Пещерный жемчуг

ИМИТАЦИЯ ЖЕМЧУГА

АРХИВ. Жемчужина во мне. Часть «Пещерный жемчуг»

   Всем известно, что жемчуг растет в раковинах некоторых морских и речных моллюсков. Но это не единственный вид жемчуга. Удивительно ровный жемчуг, и к тому же достигающий огромных размеров, может расти и без помощи устриц. Целые россыпи красивейшего жемчуга растут сами собой в абсолютной темноте многих пещер. Гладкие, блестящие шарики состоят из наслоений солей кальция, и являются прямыми родственниками настоящих морских жемчужин.

   Ядром пещерной жемчужины обычно служит песчинка. Правда, органической составляющей в них нет, поэтому они не могут похвастаться такой чудной игрой цвета, за которую так высоко ценится обычный жемчуг. Но правильная сферическая форма у пещерного жемчуга встречается гораздо чаще. В зеркально-неподвижных подземных озерах и лужицах все равно есть небольшое движение воды, и его оказывается достаточно, чтобы за несколько тысяч лет отполировать жемчужину до блеска.

   Пещерный жемчуг очень красив, но ювелирных украшений из него крайне мало. Эти жемчужины очень капризны, и вдали от родной пещеры быстро тускнеют, покрываются трещинами, и могут даже вовсе умереть, рассыпавшись в пыль. Но в качестве сувениров пещерный жемчуг любители редкостей приобретают весьма охотно. Знатоки талисманов утверждают, что пещерный жемчуг приносит удачу, делает своего обладателя более харизматичным, помогает быстрее справляться с болезнями и защищает от всякой отрицательной энергии.

             …Что ж! Пойду в пещеру к верным молотам
             Их взносить над горном жгуче-пламенным,
             Опускать их на пылающий металл.
             © Валерий Яковлевич Брюсов  «Прощание», 1904

                "В своем эссе Парамонов смешал два этапа творчества Цветаевой:
                захват любимой души «в пещеру утробы» и деторождение, выход
                наружу жемчуга лирики."
                © Елена Айзенштейн  «Марина Цветаева»

                Даже средь будничной тины,
                Солнца не станет меньше.
                Лишь омываемый пеной -
                Ярок пещерный жемчуг.

                Самое слово простое
                Вновь изменяет звучанье,
                На полосе прибоя –
                Время шлифует камни.
                © Алексей Сикорский «Терема из ситца...»

ПЕЩЕРЫ И ЖЕМЧУГА
С. С. АВЕРИНЦЕВ

Есть несколько простейших символов, без которых тогда не могла обойтись ни одна вера и ни одна литература. Назовем два из них: это пещера и жемчужина. Пещера — это мир, весь дольний мир мрака и несвободы. Он потому и пещера, что в нем темно и тесно душе, что он замкнут и застит от ума свет, разлитый за его пределами. Конечно, эпоха, о которой мы говорим, не впервые изобрела уподобление материального космоса — пещере; когда-то, как известно, к нему прибег еще Платон, представивший (в начале VII книги своего «Государства») чувственное сознание как сознание узника в подземелье, который видит лишь тени предметов, падающие из зоны света, но не может увидеть ни самих предметов, ни источников света. Под конец античности этот образ приобрел большую популярность, задевая очень чувствительные струны в душах людей; неоплатоник Порфирий, написавший трактат «О пещере нимф», соединил платоновскую метафору с эмблематикой мистерии иранского бога Митры, которые вошли в моду на самом закате средиземноморского язычества, подготавливая воображение к образности манихейства.

Из Ветхого Завета выплывало древнее ближневосточное представление о «небесной тверди», накрывающей землю, как шатер или сводчатое перекрытие, и через него символ пещеры обретал конкретную, пластическую наглядность: внутреннее пространство пещеры — это «поднебесный» мир, свод пещеры — «твердь», вольное пространство вне пещеры — «занебесный» мир.

Эмоциональные тона образа описать не так легко. Прежде всего, как это было и у Платона, пещера — место заточения, «темница» в самом буквальном смысле этого русского слова, то есть темная тюрьма. Мандейская поэзия, называющая дольний мир «тибил», вопрошает:

        Кто вверг меня в тибил?
        В тибил кто вверг меня?
        Кто заточил меня в стенах его?
        Кто заковал меня в железа сии?
 
Здесь, как и в цитированном выше отрывке с упоминанием "узлов" и "печатей, завязывающих и запечатывающих дольний (мир, звучат эмоции, которые похожи на какую-то космическую клаустрофобию: перед нами мрак, как в самом обычном узилище тех времен, и во мраке, вздыхая и плача, сидят или лежат узники, скованные цепями и колодками своей житейской несвободы. Но это не все. «Желаю разрешиться и быть со Христом», — сказано в одном новозаветном тексте. Узник дожидается своего часа, чтобы с него сняли узы и вывели на волю: как некогда с ним уже было нечто подобное, когда из тьмы и тесноты материнской утробы он явился на свет и простор, так и теперь ему предстоит второй раз родиться — в «занебесный» мир. Это сразу вносит иной эмоциональный тон: значит, пещера — не только ненавистная темница, но и родимая утроба. Недаром в вифлеемской пещере родился Христос. Нелишне вспомнить, как часто выплывает в восточнохристианских легендах мотив потаенного укрома, тихой безопасности в святом мраке чрева матери-земли (семь отроков Эфесских, мирно уснувших в пещере; святая Елисавета, мать Иоанна Предтечи, уходящая от преследователей в недра скалы; то же со святой Феклой; слухи о подземном женском монастыре в Иерусалиме). Сидячая и согбенная поза, которая рекомендована православному аскету для «умного делания», едва ли случайно так напоминает позу младенца в чреве матери. Пещерой или подобием пещеры может быть сакральное пространство: в пещерах и подземельях совершался культ Митры, катакомбы были прибежищем раннехристианского культа, горные местности Сирии, Армении и Малой Азии знали пещерные монастыри (обычные также для традиции буддизма) и пещерные церкви, но и помимо этого церковные здания ближневосточного ареала имеют «пещерный» облик. Георгий Писида, византийский поэт VII в., характерным образом уподобляет церковный интерьер вифлеемской пещере.

И здесь образ пещеры поворачивается еще одной стороной: это место реального присутствия божества. Вифлеемская пещера таит в себе клад — младенца Христа; другой пещере, склепу подле Иерусалима, дан другой клад — Гроб Господень. Пещера есть поэтому «пещера сокровищ», по-сирийски «мэ'арат газзэ». Это сочетание слов — заглавие одного апокрифа VI в., где повествуется о драгоценных и священных предметах, вынесенных Адамом из Рая и лежащих в пещере вместе с телом Адама. Горний свет не только сияет вне пещеры, он сходит в глубину ее мрака, он всегда здесь, как тихое, неуловимое мерцание. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его», — как сказано в прологе к Евангелию от Иоанна. Это снова образ, который подлежал различному истолкованию в различных религиях. Христиане верили, что свет, который есть Христос, по человеколюбию добровольно сошел к узникам пещеры; манихеи верили, что частицы света похищены насилием тьмы и должны быть вызволены из ее плена. Но сам по себе образ видели все. О нем говорится, между прочим, и в Коране, XXIV сура которого носит название «Айат ан-нур», т. е. «Стих о свете». «Аллах есть свет небес и земли, — читаем мы в ней. — Свет Его — точно ниша; в ней светильник в стекле, и стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от благословенного дерева маслины, — ни с востока, ни с запада, — масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь — свет на свете» (пер. И. Ю. Крачковского). Любопытны слова «свет на свете»; они звучат как отголосок христианской формулы «свет от света», имеющей смысл в контексте доктрины о порождении Сына Отцом, но как будто бы лишенной смысла в контексте ислама. Такие образы улавливались сыном эпохи прямо из воздуха эпохи, насыщенного ими.

Итак, пещера предстает как ниша — или, в христианском образном ряду, алтарная апсида, — и мрак ее освещен неугасимой лампадой. В одном новозаветном тексте сказано, что божество «обитает во свете неприступном»; но для верующих той эпохи «неприступный» свет вовсе близок, он здесь — рукой подать. Вообще говоря, средневековой культуре свойственно было уравновешивать свои порывы в потустороннее удивительно конкретным ощущением присутствия потустороннего в посюстороннем; но, может быть, для сирийцев присутствие это было таким осязаемым, плотным, почти грубым, как ни для кого другого. Кем они не были, так это спиритуалистами.
 
Скажем, Рай воспевается в целом цикле гимнов Ефрема Сирина не как Эмпиреи, запредельные подлунному миру, но как Земной Рай, первозданный Эдем, продолжающий цвести где-то в сокровенном, но реальном месте у истоков Евфрата и Тигра, т.е. совсем по соседству с родиной Ефрема. С этим сирийцы не шутили: в начале IX в. католикос Селевкийский Тимофей I обосновал особые права своей кафедры, между прочим, тем, что ее местоположение — страна Эдема, «Восток», о котором говорит Библия («...и насадил Господь Бог Рай в Эдеме, на Востоке...»). Ефрем так описывает ветерки, повевающие в Земном Раю, что кажется, будто он знает Эдем, как зверь, — обонянием.
 
Что до рек, вытекающих из непорочной райской земли, то оказывается, что их целительные воды подмешиваются к водам падшего мира, таинственно подслащивая их горечь и оздоровляя их зачумленность. Где еще, спрашивается, найдешь такой бодрый «мистический материализм», такое острое, чуть ли не физическое ощущение, что праведная, не оскверненная нашей порчей природа Эдема — в двух шагах? Уж на что, кажется, горячо доказывал на Руси XIV в. новгородский архиепископ Василий в послании к тверскому епископу Федору осязаемую вещественность Земного Рая; но даже мореходов Новгорода, на которых он ссылался, вынесло к райским горам лишь после долгих скитаний, в краях незнаемых. У сирийцев такой проблемы не было. Но дело, конечно, не только в топографии ветхозаветного сада, сколь бы ни была важна эта топография для сирийского патриотизма. Ведь и отшельника Герасима, о котором пишет в «Луге духовном» Иоанн Мосх и который жил в палестинской пустыне, все равно окружает Рай, раз дикий лев являл ему такое же послушание, как Адаму, еще не впавшему в грех и не расторгшему союза с природой. Достаточно, чтобы человек был праведен — и вокруг него будет веять тот эдемский ветерок, мысль о котором вдохновляет Ефрема. Лев, наверное, чуял это своими ноздрями.

Не просто духовность была центральной темой культуры, о которой мы говорим. Тема ее — одухотворение материи, ее преображение, претворение в чистый свет. Символом такого претворения, если угодно, наивным, но убедительным, были те вещества, в которых есть «световидность» и «светоносность», т. е. прозрачность, или блеск, или и то, и другое: золото, стекло, драгоценные камни. Вещества эти играют центральную роль в описании небесного Града из Апокалипсиса: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халцедон, четвертое — изумруд, пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолит, восьмое — берилл, девятое — топаз, десятое — хризопраз, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист. А двенадцать ворот —двенадцать жемчужин...» (Откр. 21, 18—21).

Вот мы и подошли к символу жемчужины, который выступает как противовес символу пещеры. Это — тот клад, который утаен во мраке пещеры. Клад, за который надо отдать все.

Этический смысл символов неотделим от своеобразной эстетики эпохи. Люди тех времен обожали вымыслы о драгоценных камнях, которые не отражают и не преломляют света, но светятся собственным светом, идущим из глубины, наполняя лучами темное подземелье, «пещеру сокровищ». И это дает нам самое первое значение жемчужины, непосредственно вытекающее из чувственного образа: жемчужина есть вещественность того самого невещественного света, который мерцает во мраке мировой пещеры. В ней свет как бы воплощен, материализован, принял плотную и твердую природу камня, оставаясь при этом светом. Это первое значение поддержано вторым, для понимания которого уже необходимо знать фантастическую «биологию» эпохи.

Тогда верили, что жемчужина зарождается в недрах раковины от удара молнии — небесного огня, сошедшего на море и на плоть раковины. Таким было, поучает тот же Ефрем Сирии, и чудесное зачатие Иисуса Христа в чреве Девы Марии. В некоторых версиях раковина плодотворится действием лунной росы, т. е. как бы лунного света, ставшего текучей влагой перед тем, как застыть в твердой жемчужине. Но третье значение было задано евангельской притчей, где жемчужина означает абсолютную ценность. То, что наше слово «ценность» связано с меркантильным кругом представлений, отнюдь не плохо; притча тоже апеллирует к образам алчного, сосредоточенного стяжания. «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Матф. 13, 45). Образы этой притчи для ближневосточной городской среды весьма конкретны, а значение их тождественно именно понятию безусловного ценностного предела. Прав только приобретатель, без остатка устремивший всю силу своей жадности на абсолютное; напротив, всякая иная жадность, хотя бы краешком глаза косящая на что-либо, кроме абсолютного, не права — абсолютно. Еще раз: за «многоценную жемчужину» отдают все, решительно все — таков урок притчи, примерами, наглядными пособиями к которому могут служить многие повествования, с которыми читатель встретится в этой книге. Наконец, к этим трем значениям «Песнь о Жемчужине» добавляет четвертое, может быть, и противоречащее тем логически, но не образно: жемчужина — свет заброшенной на чужбину человеческой души, которую необходимо вызволить из «пасти Змия». Душа ведь тоже дороже всего мира. «Ибо что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

У той литературы, антологию которой мы предлагаем, был смысл, который был больше не только ее ветхих условностей, не только вероисповедных распрей эпохи, но и ее самой, больше эпохи в целом, потому что смысл этот был общечеловеческим. Чувствовать, насколько жив этот смысл для нас, нас научили Толстой, Достоевский, Лесков. Формы литературы были формами  воплощения смысла и также — порой — формами умерщвления смысла. Однако это позволительно сказать не об одной эпохе в истории человечества.
© С. С. Аверинцев

Пещера сна

Там, где похоронен старый маг,
Где зияет в мраморе пещера,
Мы услышим робкий, тайный шаг,
Мы с тобой увидим Люцифера.

Подожди, погаснет скучный день,
В мире будет тихо, как во храме,
Люцифер прокрадется, как тень,
С тихими вечерними тенями.

Скрытые, незримые для всех,
Сохраним мы нежное молчанье,
Будем слушать серебристый смех
И бессильно-горькое рыданье.

Синий блеск нам взор заворожит,
Фея Маб свои расскажет сказки,
И спугнет, блуждая, Вечный Жид
Бабочек оранжевой окраски.

Но когда воздушный лунный знак
Побледнеет, шествуя к паденью,
Снова станет трупом старый маг,
Люцифер — блуждающею тенью.

Фея Маб на лунном лепестке
Улетит к далекому чертогу,
И, угрюмо посох сжав в руке
Вечный Жид отправится в дорогу.

И, взойдя на плиты алтаря,
Мы заглянем в узкое оконце,
Чтобы встретить песнею царя —
Золотисто-огненное солнце.
Февраль 1906 года
© Гумилёв Николай Степанович


Пещера

Сотни тысяч лет, а может, миллионы
Древних тайн завет хранили своды темных гор,
И сейчас, в наш век довольно просвещенный,
Не можем мы прочесть пещерных стен узор.

Как причудливо, как кружевоплетенье
Бежит орнамент вдоль пещерных зал,
И цепь огней, как светлячков свеченье,
Зовет и манит на полночный бал.

Такое ощущенье, что ты ходишь
По лабиринтным комнатам дворца,
Нигде хозяев дома не находишь,
Во тьме ловя лишь взгляд иль тень лица.

В темной глубине озер пещерных
Движенье чье-то можно уловить,
И силуэт созданий самых первых,
Пришедших раньше в этом мире жить.

И словно вор, без спросу переходишь
Ты из гостиной в спальни, кабинет,
И в самой дальней комнате находишь
Сокровищницу, клад дремучих лет.

В сиянии серебряном кристаллов
Рассыпаны пещеры жемчуга,
И словно ожерелье из кораллов,
Вверх сталагмиты тянуться со дна…

Но собственная жизнь есть у пещеры,
В реальном времени ее не увидать,
У жителей пещер другая мера,
Другое время, не земная стать.

Для них мы только вихря колыханья,
В потоке ветра промелькнувший силуэт.
Мы видим лишь застывшие созданья,
Они же – ускользающий вдаль след…
© Елена Ал Воробьева, 2007


ПЕЩЕРНЫЙ ЖЕМЧУГ
СРЕБРОДОЛЬСКИЙ БОРИС ИВАНОВИЧ

Оказывается, жемчуг может превращаться в окаменелости. Его иногда находят не в водной среде, а в осадках морей и рек давно минувших геологических эпох. Раковины ископаемых моллюсков отличаются от современных раковин. За миллионы лет пребывания в осадках различного возраста они потеряли присущие им блеск и красоту. Многие из них не сохранились и оставили после себя лишь отпечатки в породах. Ископаемый жемчуг устойчивее и дошел до наших дней. «Пещерный жемчуг» не имеет никакого отношения к моллюскам. Это — характерное образование пещер и рудников, по внешнему виду и строению напоминающее обычный жемчуг.

Вид жемчуга. Ископаемый жемчуг. Он очень редок, во всем мире насчитывается несколько сот ископаемых жемчужин, найденных в породах различного геологического возраста (от триаса до плейстоцена). Это позволяет отнести ископаемый жемчуг к необычным, если не к уникальным окаменелостям. Менее распространены так называемые жемчужные пузыри. Если раковина и находящийся в ней жемчуг ассоциируют с меловыми отложениями, то они, как правило, белые. Олиго-ценовым ископаемый жемчуг, находящийся во Франкфуртском музее, имеет фиолетовую окраску. Ископаемый жемчуг из моллюсков Венского бассейна (более 13 млн. лет назад), хранящийся в Музее естественной истории в Вене, обнаруживает остатки розового цвета. Третичный жемчуг США белый, серый, блестящий. Это отнюдь не драгоценный жемчуг. Лишь более 20 ископаемых жемчужин сохраняют сколько-нибудь заметный первоначальный блеск. Такие блестящие иризирующие жемчужины почти сферической формы до 4 мм в сечении обнаружены в раковинах птерпи. Хранятся они в специальной витрине Стеифордского университета в Калифорнии. На осмотр их нужно получать специальное разрешение. В Стерн-бергском мемориальном музее сохраняется уникальный ископаемый блистер-жемчуг сечением 74 мм. О более крупном ископаемом жемчуге упоминает Торн [Thorne, 1974], хотя и не приводит его размеры.

Вид жемчуга. «Пещерный жемчуг». Под этим термином известны округлые (сферические или эллипсоидальные) образования на дне пещер и рудников. По форме и размеру они напоминают горошину сечением от долей миллиметра до 2 мм (оолиты) и более 2 мм (пизолиты), имеют концентрически-скорлуповатое и радиально-волокнистое строение. Для «пещерных жемчужин», как и для обычных, характерно наличие в центре ядра, сложенного обломками породы, минерала или другого инцеста, и окружающих ядро светлых и более темных концентров кальцитового, реже арагонитового состава. «Пещерный жемчуг» обычно находят в воронкообразных углублениях в полу пещер или горных выработок под различной величины сталагмитами. К моллюскам исследуемый «жемчуг» не имеет никакого отношения, кроме случая, когда раковины брюхоногих моллюсков (или их кусочки) становятся зародышами будущей «жемчужиры». В Приднестровье «пещерный жемчуг» известен на дне небольших полостей в силурийских известняках. Величина «подземных жемчужин» колеблется от долей миллиметра до первых десятков миллиметров.

В пещерах Герацул и Скэришоаре (Румыния) большая часть их имеет субмикроскопические (0,09—0,3 мм) размеры. Такой жемчуг в смеси с люблинитом (плеспевидным кальцитом) называют жемчужной мукой [Viehmann, 1962]. Количество «жемчужин» в полу пещер или рудников может исчисляться тысячами. Так, в пещере Бука-дель-Ка-циатор (Италия) в одной песчаной насыпи их оказалось больше тысячи [Forti, Pasini, 1977]. Форма «подземных жемчужин» овальная (преобладает), полиэдрическая, неправильная, реже сферическая. Многие из них срастаются в компактные гроздьевидные агрегаты. В центральной части лунок агрегаты сложены самыми крупными «жемчужинами» и ориентированы своей длинной осью вертикально к поверхности нарастания. В отличие от типичного «пещерного жемчуга» они не расположены непосредственно на дне лунки, а нарастают на кристаллы кальцита, ранее сформировавшиеся в углублениях. Чем больше лунка, тем совершепнее форма подземпых «жемчужин». Поверхность их шероховатая, реже гладкая, как бы полированная; иногда благодаря наложению последнего темного концентра становится глянцевой, чем напоминает темно-коричневые речные жемчужипы с блестящей поверхностью. Окраска белая, серовато-белая, бледно-желтая, голубовато-серая, оранжевая до почти черной и даже зеленой. Все «пещерные жемчужипы» имеют центральное ядро в чередующиеся вокруг него концентрические слои.
© Сребродольский Борис Иванович


РОМАНТИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Подожди! Не пугайся меня.
Посмотри: Я один и совсем безоружен.
У тебя на щеке грязь засохла. Сотри…
Не кричи! Звать на помощь не нужно.

Две недели назад мы столкнулись в бою
И с тех пор мне не стало покоя.
Чтобы снова увидеть улыбку твою,
Я покинул палаты героев.

Я поднялся наверх из привычных пещер
И холодной осеннею ночью
Прямо к сердцу эльфийских лесов прилетел,
Чтоб с тобой повидаться воочью.

Нет смертельней врагов, чем по крови родня,
Люди верно подметили это.
Но ещё раз прошу: не гони ты меня,
Сам уйду я за час до рассвета.

Мой усталый дракон прикорнул на холме,
Не закроет он крыльями неба,
Будет лунного света довольно вполне
Для спокойной, негромкой беседы.

Я тебе расскажу про мерцающий свет
От грибов и гранёных кристаллов.
Ты о солнце горячем поведаешь мне,
О дождях и о снеге коварном.

Я пещерных насыплю тебе жемчугов,
Самых крупных и чистых на свете.
Ты сплетёшь мне венок из тех дивных цветов,
Что в твоих волосах я заметил.

Мне постыли надменность владычиц теней
И ревнивое бешенство фурий,
За один только взгляд самой рыжей из фей
Я отдам их, совсем не торгуясь.

Эту ночь мне уже никогда не забыть.
Не смотри на меня, как на зверя.
Даже если не можешь меня полюбить,
То хотя б обмани. Я поверю…
© Ю. Сахарчук


Пещера Хан Сон Дунг

Пещеры - загадочный и волшебный мир темного царства, тишины и безмолвия их справедливо можно назвать колыбелью человечества, ведь в доисторические времена первобытные люди использовали пещеры как убежище от ветра и холода.

Самая большая пещера на планете Земля, Хан Сон Дунг, что в переводе означает «Пещера горной реки», находится во Вьетнаме. Была открыта только в 2009 году группой британских исследователей. Самый большой зал пещеры имеет общую протяженность более 5 тыс. метров, общая длина пещеры - предположительно, 9 тыс. метров. Ширина залов и коридоров составляет 100 метров, а высота достигает 200 метров.

Пещера необычна тем, что много лет назад в крыше пещеры образовались провалы, через которые в подземные залы проник свет и семена растений. Теперь в пещере можно встретить настоящие джунгли. Кроме того, еще одно интересное редкое явление привлекает спелеологов: в пещере образуется пещерный жемчуг. Этот редкий вид жемчуга растет сам в лужах известковой воды. Его состав мало отличается от традиционного жемчуга, который производят моллюски, но он не имеет красивого перламутрового блеска.



Источник информации:
1. Алексей Сикорский  «Терема из ситца...»   http://www.stihi.ru/2005/12/26-178
2. Валерий Яковлевич Брюсов  «Прощание»
3. Гумилёв Николай Степанович «Пещера сна»
4. Елена Айзенштейн. Книга «Марина Цветаева»
5. Елена Ал Воробьева «Пещера»   http://stihi.ru/2007/09/28/738
6. С. С.  Аверинцев. Из книги: От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. М., 1994, с. 35-40) / Энциклопедия Культурологии
7. Сребродольский Борис Иванович. Книга  «Жемчуг»
8. Ю. Сахарчук «Подожди! Не пугайся меня»


Пещера:
• мир, весь дольний мир мрака и несвободы (в нем темно и тесно душе, он замкнут и застит от ума свет, разлитый за его пределами)
• материальный космос

Жемчужина:
• противовес символу пещеры (клад, который утаен во мраке пещеры, за который надо отдать все)
• (чувственный образ) жемчужина есть вещественность того самого невещественного света, который мерцает во мраке мировой пещеры, в ней свет как бы воплощен, материализован, принял плотную и твердую природу камня, оставаясь при этом светом (свет заброшенной на чужбину человеческой души, которую необходимо вызволить из «пасти Змия»).
• абсолютная ценность

Пещерный жемчуг:
• состоят из наслоений солей кальция
• прямой родственник настоящих морских жемчужин
• ядро – обычно служит песчинка
• органической составляющей в них нет, поэтому они не могут похвастаться такой чудной игрой цвета, за которую так высоко ценится обычный жемчуг
• ювелирных украшений из него крайне мало (жемчужины очень капризны, и вдали от родной пещеры быстро тускнеют, покрываются трещинами, и могут даже вовсе умереть, рассыпавшись в пыль)


ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА

100 Пещеры плоти и духа
Автор: Виорэль Ломов

Раздел 7. Олимп и Парнас — под землей?

Подземный мир — это загадочный источник творческого вдохновения поэтов, писателей, художников, композиторов? Или же он — всего лишь порождение человеческой фантазии и непокорного духа?

100 Пещеры плоти и духа


Реальный подземный мир интересует не только археологов, геологов, спелеологов, историков, уфологов, представителей других «узких» профессий и всеядных туристов. Волнует он и философов, поэтов и композиторов — правда, большей частью, умозрительно. Самое удивительное при этом, что философия, поэзия и музыка на примере абстрактной пещеры могут исчерпывающе поведать человеку о мире, в котором тот живет, и о самом человеке.

В своем диалоге «Государство» (360 г. до н.э.) древнегреческий философ Платон одну из 10 книг отвел аллегории «Пещера». Это самая известная из всех подземных полостей в мире, природных и рукотворных, реальных и невещественных. Вот загадка — почему именно пещеру выбрал философ для своей книги о государстве? Может, потому что человек вышел из земли? Но войдем в единственный вход и спустимся к костру, разложенному на дне камеры. Солнце высоко в небе и не заглядывает вовнутрь.

Посреди пещеры перегородка, за которой сидят узники в оковах, не имеющие возможности глянуть, что позади них. Перед ними стена, по которой скользят тени от статуй, проносимых за их спинами людьми, говорящими о чем-то друг с другом — но те голоса арестанты приписывают теням. Колодникам ничего неизвестно ни об этих людях, ни о предметах, которые те переносят, ни об источнике света. Для них, пожизненно обреченных тупо созерцать стену и слушать эхо голосов, тени являются истиной в последней инстанции. Узники общаются друг с другом и, хотя подобно богам дают теням имена, они не ведают, что ничего не знают о них, также как и о себе…

Грустная картина. Ведь это мы сидим в пещере, привычно созерцаем то, что нам показывают, толком ничего не объясняя, и что мы по своей ограниченности считаем истиной. Иллюзию мы принимаем за реальность, а реальность за иллюзию.

Одному из этих несчастных философ предлагает выйти из пещеры, взглянуть на солнце и реальные предметы, постичь истину и узреть высшую реальность — Благо. Если это пробудит в узнике философа, рассуждает Платон, он обязательно вернется в пещеру и выведет своих собратьев на Божий свет. Правда, Платон задается вопросом, а поверят ли ему его собратья или сочтут за сумасшедшего. Философ не дает ответа, но скорее всего, толпа примет этого человека за безумца. Кончится всё тем, что, вернувшись в заключение, человек забудет свой пережитый опыт, как сон, и вновь окунется в мир теней. Либо закончится всё еще трагичнее, и его убьют, как разрушителя их привычного мирка — тут Платон намекает на судьбу своего учителя Сократа, которого осудили и казнили в Афинах. Нет пророка в своей пещере!

Но не только это хочет донести нам древний грек. Платон трактует чувственный мир как тюрьму души, из которой можно вырваться, лишь воспарив к миру вечных идей, а это может сделать только философ. При этом Платон четко разделяет стремление к высшей идее философа и общества: философ стремится к ней ввысь, а общество не может оторваться от земли. Посему государством должны управлять философы, заключает великий идеалист.

Образ Платоновой пещеры развил в трактате «Новый Органон» (1620 г.) английский философ Фрэнсис Бэкон. Среди заблуждений и препятствий-призраков («идолов»), которые мешают мыслить и познавать мир, которые являют иллюзию, а не действительность, Бэкон важное место отвел «идолам пещеры». «У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы, — пишет философ. — Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях».

После Ф. Бэкона и другие мудрецы углублялись в эту тему, как в бездонную пещеру, Для постижения их идей надо не только погрузиться в глубины, но и воспарить к небесам. Возможно ли такое раздвоение? Признаться, досадно: выходит — как были, так и остались мы пещерными людьми? Или всё же воспарим?

Поместив человека в пещеру, Платон задает вопрос: «Что вы знаете, сидя в пещере, о мире и о самих себе?» А вот норвежский драматург Генрик Ибсен в пьесе «Пер Гюнт» (1867 г.) вопрошает более определенно: «А не тролли вы в ваших пещерах и вдали от них, если всю жизнь живете как тролли?» Главный герой пьесы Пер Гюнт всю свою жизнь провел в странствиях, увиливая от трудностей, в поисках личного счастья и того душевного состояния, когда можно всегда «быть самим собой довольным».

Одна из ключевых сцен драмы происходит в горах Норвегии, в гигантской пещере Горного короля. Молодой повеса оказывается в Рондских палатах, запрятанных в Рондском провале, в царстве троллей, человеконенавистников и каннибалов. Выгнанный из своей деревни за то, что соблазнил чужую невесту и бросил ее, Пер повстречал Женщину в зеленом плаще — дочь короля троллей и прочей нечисти.  Прельщенный возможностью стать принцем троллей, он последовал за принцессой в Тронный зал ее отца — Доврского деда. Во дворце царили шум и суматоха. Множество придворных троллей, кобольдов, леших окружали короля, восседавшего на троне в венце и со скипетром.

Перу Гюнту всё равно, где жить. С троллями, так с троллями, тем паче, что в перспективе он станет их королем. Юношу не смущает, что он попал в извращенный мир, где ему прицепили хвост, где вместо света тьма, а вместо мёда вкушают помёт. «Ты, главное, умей казаться троллем, — поучает женишка король, — усвой повадки наши и манеры, а там, в душе, во что угодно веруй». Но когда Перу для более верного взгляда на искаженные вещи собираются перекосить левый глаз и вырезать правый, ему с трудом удается бежать из царства троллей. Благо, в это время донесся из долины колокольный звон, разрушивший чары и стену пещеры.

В конце пьесы постаревший Пер Гюнт встретился с Доврским дедом и тот раскрыл ему глаза на то, что хоть Пер и не остался в царстве троллей, но всю свою жизнь прожил как самодовольный тролль...

Готовя свою пьесу к постановке в театре, Ибсен попросил своего соотечественника композитора Эдварда Грига написать к ней музыку. В 1875 г. Григ создал свой музыкальный шедевр, который живет ныне самостоятельной жизнью. (В 1888—1891 гг. композитор переработал его).

Композиция состоит из двух сюит, каждая из четырех музыкальных пьес. Картина «В пещере горного короля» замыкает Первую сюиту и является самым известным и узнаваемым произведением Грига. одной из самых популярных классических мелодий. Многократный причудливый повтор одной и той же дьявольской мелодии, усиливающейся от вкрадчивого нестройного шествия троллей к разгульной пляске ввергает слушателей в экстаз. Эту пьесу иногда исполняют в пещерах, обладающих превосходной акустикой. По отзывам некоторых людей, они под мистической лавиной звуков 2,5 минуты испытывали счастье, т.к. … «ощущали себя троллями». (No comment).

А вот самому композитору, по его собственному признанию, было «тошно слушать» эту музыку. Почему? Да потому что «так проникнута она коровьими блинами, «сверхнорвежеством» и «будь-самим-собой-довольством»!» Потому что Эдварду Григу претила всякая чертовщина, потому что в этой пещере проявилось всё самое нечистое, что может только быть в человеке, теряющем человеческий облик. Но почему же именно эта сцена стала самой притягательной для слушателей? Она дает им возможность погрузиться в шабаш? Впрочем, это дело каждого — погружаться или нет. Каждый ставит себя на место Пера Гюнта. Каждый решает, нужен ему хвост или что-то другое.

Сам Григ дает однозначный ответ. Свою «буйно фантастическую пьесу», в которой музыкальный герой испытывает наваждение и проходит нешуточное испытание, композитор обрамляет в светлые небесные тона: Начинает с картины «Утро» и заканчивает «Песней Сольвейг».

Сюиту к драме Ибсена Григ писал в Бергене, на своей духовной родине, в уединенном горном местечке «Тролльхауген» («холм троллей»). Иногда кажется, что композитор сам побывал в пещере Доврского деда и услышал марш троллей, который вот уже полтора столетия ассоциируется с подземным миром, таинственным и загадочным, и с темными глубинами земли и человека.

Но всё же не этим утверждением хочется закончить книгу.

Русский писатель К.Г. Паустовский в «Корзине с еловыми шишками» рассказал о том, как Григ на прогулке встретил в лесу под Бергеном маленькую девочку Дагни Педерсен — дочь лесника, собиравшую еловые шишки, и помог ей поднести корзину. Девчушка оставила глубокий след в душе композитора, и он посвятил ей свое «Утро», которым открывается 1-я сюита «Пера Гюнта». Когда девушке исполнилось 18 лет, она приехала в гости к своим родственникам в Христианию, и однажды на симфоническом концерте «услышала, как человек во фраке сказал», что «сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет». Потрясенная этим чудом, Дагни после концерта со слезами на глазах вспоминала седовласого человека, который не забыл ее и открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек». А еще она призналась самой себе: «Слушай, жизнь, я люблю тебя»…

© Виорэль Ломов, 2023
Источник - https://proza.ru/2023/05/24/1115



АРХИВ. Кокосовый жемчуг

   Существует и необычный кокосовый жемчуг – в молоке плода кокосовой пальмы находят твердые, значительно большие по размерам, чем обычные, величиной с вишню жемчужины, практически ничем по своему составу не отличающиеся от тех, что производит моллюск. Кокосовый жемчуг обладает той же красотой, что и обыкновенный, но ценится в несколько раз дороже.

Как мы знаем из школьной программы, обычные жемчужины получаются в результате попадания инородного тела в мантию или между мантией и раковиной некоторых видов морских или пресноводных моллюсков. А дальше вступает в силу защитная реакция организма самого моллюска на раздражение от этого инородного тела: он начинает выделять перламутр, концентрическими слоями которого моллюск покрывает песчинку или мелкий камешек. Со временем, лет через 12-15, из крупинки и получается жемчужина, размер которой прямо пропорционален времени, проведенному этой инородной частичкой в раковине. Самые маленькие жемчужины измеряются миллиграммами.

А самая большая, которую в 2016 году выловил филиппинский рыбак, весит 34 килограмма! Причем долгое время она пролежала у него под кроватью. Кстати, по предварительной оценке специалистов, эта жемчужина неправильной формы может стоить 100 миллионов американских долларов. А вообще современный рынок торговли жемчугом достигает шести миллиардов долларов в год. Промысел по добыче натурального жемчуга ведется как на юге, так и на севере. Например, в реках Канады, Соединенных Штатов, в Китае, России, Германии. Морской жемчуг добывают в Персидском заливе, Красном море, Индийском океане (у берегов Шри-Ланки), а также Тихом (в прибрежных водах Японии), у островов Океании…

Но есть разновидности жемчуга, которые почти неизвестны широким массам обычных людей, не являющихся специалистами. Это, например, так называемый кокосовый жемчуг. Его добывают из кокосов, созревающих на пальмах. Еще в рукописях средневекового знахаря и ученого-ботаника Румпфия (XVII в.) из Голландии можно было прочитать упоминание об этих необычных ювелирных украшениях. Строго говоря, это единственный в мире драгоценный камень растительного происхождения. Он гораздо тверже обычного жемчуга и имеет, как правило, молочно белый цвет (реже — розоватый) и правильную круглую или грушевидную (каплевидную) форму. И, конечно же, покрыт перламутром, вырабатываемым самим кокосом. Средний размер его — около двух сантиметров. Впрочем, Румпфию не поверили, сочтя его открытие, выражаясь современным языком, фейком. И на многие десятилетия о кокосовом жемчуге благополучно забыли, пока другой ученый, уже из Австралии, не подтвердил существование жемчужного камня.

И хотя многие несведущие люди считают, что существование такого природного украшения — это все лишь миф, одна из таких редких кокосовых жемчужин под названием Махараджа является экспонатом ботанического сада в Майами. Можно увидеть подобные растительные камни и в других музеях или коллекциях ценителей раритетов. Но это все же большая редкость, о чем говорит такой факт. Случайно узнав о существовании подобной невидали, житель Польши, имя которого история не сохранила, решил отправиться на Новые Гибриды, чтобы обнаружить этот камень, продать его и разбогатеть. Несколько лет он искал его, расковыряв уйму кокосов. Но не нашел, зато написал целую книгу о своих приключениях и все-таки разбогател, издав ее. Кстати, упоминается кокосовый жемчуг и в литературе — например, в книге Юрия Кларова «Черный треугольник», в которой рассказывается об ограблении в 1918 году патриаршей ризницы, из которой были украдены и кокосовые (их еще называют молочными) жемчужины, украшавшие золотую звезду Екатерины II).

Как же образуется кокосовый или молочный жемчуг? Дело в том, что на каждом кокосе в его твердой (внутренней) скорлупе существует нечто вроде «глазков». Эти поры, как правило, не зарастают волокнами. В них формируются три семяпочки (плодолистики), одна из которых прорастает в семя, а затем и в росток. Две остальные остаются непроницаемы. Но весьма редко встречаются кокосы, у которых непроницаемыми остаются все три поры. И росток, закупоренный в кокосе, каменеет и превращается со временем в жемчужину, которую можно найти (в среднем) лишь в одном кокосе из каждых 7500-8000 созревших плодов. Представляете, сколько кокосов распотрошил незадачливый поляк за несколько лет поисков! Одна такая жемчужина по сегодняшним ценам может стоить миллионы долларов.

Еще большей редкостью является так называемый подземный жемчуг, который по сути есть разновидность окаменелостей органического происхождения. Он тоже бывает как морским, так и пресноводным. Возраст такого жемчуга составляет миллионы лет — еще с начала мезозойской эры. Это настоящие раритеты, которых во всем мире насчитывается всего несколько сотен. Причем, узнали о его существовании относительно недавно — менее 50-ти лет назад, когда советско-монгольская геологическая экспедиция производила свои изыскания в пустыне Гоби. Именно там в слое перламутра ученые наткнулись на подземные залежи двустворчатых раковин вымерших моллюсков. А рядом — полусферические, эллипсоидальные и сферические пресноводные жемчужины размером всего в 2,5 миллиметра. Эти «горошины» и стали самыми первыми ископаемыми жемчужинами. Но главное — это их желтовато-кремовый цвет. Ведь жемчуг именно таких оттенков считается самыми редкими и престижными в мире. Причем, всего ископаемого жемчуга в мире насчитывается не более нескольких сотен штук. А это значит, что они обладают баснословной стоимостью на рынке торговли жемчугом и стоят миллионы долларов!

Да, каких еще только тайн не раскроет перед нами матушка-природа, каких еще сюрпризов не приготовит человечеству. А загадок у нее еще очень и очень много.

© Виталий Карюков
Источник информации:   https://sozero.livejournal.com/5060436.html


Кокос
Автор:  Бахтеев Максим
Авторская страница:  http://stihi.ru/avtor/mbaxteev


Жил-был кокос, на пальме рос,
С копной всклокоченных волос.
Его срубил абориген,
Засунул в полиэтилен.
         
С ним всю пустыню исходил,
На крокодиле Нил проплыл...
Продал кокос от пальм вдали
Тем людям, что с Большой земли.

Ох, и кидало наш кокос -
То в самолет, то в паровоз...
У перекупщиков бывал,
И там еще дороже стал.

Он был, как-будто бы, бандит -
В нём провозили динамит...
Потом на фабрику  попал,
И дикий образ потерял!

            ***

Там сняли стружку, просушили...
Придав помпезный, яркий вид!
И в магазин определили
С простым названием "Маgнит!"

И вот стоит кокос на полке,
Среди солей, среди приправ,
Он сохранил за путь весь долгий
Свой жаркий африканский нрав.

Кокос Красавица купила,
Пред Ней он устоять не смог,
В глазах два солнышка хранила...
А он - попал в Её пирог.

...А Мир-то был - не Мир,а хмурость!
Уже, практически, война...

Вкусив, Красотка улыбнулась -
И в Мир опять пришла Весна!

И никакой здесь нет ошибки,
Абориген тот - судьбонос.
Ведь, ради этой вот Улыбки
Не зря кокос на пальме рос!!!
© Бахтеев Максим, 2014
Первоисточник:   http://stihi.ru/2014/03/25/7979


Рецензии