Обзор осеннего лонга от Инны Домрачевой

19 Любовь Левитина Это Фира http://stihi.ru/2020/09/12/294

Текст симпатичен, во-первых, свободным ритмом и раскованной неточной рифмой.
Во-вторых, очень выделяется тематика текста, безжалостно точное и одновременно сострадательное описание лирической героини. Вспоминается, пожалуй, Игорь Холин, а из более поздних, наверное, Наталья Хаткина. Однако там, где большинство литераторов потянется добить героиню, дожать слезную железу читателя, автор, жалея, отдёргивает руку и уговаривает Фиру, читателя и, кажется, себя, что всё будет хорошо.
Литература имеет богатейший корпус прекрасных безжалостных текстов. Хочется немного сострадательных.

24 Александра Герасимова я говорила -это до поры- http://stihi.ru/2020/09/18/6875

Очень хороший, «нестыдный» текст. Несмотря на бедные, причём это очевидный приём, рифмы, текст полон пространства и воздуха.
Автор умело работает с просодией, с фонетикой и структурой текста. Отсутствие знаков препинания у него не модная вычурная погремушка, а вполне рабочая вещь, вроде кованного ухвата в доме с печью. Чётко видно, где знаки препинания сломали бы звук, а где - авторский замысел.
И, однако, сам текст - игрушка. Красивая, с сердцем и нежностью выполненная, но игрушка.

26 Геннадий Акимов Время течь... http://stihi.ru/2019/11/19/5727

В первую секунду кажется, что автор использует старый приём, который даётся на первых занятиях в хороших ЛИТО: напишите список прилагательных, а потом наугад замените прилагательные в своём стихотворении словами из этого списка.
Но в том-то и дело, что странные, нелогичные словосочетания в тексте автора не случайны. Они действительно создают образ и по-новому гранят привычное определение: «муреновый сад», «летящий наоборот», «заплечный кислород», «острая косточка речи».
В упрёк этому тексту можно поставить не остранённость, а именно традиционность остального семантического поля. Хотя, разумеется, булка не может состоять из одного изюма.

27 Владимир Штеле  Жёлтый огурец http://stihi.ru/2020/09/05/5791

Невооружённым глазом видно, что это Беранже. Оммаж настолько явный, что автор не находит нужды скрывать его. И размер, и тема отсылают к великому французу.
Однако текст - не просто свидетельство авторской начитанности и умелой работы со словом. Удивительным образом горестно-озорное стихотворение укоренено в авторской реальности. И дело не в навязчивом образе водокачки, которая явно перекочевала сюда с улицы родного автору города, - водокачка едва ли не единственный недочёт текста. Рифма «пачка - водокачка», включающая иронический гайдаевский контекст, разбалансирует стихотворение, нарушая то хрупкое равновесие между насмешкой и горьким, отчаянным лиризмом, которое удалось создать автору.
Тем не менее, текст - безусловный мой фаворит. Это блестящая поэтическая работа, она заставляет читателя испытывать эмоции, к которым читатель не был готов, она выталкивает читателя из его пространства - в авторское.

28 Наталья Крофтс Ни вины, ни войны... http://stihi.ru/2019/01/16/2347

Сильной стороной этой работы является, разумеется, оптика. Фонетика также хороша, но она не первична, она всего лишь даёт опору картинке.
А картинка великолепна. Броская, выпуклая, но при этом не кричащая и не манипулирующая читателем.
Так же, как и в тексте под номером 24, сознательно выбраны скупые, аскетичные бедные рифмы. Их скупость созвучна суровому зимнему пейзажу, который рисует автор.
И тем удивительнее, тем неприятнее наткнуться в этом строгом и зрелом тексте на «планету, окрылённую тишиной». Впрочем, она удачно закопана в снега контекста и сильно не высовывается.

29 Берта Лучева если пуговка в шлицу... http://stihi.ru/2019/03/31/5146

Это, разумеется, личное. Взять меня за пуговку и раскрутить на районной эстетике - неча делать, как говорят у нас на Уральщине.
И автор очень ловко нанизывает слова и образы на ритмическую лесочку, талантливо миксуя драгоценный камень с дешёвенькой коцаной стекляшкой.
Тем обиднее выглядит финал, напыщенный и невнятный одновременно.

39 Светлана Тимашева до сих пор http://stihi.ru/2020/09/20/5220

Начало текста вполне типично и балансирует на грани красивостной (не путать с красивой) гладкописи. «Небесный тамариск», «пропасть безумия», - весь этот набор клише из коробки с конструктором лего.
Вторая строфа начинается не лучше - «судьбы сургучная печать» и прочее необязательное лиробесие. Но ровно с середины текста автор словно бы просыпается или какой-то более зрелый и точный лирик отнимает у него ручку. Четыре строки этот новый лирик расписывается, приноровляясь к тексту, а в финале наносит читателю удар под дых, резкий и неожиданный.
И действительно - болит. Болит слово.

49 Алёна Рычкова-Закаблуковская Филипок http://stihi.ru/2020/09/09/7865

Второй в моём топе текстов случай, когда автор балансирует на грани. И здесь это эквилибристика на грани между низкими бытовыми подробностями и философским, онтологическим осмыслением утраты.
Нарочито небрежный текст, со сбитыми цезурами и неправильными ударениями, со смешением лексических пластов, тем не менее, даёт отчётливый слепок детского сознания. Или, скорее, даже не детского сознания как такового, а его следа, воспоминания о нём, выдернутого из спрессованного сознания взрослого человека.
Этот текст - безусловная авторская удача. Существующий в поле лирического осмысления детского опыта, он, пожалуй, не дотягивает до знаменитого печенья из картошки Арсения Тарковского, но рядом, очень рядом.

52 Исхаков Алексей Красное http://stihi.ru/2020/01/03/6428

Хороший крепкий текст с интересным фонетическим рисунком и строфикой.
И даже очевидная ошибка образа в финале  - понятно, что не наледью перламутра, а перламутром наледи, - оборачивается выигрышем. Естественное сопротивление авторской неточности заставляет перебирать, обкатывать образ, раз за разом поражаясь его богатству.

55 Виктория Смагина Травяная сыть http://stihi.ru/2019/03/29/4263

И снова у нас призовой сектор «фонетика». «Считалочья» ритмика текста пытается преодолеть инерцию крика о помощи, текст проскальзывает, как горькая таблетка в гладком сахарной оболочке.
Показную лёгкость текста подчёркивают и аллитерации, которые автор щедро, пригоршнями, зачерпывает и вливает в текст.
Помимо чисто фонетического инструментария, автор использует популярный, но нечастый в этом конкурсе приём - смешение лексических пластов. Приём, как мы помним, опасный, можно заиграться и вынырнуть совсем не там, где нырял.
Однако автор выныривает. Используя ритмический паттерн считалочки, поэт говорит о серьёзных и даже страшных вещах, а миксование лексики и недоговорённость позволяют ему избежать дидактики и пафоса.

=========================================
ШОРТ-ЛИСТ:

19 Любовь Левитина Это Фира http://stihi.ru/2020/09/12/294
24 Александра Герасимова я говорила -это до поры- http://stihi.ru/2020/09/18/6875
26 Геннадий Акимов Время течь... http://stihi.ru/2019/11/19/5727
27 Владимир Штеле  Жёлтый огурец http://stihi.ru/2020/09/05/5791
28 Наталья Крофтс Ни вины, ни войны... http://stihi.ru/2019/01/16/2347
29 Берта Лучева если пуговка в шлицу... http://stihi.ru/2019/03/31/5146
39 Светлана Тимашева до сих пор http://stihi.ru/2020/09/20/5220
49 Алёна Рычкова-Закаблуковская Филипок http://stihi.ru/2020/09/09/7865
52 Исхаков Алексей Красное http://stihi.ru/2020/01/03/6428
55 Виктория Смагина Травяная сыть http://stihi.ru/2019/03/29/4263

=========================================

О нашем эксперте:
ИННА ДОМРАЧЕВА
Родилась 24.12.1977 в Свердловске. Выпускник факультета журналистики УрГУ (ныне - УрФУ). Участник товарищества поэтов «Сибирский тракт». Публикации в региональных альманахах, в журналах «Знамя», «Урал», «Волга», «Сибирские огни», «Плавучий мост», «День и ночь», «Новая реальность», «Белый ворон», в изданиях «Лучшие стихи 2011 года. Антология», «Антология современной уральской поэзии», «Поэтический атлас России», альманах «Паровозъ». Автор книг «Обечайка» (портал «Мегалит», Кыштым, 2016) и «Лёгкие» (издательство «СТиХИ», Виноградово, 2016). Победитель Международного поэтического конкурса «Эмигрантская лира - 2016/2017», шорт-листер Волошинской премии - 2017, дипломант Волошинского конкурса - 2018, лауреат Международного поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» - 2018.
В качестве автора детских стихов публикуется в журнале «Урал», альманахе «Детская» (г. Екатеринбург), литературном детском журнале «Солнышко» (КБР, г. Нальчик).


Рецензии
Очень интересно, Инна. Спасибо за обзор.

Арабский Алфавит   10.12.2020 17:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.