Этика межличностных отношений

Любое сообщество, будь то семья, друзья, коллектив и т.п., имеет свои внутренние "границы". Ведь сообщество - это прежде всего объединение людей и поэтому затрагивает больше всего именно межличностные отношения.
В любом сообществе всегда существуют гласные и негласные правила общения, своя внутренняя этика, свои тайны или, как сейчас принято говорить, - свои "скелеты в шкафу".
Все это в равной степени касается всех членов сообщества (семьи, коллектива) и все несут равную ответственность за все происходящее.
Но все ли это понимают и принимают, как "безусловную внутреннюю политику"? А "безусловная внутренняя политика" заключается в том, что никто не имеет права разглашать то, что ему ЛИЧНО не принадлежит. Каждый имеет право говорить только о себе.
Здесь - то и зарыт "корень всех бед" - сплетен. О себе - то как раз говорить, ох, как не хочется...Вот и переполнен весь "разговорный эфир" словесным мусором. Люди говорят обо всем на свете, нет никаких запретных тем, забывая подчас главный жизненный принцип: говоря о других, они воруют у них энергию. "Просочившаяся" информация "обрастает" таким "налетом" домыслов и догадок,  что они сами потом диву даются, как же такое вообще могло быть...
Именно здесь сокрыт "краеугольный камень" негласной этики межличностных отношений: каждый проверяется на очень тонкую порядочность и совестливость, на ответственность перед другими. Так проверяется подлинная стыдливость и высокая "девственность" не физиологического, а духовного порядка.
Нельзя (это безнравственно и низко!) налево и направо обсуждать пикантные подробности своей личной жизни и жизни других людей: жен и мужей, друзей, коллег.
Личная жизнь, которая становится достоянием всех, и выносится на публичное обсуждение -  уже не является личной жизнью.
Я бы охарактеризовала это явление духовной незрелостью или неготовностью людей к глубоким человеческим отношениям. Хотя бы потому, что информация преподносится в очень искаженной, однобокой форме и с "претензией на истину в последней инстанции".
Тогда как за всем этим прослеживается недвусмысленное желание унизить другого, показать его в "наиболее невыгодном свете", подчеркнуть его якобы самые "вопиющие" недостатки и тем самым утвердиться в собственной правоте, повысить таким образом собственную самооценку и значимость.
Все это более чем грустно. Этому - то как раз и не учат в школе: этике межличностных отношений! Каждый здравомыслящий человек сам должен ее постигать в процессе проживания своей жизни.
Сплетни цветут самым "пышным цветом", они поддерживаются, тиражируются, поощряются, одобряются...А если глубже взглянуть...За этим намертво укоренившимся социальным явлением стоит духовная пустота тех, кто так или иначе имеет к этому отношение.
Когда нечем заполнить внутреннее пространство своей души, оно заполняется словесным мусором и нездоровым интересом к чужой жизни. Хотя... своя собственная душа просит самого что ни на есть срочного "вмешательства" в свои внутренние глубинные  пространства, просит внимания и заботы...Но о себе думать не хочется...Как - то неприятно сразу становится и тоскливо...
Принимая участие в сплетнях, человек получает массу интересной, интригующей информации, от которой он возбуждается не меньше, чем от просмотра остросюжетных сериалов. Возбуждается в буквальном смысле этого слова: "Я то ведь не такой! Я - лучше!" В этом и состоит вся интрига сплетни. Она заставляет "трепетать" на всех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном..."Настоящее уважение к собеседнику покоится на уверенности, что он не глупее тебя". (Андрей Тарковский)
Суть проста и ясна...Чтобы прочитать хорошую книгу - для этого, как минимум, нужны желание и усидчивость. Чтобы "пустить" сплетню - нужны лишь чьи - то "благодарные уши" и никаких усилий...

 "Слова - всего лишь знаки того, что существует на самом деле. Пока мы не избавимся от привязанности к словам, мы не сможем увидеть происходящее, не сможем избавиться от привычки судить о других. На вопрос: "А какой он, другой человек?" - не существует ответа. Мы можем спросить себя, нравится он нам или не нравится. Но объективно судить о нем мы не в праве, потому что само суждение укоренено в нашей субъективности. Сколько людей, столько и мнений. И люди дерутся между собой только потому, что никак не могут понять: слова замучили их, заморочили, запутали. Слова им показались действительностью, в то время как действительность гуляет как кошка, сама по себе. Она непрестанно проходит перед нами. Но вся беда в том, что мы постоянно ословечиваем ее". (К. Сельченок)


Рецензии