикаль существует, но она в какой-то мере условная.

Владимир Алисов   21.02.2021 22:39   Заявить о нарушении
Конечно,"вертикаль" есть.

Пушкин - Лермонтов - Тютчев - Блок - Мандельштам - Цветаева - Есенин - Хлебников - Заболоцкий.

Вот вертикаль.
Кому не понятно? Кто возразит?
Ну и что?

Когда Ваша тётя умирает от рака и Вы видите её страдания в терминальной стадии /я о своём сейчас/ - что Вам Пушкин, Лермонов, Тютчев и остальные?

Когда "яжемать!" бросает в лесу на морозе трёх своих детей/недавняя история/ - что Вам до Есенина и Мандельштама с Блоком и Заболоцким?

Стихи страшно переоценивают.
Стихи - ерунда.
И абсолютно никакого значения они не имеют.

Бонита Аурелия   21.02.2021 22:51   Заявить о нарушении
Это о "горизонтальном" пошло ещё с одного моего разговора с Владом Пеньковым. Я тогда написал Владу, что когда читаю "Путешествие на край ночи", отождествляю себя с Бардамю, на что Влад ответил, что у Бардамю "горизонтальный взгляд на жизнь". Здесь дело в том, что Влад очень верил в Бога и пожалуй тоже смотрел на свои стихи как на миссию. Мы не успели с Владом договорить, и я так до конца и не понял его трагичную сложность. Незадолго до смерти он мне писал, что у него скоро будет долгое разбирательство с Богом.

Владимир Алисов   21.02.2021 23:00   Заявить о нарушении
Ну,это всё пустые красивости.
Ни у кого никаких "разбирательств" или "препирательств" с Богом/при условии, что он вообще существует/ не будет.

Как остроумно заметил Крушельницкий: "Людям нравится себя преувеличивать".

Бонита Аурелия   21.02.2021 23:05   Заявить о нарушении
Если Влад писал стихи с постоянными страшными болями и даже в последние часы жизни, я всё же не думаю, что он мог увлекаться красивостями. Здесь что-то глубоко личное и трагическое, он писал ещё, что с ним когда-то случилось такое, о чём он никому не сможет рассказать, но до сих пор очень на него влияет. А разбирательства с Богом - что же, если человек чувствует себя Иовом... Да в каждом ведь есть такие сложности, я и в себя не решаюсь слишком заглядывать.

Владимир Алисов   21.02.2021 23:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте) А мне оба ваши мнения не кажутся противоречивыми, в том смысле, что поэзию можно воспринимать немного иначе, не так, чтобы ставить её в разряд бесполезной красивости, но и не так, чтобы называть её миссией, она не то и не другое, а вот как - сейчас сказать не могу) Но мне она, поэзия, представляется как одна из стихий природы. Есть много цветов, акт цветения для них общий, если один цветок сорван - другие продолжают цвести, цветение не прекращается на земле, не прекратится и поэзия, само цветение больше чем миссия, цветение больше чем желание подарить цветок, в том смысле, что подарить цветок может быть миссией, но миссия бесконечно мала на фоне цветения как такового. Поэзия и миссия и юесполезность одновременно,и одновременно не то и не другое

Тёмо Ангелопулу   24.02.2021 07:44   Заявить о нарушении
Привет, Тёмо, очень рад, что Вы наконец открылись!
Я в общем согласен с этим цветением, но пытаюсь представить, что бы Игорь Белавин сказал на это. Наверно написал бы, что среди цветов много сорняков, а когда всё растёт стихийно, трудно разобраться и правильно рассортировать растения :)

Владимир Алисов   24.02.2021 11:25   Заявить о нарушении
Ему виднее) а у меня, похоже, напрочь отсутствует критическое мышление, я люблю сорнякм не меньше, чем культурные растения, противоречия мне не кажутся противоположностями, и при всём при этом мне кажется, что ваши, например, противоречия - прекрасно, что они есть, прекрасно, что есть такой критик Игорь Белавин Песни, и одновременно всё это жутко трагично, и одно не исключает другого, и всё это жизнь, а поэзия одно из проявлений этой жизни, состоящей из бесконечных противоречий и парадоксов

Тёмо Ангелопулу   24.02.2021 11:58   Заявить о нарушении
Ура! Ты вернулся, Тёмушка! Я так рада! :):)

Бонита Аурелия   24.02.2021 12:03   Заявить о нарушении
Ты стихийный диалектик, Тёмушка :)

Бонита Аурелия   24.02.2021 12:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Бонита, спасибо, Владимир!) ну что вы так переживали, други мои?) я и не уходил никуда, это я так вдохновение дразнил, экспериментировал с самим собой над самим собой, мне было интересно вернуться в достихирное состояние, а потом выпрыгнуть из него с букетом новых стихов, но, видимо, с вдохновеньем такие штуки не проходят, оно вообще никаким причинам не поддаётся, или оно приходит, но не для стихов, а чтобы просто побыть в её тонком еле уловимом присутствии)

Тёмо Ангелопулу   24.02.2021 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.