Киммерийские тропы I

Киммерийский (крымский) сонет



…….«Современность мешает человеку видеть сны. Но стоит ему остаться наедине с собой, и его дневная жизнь пополняется жизнью сна: разноцветная бахрома сновидений волочится за каждым его душевным жестом.
…….Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража.
Безводные степи грезят разливами рек, затопленными лесами и зеркальными равнинами вод. Сыпучие пески грезят пальмами, оазисами и фонтанами. Пустыни, покрывающие саваном могильники древних культур, грезят призрачными городами, что бродят в галлюцинирующем сне предполудней.
…….Но еще большей выявленности достигают сны земли, если они преломляются в душе художника.
…….Неточно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознает в нем — его творчеством.
Художник — это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем.
…….Так океан с его гулом, извилинами волны, с отливами солнца в морских туманах сосредоточивается в единстве раковины.
…….Так закаты Римской Кампаньи осознают себя в Клоде Лоррене, а туманы английских побережий и шотландских рек находят свое “я” в Тернере.
…….Так и Киммерия — страна, опустошенная и печальная, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым, грезит свои Фата-моргана в творчестве.» её полюбившего.

 
____________Максимилиан Волошин. Из статьи «К. Ф. Богаевский —  художник Киммерии»

=====================================================

…….Есть сонеты итальянские, французские, английские-шекспировские, арканарские (Цурэна, мерзкого памфлетиста и нарушителя спокойствия), всевозможные «беззаконные» сонеты – хвостатые и безголовые, хромые и опрокинутые, сплошные, пустые, удлиненные, аномальные и даже вампирские (пятой пелевинской империи).  Но почему-то нет своего сонета у киммерийской земли, упоминаемой в «Одиссее» Гомера, в исторических трудах Геродота.


Пора…


1.1. ОСКОЛКИ

*** (SR)

Уставшие бежать за серебром
Покинув стадо, отдавались ветру
Пока не поманил лиловым фетром
Вистерий вознесенный в небо дом

Застыл благословенный божий вздох
Скалой над разводным мостом эпох
И тишина причесывает нервы

Обнимет красота светло как мать
Мистерий вдохновений не унять
Нет смысла спорить кто родится первым

Осколки скорлупы - птенец лилов
Весталки невидимки добавляют
Сирень в очаг и нежный жар ласкает
Дошедших до вершины беглецов


*** Волошинская осень (автор: Ирина Коляка)

Играют в росных травах жемчуга,
Забытые предутренним туманом.
Феерию оптических обманов
Являют кучевые облака.

Скопились над предгорными хребтами,
Как шапки снежных гор, и словно тают
Под яркими лучами Киммерии.

Едва успела вымолвить «откуда»,
Как истинно предъявленное чудо
Разносится разбуженным бореем.

Моих фантасмагорий серебро
Небесная прореживает просинь…
Чарует взор волошинская осень,
И в пору снова взяться за перо…


*** (автор: Морион)

...и космосом тянуло с высоты,
водил подсолнух диск луны по кругу
и глушь будил цветением, округу,
уставшую от крымской духоты.

и всё уже, от пены до песка,
в невыносимом ярко-рыжем цвете
устало-неприкаянного лета,

от ожиданий чуда, а пока
едва дыша, осеннее созвездье
несу к тебе до завтра. до отъезда

раздарим коктебельки из страны
волошинских ветров, где вдоль прибоя
такое притяжение земное,
что не догнать блуждающие сны.



1.2. НОЧНЫЕ ОКНА

*** (LF)

Украдены и спрятаны на дне колодца карты киммерийских княжеств.
О кто бы знал, какая это тяжесть скрывать их от идущих следом дней в Московии, пропитанной осенним ненастьем, вечной слежкой за последним желанием и серостью дворов, похожих на глазницы черепов огромных чудищ, выползших из снов чахоточных детей.
Что дождь-наследник всех хворых ты забыл в ночном окне?
Зачем в нем ищешь тени горных кряжей, уступы, золото небесной пряжи?
Ты скоро сам преобразишься в снег.

=============================== второй вариант прочтения:

Украдены и спрятаны на дне
колодца карты киммерийских княжеств.
О кто бы знал, какая это тяжесть
скрывать их от идущих следом дней

в Московии, пропитанной осенним
ненастьем, вечной слежкой за последним
желанием и серостью дворов,
похожих на глазницы черепов
огромных чудищ, выползших из снов
чахоточных детей.
………………………………Что дождь-наследник
всех хворых ты забыл в ночном окне?
Зачем в нем ищешь тени горных кряжей,
уступы, золото небесной пряжи?
Ты скоро сам преобразишься в снег.


*** (AА)

раз в год вода, входя в кротовьи норы
взывает: авгий, авель... не взыщи
то чистота, которой небо, - щит,
но где-то рядом щелкают затворы

как будто бы кузнечики... и хворост
в огне свои скрывает плач и хворость
чадит все дни… зачем они? к чему?

к разбитой чашке не хватает блюдца
и хочется открыто улыбнуться
обмененному счастью на суму

край скатерти печной измазан сажей
что край земли, что помыслы о нем...
раз в год вода становится огнем
как авгий, - немотой, а авель, - пряжей


*** (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

упрямое младенчество растений
от века не длинней карандаша
нелепые развесистые тени
мы выросли пропащая душа

заветы разлетелись по слогам
сполна произносимые в два счёта
пошли по переполненным лугам

тяжёлыми шагами звездочёта
сказитель грянул в тысячи трещёток
мечты преобразилась в облака

ловись сентябрь на свежий хлеб-матак
иначе как узнаешь что за тени мы
к твоей груди о вещий кара-даг
припавшие становимся ступенями


1.3. ОСЕННИЕ ОКНА
*** (LF)

От долгой жажды к долгой тишине,
К окаменевшим гроздьям винограда,
От Крымских скал до лавочек Арбата
В слезящемся неделями окне.

Всё позабыть и Богом данный дар,
И молнии в соборный крест удар,
Берёз сентябрьских свечи вдоль аллеи…

Воспоминания всё тяжелее
И вечера огарок еле тлеет,
И в нитях бус не светится янтарь.

От ночи к ночи зябче, холодней,
Инжир опавший вдоль глухой ограды,
Прибоя гул, утрата за утратой
И трудно говорить о новом дне.

*** (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

раз в год и самоварная труба
почище адмирала кузнецова
коптит миры где каждый под себя
гребёт с конца наследие отцово

от танаисских ид до симплигад
не счесть и без поллитры не управить
бесцарствием где каждый третий гад

коль не распнёт унизит и отравит
того кто горним промыслом богат
и попирает яхонты что гравий

тоскливые исчадья суеты
от века не взиравшие на лица
спешите быть где видимы следы
отчаянной попытки не проститься

*** (VD)

На тридцать третий день вернутся тени
к окаменевшим птицам берегов,
лазури, не имеющей тонов
глазам, не отражающим мгновений.

Царь станет можжевеловым кустом,
царица – отцветающей полынью,
их дети – пылью, внуки - зимней стынью,
протянется серебряною нитью
вдоль горных троп и рек туман густой
скрывая мертвый лес и сухостой

На тридцать третий день сотрет ступени
старинных храмов ветер. С облаков
сойдут в долины белые олени
и души, прежде проклятых, богов.

1.4. ДЫМ

*** (автор: Нина Дукуре)

Созвездий дым. Уклончивый коллаж.
По пальцам вычитаемые коды.
На выпасах пирующей природы
Горячих лун формуется этаж.

Тяжелый мир стоит как строгий страж,
И сытых строк растягивая своды
Звенит морей неженственный багаж.

Но входят постепенно звуки в раж,
И горы надвигаются как годы-
На дальние горячие восходы.

Не доверяйте слабому мираж,
Оплавьте в вихре выдыханья йоды,
И нотами волошинской погоды
Залейте перетерзанный пейзаж.


*** (SR)

Застыл в улыбке каменный дельфин.
Прочь платье. Глыбе заберусь на спину,
Норд вестом обновленная едина
И в сумерках найду серотонин

Спокойствие воды - минутный бред,
Ландшафта рамки строги, как сонет-
Подставят берегов крутые руки

Волчицею рожденный Апполон
К единственной , ко мне приговорен,
Сметает брачным ревом крест разлуки

С заточенных мечей прибрежных скал.
Падет и украдет. На лапах гибких
Запекшаяся кровь. Трамплин улыбки....
И неизбежной вечности оскал


*** (AS)

в том облаке обласканы лучи
иного солнца, но совсем нет соли
и у посольства белые грачи
из лужи пьют распаханное поле

прищелкивая клювами, поют...
а листья жгут… и в легкой дымке путь
и выползают дымные жуки
на белую кору дубов столетних
мы все еще как дети высоки
мы видим всех и первых, и последних

мы милосердны оттого, что свет
еще весенний и туман не горек,
и можно сотни раз скатиться с горки
на землю ту, которой больше нет



1.5. БОГОРОДИЧНАЯ ОСЕНЬ


*** Богородичное благословение (Ирина Коляка)

Невольной грустью трогает кого-то
Предутренний озноб морской воды,
Но зелень не покинула сады –
В Крыму сентябрь не блещет позолотой.

Тем ярче золотые купола!
Восторженно звонят колокола,
Вещая Рождество Святой Марии!

Ликует Богородичная осень!
Недаром о прощенье сердце просит
На призрачных просторах Киммерии…

Коснулись православного киота
Небесного присутствия следы –
И стало легче петь на все лады
Душе, благословлённой на полёты…


*** (LF)

По нитям козьих троп за облака.
Там шерстью с глиной вымостить закаты.
Мария, мать, налей мне молока
И надломи созревшие гранаты.

Вино и хлеб не я, не для меня
И в новом дне уже не будет дня.
Качаются рыбацкие баркасы.

Не от того ли сеть опять пуста,
Что рыбари сомкнувшие уста
Как об улове думают о Спасе

По полосе намытого песка
След серой чайки тянется, куда-то
Мария-мать, налей мне молока
И надломи созревшие гранаты.


*** (автор: Морион)

Откуда столько крымской темноты,
подсвеченная тускло маяками?
Стоишь спиною к Млечному Пути,
а море где-то там - за облаками.

и где земля кончается, когда
так тихо, что дыханье Бога слышно
над небом октября и даже выше,
до первых слов, до певчего дождя,
до света бесконечного востока,
до "крышу рвёт" от дикого восторга.

В эфире тишина. За дверью космос
и Русское - в созвездии Ничьё.
Ломаешь воду. Будто под гипнозом
ты смотришь в отражение своё.


1.6.   ТОЛЬКО ШЕПОТ

*** (Морион)

А завтра осень. Листья полетят.
Курлык, курлык, - Земля. И небо звало
над Киммерией стаю журавлят,
что вдруг исчезнут, будто не бывало.

Там жил-был дом. И ты в тот Храм войдя,
замрёшь в проёме световой частицей,
похожей на прощальный взмах синицы,
оставишь строчку на полях дождя...
А вечер не отбрасывает тени.
Там звёзды всех Галактик и Вселенных,

вокруг такая правда, айлавью.
Свет отдыхает. Только шёпот, скрипы..
По-русски эту ночь благословлю.
Дай сил заплакать, Господи.
Спасибо...


*** (LF)

Волна, волна, века всё тот же плеск
Размеренно, уверенно, спокойно.
Исчезли тени греческой колонны
Бортов галер не слышен больше треск.
 
Что в вечности моей пошло не так?
Минуты, дни, свет солнца, ночи мрак,
Сарматские нежданные набеги.
 
А дальше пустота и этот берег
Раздробленный слепой медузы череп
Исчерпан жизни смысл и это знак
 
Преобразиться в блеск подлунных волн
В шуршание сухой полыни, в ветер,
В рыбацкие развешанные сети
и тонущий в песке рыбачий чёлн.



*** (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

на сорок дней не принято рыдать
участники и гости фестиваля
постят в инсте родные города
где не были максим марина аля

концерт окончен собраны подмостки
втроём вокруг дурного косяка
мы делим путь на ныне до и после
и делаем из сора облака
одно неприхотливое как ослик
другое кружевное как рукав

на радостях тепло светло и сухо
последний стыд меняется на хайп
всё суета и бабочка и муха
довольно дорогая выдыхай


1.7. БАБОЧКИ И КАМНИ

*** (LF)

Она касалась век Гомера и мгновенно засыпала.
Капли пота, мерцавшие на шее Геродота, ей были не видны с её земли её пронзительных небес, но всё же она, сливаясь с краешком рогожи на каменном полу, взирала на его труды о Скифии, а после она летела к хризантемам.
Осень цвела в садах, а тёмная страна в нее вонзала иглы черных сосен.
Ей было больно?
Нет?
В ее глазах не слезы, а вечерняя роса, не серый дождь, - светящаяся просинь.

========================== Или второй вариант прочтения:

Она касалась век Гомера и
мгновенно засыпала. Капли пота,
мерцавшие на шее Геродота,
ей были не видны с её земли

её пронзительных небес, но всё же
она, сливаясь с краешком рогожи
на каменном полу, взирала на
его труды о Скифии, а после
она летела к хризантемам. Осень
цвела в садах, а тёмная страна

в нее вонзала иглы черных сосен.
Ей было больно? Нет? В ее глазах
не слезы, а вечерняя роса,
не серый дождь, - светящаяся просинь.


*** Бабочка (LF)

………………………………………………………………………………………………………………...
……..в запасах зимних ни семян, ни круп…….….П…………прости, устал от этих желтых гор……..
...свой сомалийский след находит оспа…………...А………...…алкающих иных пустынь небесных…
.и питер финч свой получает оскар………………..Р………………роняет горицвет со скал отвесных.
посмертно за достойную игру……………………..У………………………уветливый заутренний укор
.последний ряд зал пуст ночной сеанс…………….С………………...спаси от дней похожих на собак,
..лишь слышно, как заходит океан……………..….Н….…....носов их влажных, лап извечно грязных..
…с петлей срывая розовые двери….………………И……..……....историй о несчастных и заразных...
…..рассветов убегая от истерик………...………….К………...крестах и спичках, тряпках из рубах…..
……голодных птиц и брошенных калек…………..К....как будто не осталось чувств прекрасных……
……………….а может то не сон парад алле………Е.есть только боль и язвы на губах……………….
…………….в руке у старой дамы черный веер…...Р…….....решайся навсегда наперекор…………….
………….а на коленях пудель… кто я с кем……...М.мост сжечь тот что из охровой бумаги…………
…………..с пульсирующей жилкой на виске……..Е…..есть только страх, глубокие овраги………….
……………….кому я нужен здесь кому я верен….Н...не осень, не дожди, не разговор……………….


***
ещё немного и качнётся год,
поймав летящих птиц, и тень на крыльях,
слезу из-под ресниц, всё то, что было,
фрагменты лиц, беззвёздный небосвод
………………………………………………………ещё немного
а я то верил в сказку, в дождь и в дрожь…………и боль пройдёт
ветвей склонённых, в сумерки и в сроки…………в петле дороги
искал заката след в петле дороги………………….качнётся год
на тонкой шее родинку и строки…………………..на тонкой шее
похожие на зреющую рожь………………………..заката след
и знал, что это свет, что свет - не ложь……………а я то верил
……………………………………………………….что это свет
сотрётся память или боль пройдёт
фонарь клюкой опустит тусклый лучик
и побредёт со мной туда, где лучше,
кривя в усмешке свой чугунный рот.




_________________________________________________
Все желающие приглашаются к участию
Схема сонета 4-3-3-4 (предпочтительно 5-и стопный ямб)


Рецензии
глядишь как близко и далёко
холмы туманной демерджи
спешат весёлые дожди
платану пёрышки потрогать

разгладить тропки оживить
рисунки огненных лавин
оковы снять увядшей речке

печали подвести к черте
ату их пуганых гостей
о киммерийский человече

тебе в затылок море дышит
неутомимо и легко
двуликой радостью влеком
уходишь выше выше выше

Сидор Исидоров   26.09.2020 10:56     Заявить о нарушении
Отклик интересный.
) а почему четырехстопный ямб?

Японский Сонет   26.09.2020 11:49   Заявить о нарушении
Дык, сами жеж написали "предпочтительней". То бишь четвертушку бить больно не собираетесь... )))

Сидор Исидоров   26.09.2020 12:06   Заявить о нарушении
:))) вообще бить не собираюсь. просто теперь она будет ждать себе подобных.
и в слове "предпочтительней" скрывается ряд дополнительных бонусов и возможностей, о которых пока не говорю.
ха!

Японский Сонет   26.09.2020 12:19   Заявить о нарушении
Да знаю я ваши фокусы. Но такая вот малявка приблудилась. Пусть ждёт теперь, понятное дело, сотоварищей... )))

Сидор Исидоров   26.09.2020 12:31   Заявить о нарушении
С сегодняшнего дня начну немного усложнять творческие задачи :) а потом планирую сделать еще один сюрприз-фокус (сейчас параллельно идет процесс перевода из замысла в реалии)). Поэтому, да, важен цикл киммерийского (крымского) сонета - 5-ти стопный ямб.

Японский Сонет   26.09.2020 12:36   Заявить о нарушении
Я понимаю. Извиняюсь за своего скупого коротыша...)))

Сидор Исидоров   26.09.2020 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.