Непутёвые путевые заметки. Про опоздания

Начало здесь
http://stihi.ru/2021/02/11/5267
 
      Однажды, когда мне было лет восемь, мы сели не на свой поезд. Ехали из Перми – от бабушки с дедушкой – домой, в Красноярск. Мама, папа и мы с сестрой Юлей (она младше на четыре года). Сначала был вокзал, чемоданы, толпа, голос диктора – всё как всегда. Потом мы, опять же, как всегда, подхватились и заспешили на перрон. Ничего неладного не подозревая, подошли к вагону – на вагоне, разумеется, табличка с маршрутом следования «Москва – Хабаровск» (именно то, что нам нужно), втащились внутрь... Надо припомнить, что билетики тогда были маленькие такие, картонные, цвета обёрточной бумаги или немного темнее, и если поезд проходящий, то и место не обозначено – садишься в вагон, а проводник тебе указывает незанятые места…
      И пошли мы странствовать по вагону (мы с Юлей долго тогда ещё не могли понять, почему мы не занимаем места, а ходим с вещами туда-сюда), потом уже стали ходить по всему поезду. Купейные вагоны с молчаливыми дверями (уже был довольно поздний вечер), плацкартные с хихикающими в полумраке детишками и падающими с полок подушками… и все эти вагоны чужие, не наши. Потом встали где-то в тамбуре. Там мы с Юлей и заревели – надо же было когда-то. Кто первый начал, а кто подхватил – не помню, конечно. Между тем, мимо со свистом пронёсся другой поезд – «Москва-Хабаровск», скорый, с незанятым купе, где мы сейчас могли бы ехать, смеяться, дурачиться на верхних полках и ронять подушки на пол… И ведь надо же было этим двум проходящим поездам с одинаковыми маршрутами (один был «скорый», другой – обычный пассажирский, тормозящий на каждом полустанке) оказаться рядом на перроне и стоять на одной платформе в течение нескольких минут – времени достаточного, чтобы мы так промахнулись!
       Нет, место нам потом нашли, и даже не пришлось долго реветь в тамбуре – заняли мы предоставленное нам купе, и оставшийся путь домой прошёл без эксцессов…

                ***
        Наверное, с посадкой не на тот поезд может сравниться только опоздание. Но если в первом случае виновата только твоя невнимательность (ну ещё, конечно, невнимательность проводника, впустившего тебя в вагон), то во втором…
       Ну, конечно, человек может спутать время, спутать дату, прособираться… Но когда ты ничего не перепутал, вышел из дома  заблаговременно, даже с запасом, а такси по дороге сломалось, трамвай стал на линии вместе с другими трамваями ввиду отсутствия тока, или даже такси не сломалось, но водитель повёз тебя какими-то дебрями и заблудился…

                ***
          Первое моё опоздание на поезд было чисто по моей вине. Я просто-напросто проспала. Несмотря на то, что так ждала этой поездки домой на зимние каникулы, так волновалась. И легла относительно не поздно – даже рано по общежитским меркам. И будильник у нас был. Позже мы стали практиковать «будильник в кастрюле» – а что? Безотказное средство! Ставишь этот агрегат на середину комнаты, чтобы с кровати не дотянуться…
         Но тогда просто был заведён будильник, и он прозвенел в полной тишине, никем не услышанный – сказался тот факт, что накануне был экзамен, а перед ним бессонная ночь. Когда проснулась, глянула на часы – так и подскочила: до отхода поезда пять минут. Вещи собраны с вечера, железнодорожный вокзал рядом – всего одна трамвайная остановка, но…
         Больше всего меня в этой ситуации приводило в ужас то, что на вокзал меня проводить  придёт моя бабушка, а волноваться ей – ой как нельзя!... Мы с моей соседкой по комнате живо запрыгнули в одежду, похватали вещи и бросились на вокзал. Бабушку мою нашли быстро – она сидела в зале ожидания, совершенно спокойная – наш поезд опаздывал на два часа…
          Это была для меня своеобразная шокотерапия. Меня поучили и полечили от беспечности. На будущее, мол, знай!

                ***
         Как-то мы с дочерью, погостив у родных и друзей в Перми, собрались домой. Было лето, билеты взяли с трудом – моей подруге пришлось  использовать свои знакомства и связи. Сама поездка в Пермь возникла почти стихийно – мы до последнего не  знали наверняка, что поедем, а то позаботились бы заблаговременно…
        Так вот, выехали мы очень даже заранее, больше чем за час, хотя ехать было недалеко. Но уже почти на подъезде к вокзалу мы попали в такую жуткую пробку! Конечно, было уже совсем близко, но от вокзальной площади нас отделяла высокая насыпь с железнодорожными путями, у узкого туннеля под которой и выстроился этот длинный хвост из автомобилей. И пешком с ребёнком и вещами там не пробежать, даже если бы рук хватило.  Остаётся только ждать, между тем как стрелка часов неумолимо подползает к роковому часу – времени отправления. Подползает, а я вся внутренне холодею, видя, что мы уже не успеваем. Не хватало только ещё узреть наш поезд, который как раз должен пройти над этим самым туннелем, возле которого мы стоим и ничего не можем поделать…  Не узрели.
         Когда мы появились, наконец,  на вокзале – скорее уже для того, чтобы найти и успокоить тех, кто пришёл туда нас проводить, мы, почти не веря своим ушам и глазам, узнаём, что опоздали ко времени не только мы, но и наш поезд. Мы – минут на десять, а поезд – на два часа. Опять шокотерапия…

                ***
        Но не всегда так везёт. Однажды была я в гостях у своего тогда ещё будущего мужа – в Березниках, и мы вместе собирались с толпой в Кизеловскую пещеру. Электричка, на которой мы предполагали ехать, отправлялась где-то в пять утра, а значит – из дома надо было выйти не позже четырёх: идти-то своим ходом – транспорт по ночам не курсирует…
        Так не хотелось вставать! Нет, в пещеру с ребятами очень хотелось, не хотелось именно подниматься, переходить из состояния сна в другое состояние.  Я двигалась в полусне, что-то на себя надевала почти машинально, зевала с подвываниями.
        Вот мы вышли из дома, вот включили максимальную скорость и устремились вперёд по сонному городу, понемногу просыпаясь. И вот уже «финишная прямая» – длинная улица, ведущая прямо к вокзалу, его здание хорошо видно издали. Мы идём, почти бежим. И видим, как вдалеке что-то двинулось, поползло и исчезло из виду. Нам даже не надо было уточнять – это ушла наша электричка.
        Надо сказать, я очень тогда оценила сдержанность моего будущего супруга. Ведь это я была виновата, что мы опоздали, и всё, что я могла бы от него услышать в то время, пока поезд красиво уплывал на наших глазах, и после того, было бы мною вполне заслужено. Но ничего такого, тем не менее,  в мой адрес сказано не было. Это даже некоторым образом укрепило тогда во мне мысль, что я правильно выбрала мужчину…
       Мы подошли к вокзалу, вошли внутрь – пустота и тишина. Часа через полтора-два должен был идти не то казанский поезд, не то московский. Мы взяли на него билеты и сели досыпать в зале ожидания…
        Когда мы вошли в вагон, он был пуст. Или почти пуст. Нас было только двое в вагоне, и так мы ехали часа два-три до Кизела, где потом сошли и уже в пещере встретили своих…
        Конечно, толпой ехать весело – с песнями под гитару, с байками, гоготом. Но всего этого было много и до того, и после. А такой поездки – вдвоём в целом вагоне и в целом свете – никогда ни раньше не было, ни потом. Значит – надо было в то  утро опоздать…
 
                ***
        А как-то раз собрались мы на бардовский фестиваль в Шарыпово. Нас, из «девяткинского» клуба, собиралось четверо: Коля, Толик, Миха и я. Поезд уходил поздно вечером. Мы отправили Миху в Красноярск за билетами на всех, кроме Коли – у него билет был, но его надо было у кого-то из Красноярских ребят забрать.
       У нас в тот день женился один товарищ, и мы решили на свадьбу сходить, но долго там не тусоваться – часика два, не больше. А потом нас обещали подбросить к вокзалу на машине, которая поедет встречать тёщу из Владивостока…
      И вот, мы уже почти у вокзала, но водитель почему-то свернул где-то не там, и мы оказались на Копыловском мосту, то есть – несколько в стороне. Вернулись, покружили… Опять выезжаем на Копыловский, что за чёрт!
      Приезжаем, наконец, на вокзал. Коля ищет ребят со своим билетом, мы ищем Миху с нашими билетами, а заодно и поезд на Шарыпово. Идём на перрон, видим поезд, который уже начал трогаться с места. Мы добегаем, запрыгиваем на подножку,  проводник с азиатскими чертами нас спинывает обратно. Мы пытаемся уцепиться за поручни следующего вагона, и там нам не везёт…
      Поезд виляет задом уже вдали, совсем как в песне, а мы остаёмся и плюём с досады ему вслед... Позже мы узнали, что билетов  Миха нам не взял – их просто не было, а сам он благополучно уехал по Колиному билету.
         А мы, между тем, движемся к кассе, чтобы взять билеты хоть на что-нибудь до Ачинска – оттуда до Шарыпово ходят автобусы. Нет билетов. Никаких. Ни на какой поезд. Если бы с нами не было Коли, мы бы, наверное, вернулись несолоно хлебавши.  Но Коля…
         Когда-то в аэропорту, при полном отсутствии мест на какой-либо рейс, он подошёл к кассе, преданно посмотрел в глаза кассирше и грустным,  усталым голосом произнёс: «Девушка, я хочу домой в Красноярск…». И ведь улетел…
         В общем, Коля начал ходить от вагона к вагону и шептаться с проводниками. Через некоторое время мы уже стояли в каком-то поезде, на стыке между вагонами. А потом, когда поезд тронулся, вышли и уселись в тамбуре, затем заплатили проводнику по трёшке и полезли на третьи полки – поспать пару часов до Ачинска…
         Потом был замечательный фестиваль на озере Линёво, костры, песни. Все, кто хотел, доехали: кто – как положено, кто – с приключениями.
 
                ***
        Слышала рассказы друзей, как они догоняли ушедшие  поезда на других станциях – с помощью, опять-таки, такси. Всё бывает. Наверное, если поезд твой, от него не отстанешь. А отстал – так, видимо, было надо…
 
                ***
        А не так давно было – приехала на вокзал заблаговременно, в запасе почти час. Поднялась в зал ожидания на второй этаж, устроилась так, чтобы табло было прямо перед глазами. На табло где-то в нижних позициях уже высветился нужный мне поезд «Чита-Москва». Никогда раньше на нём не ездила, выбрала его из тех соображений, что только он из всех предложенных приходит в Екатеринбург не ночью, не слишком ранним утром, а вечером – не хотелось доставлять неудобств моим двоюродным сёстрам, которые придут меня встречать на вокзал…
       То, что я увидела на табло – не сказать чтобы расстроило, но и радости не доставило: в колонке «опоздания» стояло «15». Через некоторое время «15» превратилось в «30», а потом эта арифметическая прогрессия продолжилась. Когда число стало трёхзначным, я совсем скисла. Кажется, я всё-таки прибуду ночью. Конечно, я слышала, что в Восточной Сибири горят леса, и время от времени из-за этого поезда опаздывают – ну вот! Теперь я знаю об этом не понаслышке…
       А между тем, читинский поезд вдруг совсем исчез с табло. Конечно, я покинула насиженное местечко и побежала к будке дежурного по вокзалу. Там меня успокоили, что с поездом всё в порядке, просто сбой программы. Через некоторое время поезд снова возник на экране, только время прибытия стояло совсем другое. Понятно, что и стоянка будет сокращена. Надо на всякий случай быть на низком старте.
      И вот, стоим внизу, у тоннеля, опять гипнотизируем несчастную таблицу с номерами платформ и путей, нас много туда стеклось. И тут возникает шустрый молодой человек и предлагает услуги носильщика. И нас несколько человек одновременно произносит: «Принесите читинский поезд!»… 
           Время отставания, кстати, в пути нагнали, и в Екатеринбурге меня встретили вовремя…




продолжение следует


Рецензии
Здорово! Как будто в детство и в студенческую юность вернулся... Снова в нос ударил ни с чем не сравнимый дух железных дорог из терпкой насыщенной смеси антрацита и креозота, снова слышу поскрипывание рессор старого плацкартного вагона и протяжный тоскливый вой локомотива... Следующая станция - Архангельск. А может - Киев. Или Владиславовка... А до Штуттгарта, Нюрнберга, Констанца или Крайнзена - совершенно другие ощущения, звуки и запахи. Колеса шипят, а не стучат, в вагонах пахнет не пойми чем, но совершенно иначе, чем в тех, старых советских плацкартах. И ощущения уже совершенно другие.
Спасибо, Света, растревожила душу.

С уважением Александр

Александр Танский   30.06.2021 07:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!
Только что взяла билеты в плацкартный вагон до Иркутска. 15-го скатаемся с внуком на недельку к моим друзьям. В Иркутске ни разу не была, хотя один раз (то есть - два) проезжала. Дорожная романтика продолжается. А для нашего Лёньки начинается.

Светлана Мель   30.06.2021 09:47   Заявить о нарушении
Классно! На Байкал поедете?

Александр Танский   30.06.2021 12:12   Заявить о нарушении
И на Байкал тоже. Как же в Иркутск, да Байкал не повидать! И на Ангару.

Светлана Мель   30.06.2021 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.