Из Роберта Геррика. N-241. Посох и жезл

N-241. Посох и жезл

Для нас у Бога жезл и посох есть;
Жезл, наказуя, может боль принесть;
Но Божий посох умягчит страданья,
Коль станет слишком тяжким наказанье.

241. The Staff and Rod

Two instruments belong unto our God:
The one a staff is and the next a rod;
That if the twig should chance too much to smart,
The staff might come to play the friendly part.


Рецензии
Всё отлично!
Но вопрос по 3-ей строке. Как Вы представляет себе ситуацию, в которой может помочь посох, когда "муку нам терпеть невмочь"? Вдарить им по темечку – и конец?
Мне кажется, что герриковская "если" поставлено в том смысле, что если жезл используется для наказания грешников, то посох – для отеческой заботы и помощи. Почитайте, для чего пастухи применяли посох. Он не заменял жезл, чтобы ударить полегче...
С бу,
СШ

Сергей Шестаков   26.01.2021 17:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, всё верно в отн. "отеческой заботы и помощи", но Геррик не зря увязал эти два предмета, смысл последних двух - если боль от жезла слишком сильна (не зря too much в 3-й), посох по-дружески поможет (символ заботы и утешения). Но даже это не суть, главное, два "инструмента" в руках Бога друг друга уравновешивают. Тут в подтексте ещё одно - Бог не посылает страданий, кот. человек не в состоянии вынести. Посох работает, очевидно...
С БУ,

Юрий Ерусалимский   26.01.2021 20:12   Заявить о нарушении
Получается, что добренький посох гладит пострадавшего от злого жезла, успокаивая его. Зачем же успокаивать после побития жезлом длинной палкой да ещё и с крючком на конце? можно и по-другому это делать... А крюком посоха пастух доставал упавшую с крутой горы грешную овцу, возвращая её на тропу праведную...
Бог никогда не бьёт сверх меры. Даже когда Он бьёт очень сильно, это всегда соразмерно греху провинившегося. А часто Он бьёт даже и меньше того, что мы заслуживаем... Поэтому, кмк, Геррик вряд ли хотел обвинить Бога (через действия жезла) в чрезмерном причинении боли...

Сергей Шестаков   26.01.2021 21:14   Заявить о нарушении
В чрезмерном "побитии" вряд ли хотел обвинить, это да, поэтому использовал в 3-й сосл. наклонение, я думаю, повторить его надо и в переводе, в этом случае правки нужны в 3-4:
И, если б стало нам терпеть невмочь,
Радея, посох мог бы нам помочь.
Но это не отменяет увязки 3 и 4 строк, "если бы... - то...", т.е. если бы боль от жезла оказалась слишком сильна, то посох сыграл бы "дружескую роль". Без этой увязки too much в 3-й и come в 4-й сложно объяснить, вряд ли аналогия с пастухом тут что-то прояснит.


Юрий Ерусалимский   26.01.2021 22:04   Заявить о нарушении
Получается, что наш добрый Пастырь орудует в основном дубинкой, и только когда видит, что нам совсем уж невмочь переносить боль, по-дружески пускает в ход Свой посох. Горькая ирония звучит в этих строках...
Я по-прежнему думаю, что если жезл Господь применяет для строгого наказания, то посох у него играет "дружескую роль" в управлении Своим стадом, помогая вытащить нас из бездны грехов, направляя в нужную сторону, не давая выйти за границы дозволенного...

Сергей Шестаков   27.01.2021 08:18   Заявить о нарушении
Да, наверное, одно другому не противоречит.
В любом правку надо внести, было:
И, если муку нам терпеть невмочь,
Радея, посох может нам помочь.
Хорошего дня!

Юрий Ерусалимский   27.01.2021 10:37   Заявить о нарушении
М.б. 3-4 так:
Но боль не будет слишком велика:
Применит посох Божия рука.

Юрий Ерусалимский   30.12.2023 00:39   Заявить о нарушении
Получается, что посох применяется только после жезл – чтобы уменьшить боль.

Сергей Шестаков   30.12.2023 09:43   Заявить о нарушении
Не обязательно, может и "во время", если Бог видит, что терпенье "на пределе", Он уменьшает боль посохом ("дружеская роль"), так я понял.
С Наступающим Новым Годом!!!
С БУ,


Юрий Ерусалимский   30.12.2023 16:45   Заявить о нарушении
У Вас в 3 строке "Но...", т.е. 2 и 3 строки крепко связаны. Поэтому Господь у Вас не уменьшает боль посохом, а тоже делает им больно, но не так больно, как жезлом.
С Наступающим!

Сергей Шестаков   30.12.2023 17:12   Заявить о нарушении
Такой вариант поставил:
Для нас у Бога жезл и посох есть;
Жезл, наказуя, может боль принесть;
Но Божий посох умягчит страданья,
Коль станет слишком тяжким наказанье.

Было:
Для нас у Бога жезл и посох есть;
Господень жезл нам может боль принесть -
И, если б стало нам терпеть невмочь,
Радея, посох мог бы нам помочь.

Юрий Ерусалимский   11.01.2024 23:34   Заявить о нарушении
Ну, дело, как говорится, хозяйское. Могу только повторить, что Бог никогда не бьёт нас сверх меры. А крюком посоха пастух доставал упавшую с крутой горы грешную овцу, возвращая её на тропу праведную. Поэтому жезл у Бога используется для наказания грешников, а посох – для отеческой заботы и помощи. Посох не исправляет то, что сотворил жезл.
Хорошего дня!

Сергей Шестаков   12.01.2024 06:49   Заявить о нарушении