Дух учения Платона

Учение Платона об «идее»

Платон считал, что человек достигает знания, вспоминая то, что было известно до того, как его душа вошла в тело. Существует царство вечных форм, идей и идеалов, которые никогда не меняются. Эти идеальные формы существуют в сфере, отличной от этой физической вселенной. Именно они делают эту вселенную такой, какая она есть. Когда человек приходит к знанию о чем-то, он фактически вспоминает об идеальной форме.


 
Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, ронизывающий своими тончайшими духовными нитями сю мировую философскую культуру.
Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмвщено с единичным, а космическое — с человеческим». Космос - это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи.
В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм.
Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице. Появившись на свет, она уже знает все. что нужно знать. Она сама избирает свой жребий; ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом. Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как и для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.
По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

***
Сурово творятся великие решения. Когда Земля содрогается от ужаса, великий Пл[атон] находит удобным сноситься с дальними мирами. Значит, сколько полезных сотрудников может быть не задержано около Земли. Таким образом, Земля снова вступит в свое переходное значение. Без оторванности сознания многие могут принять участие в междупланетных делах. Такое новое достижение может помочь не остаться около Земли тем, кто хочет ;помочь ;больной ;планете.

Теперь о Пл[атоне]. Утверждение способа Пл[а­тона] дает возможность тем, кто назначен для дальних миров, – преимущество особое, так как теперь легче установить сношения даже за пределы Cолнечной системы. Ур[усвати] вступит таким образом в духовное сотрудничество с Пл[атоном], не прерывая сношений с Нами. Можно в ментале посещать разные планеты. Так намечается будущий этап, когда сознание не должно быть привязанным к одной планете. Если мы теперь переходим из одной части света в другую, то тот же принцип может быть и междупланетным. Учитель предлагает радовать­ся каждому завоеванию духа. Путь между планетами не сложнее, нежели осознание грани между телом и астралом. Не сложнее, нежели осознание мысли и устремление к светилам. Только при устремлении к междупланетности можно рассчитывать ;на ;эволюцию ;человечества.

– Имеется ли фиолетовая аура у мужчин? – Почти нет – Вел[икий] Пл[атон]. Способность к дальним полетам есть достоинство женского начала, как ;можно ;видеть ;из ;Образа ;Матери ;Мира.

Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 17.08.1927


Когда Великий Платон покидал Нас, последний Указ Его был – «Творите героев».
Учитель Пл[атон] сообщает об успехе уплотнения астрала законами Юпитера. О перенесении сознания в ;форму, ;вызывая ;эктоплазму ;пространства.

Так же покончим со смешанным пониманием групповой души. Дух созвучий особенно сильно выражен в животных, когда индивидуальность не осуществлена. Но душа созвучная неправильно названа групповой. Переводы и толкования делают мешанину. Но даже Платон, с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил ее красиво. Так не будем употреблять неверный термин групповой души и заменим его духовным созвучием...
Правда, Платон знал о силе мысли, но он утверждал лишь идеологию мощи. Но до срока нельзя было дать массам механику мысли...
 ...Мыслитель мог охватить мироздание мыслью, потому люди говорили: «Лучше заблуждаться с Платоном, нежели отрицать с умниками».
Урусвати знает о добром ритме или о так называемой естественной Йоге. Среди заветов Золотого Пути Будды, среди Этики Платона, среди Основ Ока Гора в Египте, можно найти наставления о Йоге, связанной с земною жизнью...
Е. Рерих.

Мифология образ.....
Промете;й (др.-греч. , букв. — радетель, предусмотрительный)-мыслящей.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея — «думающего после», «крепкого задним умом»)




Душа движется по мере нашего роста и развития, и мы были введены в заблуждение, думая, что она пребывает на одном месте и имеет только одно измерение. Наши тела меняются, растут, развиваются - почему же не наши души?

Душа существовала в царстве вечных форм до того, как вошла в человеческое тело. Она обладала всеми знаниями.Каждый из людей в этом мире переживает неизбежное. Душа сбрасывает с себя мирскую оболочку, но продолжает свое движение после того,как человек уходит из земной жизни - всегда вверх. В конце концов, эта активная душа находит свой путь, возможно, изменяется, а затем снова появляется в виде дождя, падая обратно на землю, где она снова входит в мир .
И процесс продолжается.
Душа - это гармония мира.
Это чувство сознания, чувство бытия, то, что либо определяет нас, либо отделяет от остального мира, на самом деле является довольно динамичной сущностью, меняющейся и адаптирующейся по мере того, как мы проходим через жизненные испытания.


Платон говорит.
Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.


Люди назвали любовь Эросом, ибо он обладает крыльями. Боги назвали её Птеросом, так как она имеет силу окрылять других.



Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит.

Любящий божественнее любимого, потому что он вдохновлён богами.


Рецензии