Стефания Эвита Шефер. 145 лет Рильке

        "Ты жизнь не должен понимать". Формула жизни и теория поэзии Райнера Марии   Рильке

 В своей речи памяти Райнера Марии Рильке, скончавшегося ровно два месяца тому, Стефан Цвейг назвал его поэтом в чистом и совершенном, "орфеевском" значении этого слова. "В нём одном из всех нас,- так сказал он,- слово было уже совершенной музыкой". Рильке был не только одним из самых значительных немецких поэтов, но и влиятельнейшим лириком вообще. Что объясняло тогда и объясняет сегодня ту абсолютную исключительность и восхищение, которое он всё ещё всегда вызывает у бесчисленных читателей, это способность Рильке находить слова для того, что по  самому своему естеству ускользает от языка: те промежуточные  состояния, в которых жизнь и смерть, детство и старость, личное и чужое, близь и даль, любовь и разрушение касаются одно другого и без остатка переходят одно в другое. Стараясь проникнуть в эти области со всё новыми образами и сравнениями, он сообщает слову измерения, которые находятся по ту сторону  твёрдо установленных границ языковых знаков и передаваемых ими значений, и делает это полнозначным для языка, который, как удачно выразился Цвейг в своей речи, "ещё раз возникает так впервые и так внове, как если бы никогда не был истрёпан миллионами губ и затёрт миллионами букв..."
Если характеризовать стихи Рильке, то непременно приходит на ум стихотворение из его раннего собрания "Мне к празднику", которое стало названием обсуждаемого сборника - "Ты жизнь не должен понимать". Возможности, которые предоставляются тому, кто последует этому полному любви и утешения призыву, лирическое Я описывает, как "каждый день в ней проживать как праздник каждое мгновенье, так     хочет с каждым дуновеньем дитя цветов побольше взять в своём движенье". Две области жизни противопоставляются здесь друг другу: мир ребёнка, который   простодушно принимает подарки жизни и рассматривает это одаривание как нечто глубоко ему полагающееся, и мир взрослого, который потерял эту детскую непосредственность в ежедневном существовании и переживаниях и который для того, чтобы существовать, должен понимать вещи, вследствие этого всё дальше и всё неотвратимее отдаляющие его от сферы ребёнка. Это объяняет, почему  ребёнку и детству как таковому в поэзии Рильке отводится такая центральная роль. Ребёнок предстаёт в прямом и переносном смысле в образе любящего, молодой девушки или ангела аллегорически один при утрате мужественно-непредвзятого подхода ко всему, что относится к бытию человека, перед благословенной красотой, но и во внушающих страх проявлениях теневых сторон жизни. Однако в то же время - и это делает                поэзию Рильке такой "утешной" и примиряющей - детскость и детство ставятся читателю перед его взором, он изучает их ежедневно и этим многократно может обогащать свою жизнь.
При всём различии тем, мотивов или языка сборники стихов Рильке объединяет момент всё нового (детского) освоения мира, противоположности, но и себя самого, освоения, которое точнее можно было бы назвать как буквально читаемое "превращение себя". Поскольку превращение прекрасного в ужасное, жизни в смерть, детства в старость, себя самого в чужого, для которого нет названия, близи в даль, а любви в разрушение, короче: не находящее покоя циклическое "Становиться", которое поэт безоценочно желает выразить в смысле "тоски по Всему", это главная особенность и мотор каждого стихотворения Рильке. Кроме того, это глубочайшее отражение собственного опыта  человека, который как мало кто должен был на себе испытать теневые стороны жизни. Когда Рене Карл Вильгельм
Иоганн Йозеф Мария Рильке 4 декабря 1875 года родился в Праге, по настоянию родителей с десяти лет посещал  военную реальную школу для офицерского поприща, но через шесть лет из-за болезни был вынужден прервать учёбу. С помощью частной подготовки ему всё же удалось сдать экзамены по литературе, истории искусств и философии в Праге, Мюнхене и Берлине и получить образование. В Мюнхене состоялось  решающее для него и для всей его дальнейшей жизни и творчества знакомство с писательницей и психоаналитиком Лу Андреас-Саломе, в которую он страстно влюбился. Хотя Рильке была суждена относительно короткая жизнь (он умер 29 декабря 1926 года ровно в 51 год от лейкимии), он предпринял в течение жизни продолжительные путешествия, в т.ч. в Россию, Италию, Испанию, Египет и Африку, многочисленные впечатления от которых переработал  в своих стихах.
Несмотря на многие личные кризисы и удары судьбы - наряду с болезнью разрыв любовных отношений с Лу Андреас-Саломе и развод с женой Кларой Рильке - он неизменно и страстно поклонялся человеческому существованию в целом в твёрдом убеждении, что прославление жизни его поэтический долг, как человеческий - в полном исчерпании своих возможностей.

В книге, о которой идёт речь, собраны лучшие стихотворения Райнера Марии Рильке.Они разделены на шесть частей, которые в хронологическом порядке должны представить обзор отдельных фаз творчества поэта. Ранняя фаза начинается с цикла "Мне к празднику"(1897-98), в котором как раз репрезентативно осуществляется "превращение себя": многократно заявленные пороговые ситуации здесь аллегорически уплотняются в образе молодой девушки, ангела, ночи и Бога и символически дифференцируются в типичном для эпохи молодёжного стиля клише жизненной полноты (сюда относится весна-лето-метафорика времён года) соответственно прошлое(осень-мечта-/метафорика тоски).
В "Книге часов"(1899-1903), которая представляет среднюю фазу Рильке, лирическое Я - название сборника уже говорит об этом - вступает в нескончаемый диалог  с неким Ты, которое попеременно являет себя то как Бог, то не обозначаемый ближе вещный (Ding) визави, то как некое alter ego говорящего и как возлюбленная. Гораздо сильнее, чем в "Мне к празднику", здесь даётся место ужасному в образе бедности, несчастья, одиночества и страха смерти в то время, как Я это экзистенциально угрожающее состояние лингвистически обставляет  всё новыми обращениями  визави и старается преодолеть  поэтическим освоением.
Что "Книга образов"(1902 и 1906) закончена, хотя по времени  часть средней фазы творчества Рильке ещё на пороге поздней творческой фазы поэта,  уже заметно в смещении к поэтике т.наз."фактического высказывания": вместо песенных, мгновенных состояний настроения и переходных сфер языковых жестов "Мне к празднику" и "Книги часов" в фокусе теперь "Образы" - как осенний день, тишина, музыка или читающий, которые должны быть описаны максимально объективно, тем не менее снова с целью формулировать нечто субъективное в пограничной области между искусством и жизнью, индивидуальным и общим, звучанием и тишиной и на пределе языковых возможностей.
"Новые стихотворения" (1906-1907) и "Другая часть новых стихотворений" (1907-1908) окончательно вводят в позднюю фазу Рильке его новую поэтику: вместо сочувственного созвучия всех "вещей", в котором участвует лирическое Я, как накликанное, здесь отдельная вещь стоит для себя самой, "заключенная в себе самой бесшовно и герметично", как это отмечает Стефан Цвейг в своей речи. Рильке, ориентированному на работы французских скульптора Огюста Родена и художника Поля Сезанна, удаётся сам язык, а не лирическое Я ввести в диалог с предметом речи - лестницей, балконом, зверем, растением, осенним днём и пр. и воссоздать его в его бытии так чётко, как скульптор высекает свой предмет в камне или художник переносит его формы и краски на полотно. Язык становится для Рильке таким образом формирующим материалом, "мраморной пластикой", которая создаёт сюжет в тот самый момент, когда она предстаёт взгляду читателя, в результате непреодолимые сами по себе границы между языковым знаком и передаваемым им значением моментально cнимаются и переводятся друг в друга. На достигнутой высоте в своей поздней поэтической фазе Рильке создаёт теперь те "пространства перехода" между началом и концом с мастерством выражения, которое в этой форме до и после него было достигнуто совсем немногими поэтами и до сегодня недосягаемо. Этот восторг не в последнюю очередь объясняется тем, что вопреки при всём прочем страшному содержанию стихам Рильке присуще нечто сильное, мужественное и утешительное. которое следует из необходимости, с которой поэт приближается к основным вопросам человека.
Разделённая на две тематические рубрики последняя часть поэтической антологии содержит избранное из лучших стихотворений и стихи, опубликованные после смерти
Рильке, которые датируются 1906-1926 г.г. Здесь снова выступает главная тема поэтики Рильке - непреложная трансформация всего бытия, которая парадигматически манифестируется в двух "великих вопросах" человеческой жизни - любви и смерти, равно как и принципиальная позиция, с которой поэт и человек Райнер Мария Рильке предстаёт перед этим обстоятельством: с полным доверия и любви отношением ребёнка, который "всему даёт случиться" и не хочет "понимать жизнь".__


Рецензии