Страницы семейной истории

Мой родной дед (отец матери) – капитан Разгон Артем Порфирьевич – на день начала Великой Отечественной войны был командиром 101 отдельного саперного батальона 30 Иркутской стрелковой дивизии, расположенной рядом с городами Тирасполь и Бельцы Молдавской ССР (практически на границе с Румынией). В день объявления войны дед был в отпуске, и о войне ему сообщила жена. Дед сразу собрался и убыл на службу. Больше они не виделись никогда. Вскоре к месту проживания подъехала грузовая машина, на которой всю семью с тем, что успели захватить с собой, перевезли в Одессу. В Одессе в это время широко развернулась погрузка людей на пароходы для дальнейшей эвакуации морским путем. В то время, когда семья деда ожидала посадки на пароход, налетела немецкая авиация и стала бомбить порт. Люди в панике кинулись в разные стороны. Бабушка подхватила всех детей и бросилась к пароходу. Едва она успела заскочить на пароход, как на то место, где были все пожитки, упала авиационная бомба. Мощный взрыв разметал людей, не успевших укрыться, и уничтожил все вещи, в том числе и альбом с семейными фотографиями, который бабушка берегла, как зеницу ока.

Вскоре пароход отчалил от пристани и направился в открытое море. Вокруг взметались в небо огромные столбы воды от взрывающихся бомб. Грохот взрывов сопровождался непрерывной канонадой от стрельбы зениток. Вот такая картина запечатлелась в памяти моей мамы, которой в то время было всего четыре года.

Эвакуировали семью деда в г. Дзауджикау (Владикавказ). Четыре года они жили в охотничьем домике в 15 км от ближайшего населенного пункта. Одним из самых ярких воспоминаний того времени было то, что с большой поляны, находившейся неподалеку, можно было увидеть вершины Кавказских гор и наиболее красивую из них – Казбек.

Бабушка работала поваром в офицерской столовой и пешком шла до места работы и обратно и по этой причине уходила сразу на несколько суток. А дети оставались одни. Поэтому они рано привыкли быть самостоятельными и полагаться только на свои силы. Единственно, к чему дети так и не смогли привыкнуть – это к протяжному вою, который издавали десятки голодных волков, обитающих в лесу, окружавшему охотничий домик. Жизнь в условиях, приближенных к первобытным, привела к тому, что в первую же зиму умерли от пневмонии сестра моей мамы и два маленьких братика. Из пятерых детей выжили только двое: моя мама и ее старший брат.

Именно здесь, в эвакуации, семью настигла страшная весть, прибывшая с почтальоном, доставившим извещение о гибели капитана Разгон. Оказывается, Разгон Артем Порфирьевич погиб 11 июля 1941 года при форсировании Днестра. Саперному батальону была поставлена задача наведения переправы через Днестр. Выполняя приказ, командир батальона лично находился в лодке, которая переправляла трос через Днестр. Налетели немецкие самолеты и стали бомбить переправу. Одна из бомб разорвалась рядом с лодкой, в которой находился дед с бойцами. В результате взрывной волны лодка наскочила на бревно и перевернулась. Дед кинулся спасать своих подчиненных. Старшину ему удалось вытащить. Следующим был красноармеец Трофим Новосельский. Вытащить его сил уже не хватило. И дед вместе со своим солдатом ушел на дно. Впоследствии их так и нашли вместе жители села Калиновка, и похоронили, как неизвестных.
Бабушка все это скрыла от своих детей, не желая травмировать их психику.

В 1945 году семья деда вернулась в Молдавию. Моя мама каждый день выбегала на окраину села и ждала отца. Бабушка, видя это, плакала, но не решалась открыть ей страшную правду. Но, однажды, когда мамы долго не было, бабушка отправилась ее искать. Одинокую худенькую фигурку она обнаружила за селом на дороге. Моя мама кинулась к бабушке на грудь и разрыдалась: «Почему мой папа не приходит?! Ведь я его так сильно жду!!» И бабушка рассказала все, как есть… Вместе они стояли на проселочной дороге – той самой, по которой шел отец, покидая дом в страшном 1941, и слезы ручьем катились из их глаз. И не было в мире сил, которые могли бы помочь их горю…

Прошли годы. Моя мама выросла, окончила университет, уехала по распределению в дальний воинский гарнизон (пос. Шиханы). Там встретила свою любовь, вышла замуж. Родились дети. Но маму никогда не оставляла горькая память о том, что не осталось ни одной фотографии, ни одного рисунка горячо любимого ей отца.

В 1986 году, будучи старшим лейтенантом, я решил помочь маме, поставив целью найти могилу деда и его фотографию. Мною были написаны несколько сотен писем. В своем поиске я прошел по боевому пути дивизии в годы Великой Отечественной войны. Я обращался во все военкоматы населенных пунктов, где воевала дивизия, где есть музеи Боевой Славы, посвященные подвигам ее воинов. Через военкоматы я узнавал адреса ветеранов дивизии и списывался с ними. Но все было тщетно. Люди, которые действительно могли знать моего деда, уходили из жизни буквально за несколько дней до прихода моего письма.

Все изменилось, когда в России широко распространился Интернет. В 2012 году проходила акция, во время которой граждане России могли обратиться через портал Министерства обороны напрямую к Министру обороны. Узнав об этом, я написал письмо Министру обороны. Через два месяца мне пришел ответ, к которому была приложена фотография моего деда, отсканированная с его личного дела. Моя мама успела при жизни увидеть изображение родного лица, которое она сразу узнала. До самой смерти фотография отца всегда была у нее на виду. В 2016 году, благодаря социальной сети «Стихи.Ру», была найдена могила моего деда. Мое стихотворение, посвященное деду, увидел корреспондент газеты «Приднестровье» из Приднестровской Молдавской Республики Елагин Никандр, проживающий в г. Дубоссары. Он активно включился в работу, поместил обращения и статьи в местных СМИ. Результат не замедлил сказаться: через старожилов с. Калиновка Дубоссарского района могила была найдена. 9 мая 2016 года состоялось торжественное перезахоронение останков деда и красноармейца Новосельского на Аллее Памяти с. Калиновка. На памятнике золотыми буквами под большой пятиконечной звездой начертано: капитан Разгон А.П., красноармеец Новосельский Т.Н. А на надгробной плите изображен горящий Вечный огонь. Теперь за могилой ухаживают пионеры местной школы.

Все события, описанные выше, стали источником вдохновения и материалом при написании стихотворений «Я никогда не видел в жизни деда…» и «Похоронка».


Рецензии
Дорогой Олег!
Читал и думал, как схожи Судьбы твоей и моей семей.

Мой отец тоже с 1928 года кадровый военный.
В бой вступил в июне 1941 года. Мы тогда жили в Киеве, отец 22 июня находился в командировке в воинской части Киевского ВО....

Я об этом не писал особо.
Дело в том, что твоя мать на знала отца из-за его гибели, а я не знал своего из-за того, что он после войны взял себе в жены ППЖ, моложе на год моей старшей сестры Мирославы и развёлся с мамой, чем поломал и жизнь моей ненаглядной мамы, и моё детство, да и юность...

Когда я начал писать, моя сестра Мирослава к тому времени пенсионер - профессор геолого-минералогии в Дальневосточном филиале АН СССР, по сути свою активную жизнь геолога закончила.

Поскольку она была человеком и талантливым, и деятельным и была нашей бабушкой Тукалевской крещена в католическую веру, она стала активисткой и архивариусом Владивостокского католического Костёла.

А поскольку талантищем она была небывалым, то стала писать книгу об истории зарождения католицизма на Дальнем Востоке России. О первых ксёндзах Дальнего Востока.

Приезжая в госархив Питера, она начитывала мне на маг свои воспоминания. И позже переслала мне свои рукописные воспоминания о тех годах, которые предшествовали моему рождению на свет.

Читать эти воспоминания и познавательно и интересно, как и твои.
Это живая история нашей Родины.

Я сумел обработать и систематизировать её рукописи только, к сожалению, после её смерти...

И опубликовал их, заведя на Стихире страничку моей сестры. Сейчас последние пять лет стараюсь подготовить к изданию свою повесть "ВЫЖИВАНИЕ" в сборе, где собираюсь опубликовать и мемуары моей Старшей Сестры..
До этого, я выпустил два томика из своей повести "ВЫЖИВАНИЕ", так как печатал её отрывками по мере написания.

Даю тебе ссылку на страничку сестры.

Вот ссылка на страничку моей сестры, Мирославы: - http://proza.ru/avtor/miroslava1929

Вот ссылка на очерк о моей незабвенной Старшей Сестре.:
Даю тебе ссылку - http://stihi.ru/2015/10/27/5915

Поскольку мне не достался в наследство от отца его архив, то я запросил тоже МО и мне прислали учётную карточку отца.

Тебе в Ватсапп пришлю фото моей мамочки и отца. И его учётную карточку.

Мы с тобой одинаково трепетно относимся к истории семьи:

Поскольку с разводом отца меня семейство Тукалевских начисто негласно вычеркнуло из списков своих родственников, то я, тоскуя об отце всю жизнь собрал огромный материал о роде Тукалевских.

Тоже сброшу тебе. http://proza.ru/2013/04/29/1044

А поскольку я не менее горжусь казацким родом мамы - Тодосиенко, то собрал архивные материалы и об этом славном роде.

Тоже сброшу тебе. http://proza.ru/2007/02/09-150

Сам виноват, - расшевелил историю...

Матвей Тукалевский   18.04.2021 22:45     Заявить о нарушении
"я запросил тоже МО и мне прислали учётную карточку отца"

Ох, ничего себе!! Как тебе это удалось, Матвей? По собственному опыту знаю, что Центральный архив МО делится материалами весьма неохотно. С физическими лицами вообще не ведет переписку. А на запросы организаций отвечает только в том случае, если они имеют социальную направленность.

Олег Боголюбов   07.04.2021 08:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег.
В конце статьи опечатка в названии стихотворения " Я не видел в жизни деДа моего..."Да, тяжёлой ценой досталась победа.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Майра Рейнбау   11.12.2022 12:13   Заявить о нарушении
Спасибо за внимательное прочтение!
Ошибку исправил. С уважением,

Олег Боголюбов   11.12.2022 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.