Авторский вечер в театре оперы и балета

Часть 3 из книги "Мы славим тебя, наш Ижевск!" (Ижевск. Изд. Дом "Удм. университет", 2004 г., второе издание - 2005 г.).

АВТОРСКИЙ ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА
«ВЗДЫМАЮТСЯ ХРАМЫ В РОССИИ»

Как было принято решение провести этот авторский
вечер

     Незабываемым событием в нашей с Виктором Шацким жизни стал наш авторский вечер «Вздымаются храмы в России». Он состоялся 16 марта 1996 года в Гос. театре оперы и балета УР имени П.И. Чайковского. Только ради одного такого события стоило родиться.
     История организации и проведения его такова.
     В конце янв. 1996 г. вечером звонит Виктор: «Я нахожусь в театре оперы и балета. Только что закончился концерт московского гитариста и певца. Мы с тобой смогли бы дать здесь концерт не хуже. Переговорил сейчас с заместителем директора театра Стеллой Александровной Кудрявцевой. Она говорит: «Кто вам мешает? Откупайте театр и проводите. Надо всего 3 млн рублей» (по тем временам). «Вздымаются храмы в России», и все деньги от концерта – на строительство Свято-Михайловского собора», – сказал я, не задумываясь. Виктор поддержал мою идею.

Как готовился этот вечер

     И началась полуторамесячная подготовка этого мероприятия. О, это был волнующий этап в нашей жизни! Столько было сделано, что обо всём этом можно было бы написать целую повесть. Авторский вечер в театре оперы и балета на шестом году моей поэтической деятельности и по истечении всего двух лет нашего с Виктором совместного песенного творчества! Это было неожиданно! Поистине, пути Господни неисповедимы.
     Это сейчас в театре оперы и балета проводят любые мероприятия, на которые есть деньги. А тогда там прошли только чествования знаменитой лыжницы Галины Алексеевны Кулаковой, Михаила Тимофеевича Калашникова и композитора Геннадия Михайловича Корепанова-Камского. Мы с Виктором стали четвёртыми.
     На второй же день я был в театре у Стеллы Александровны. Наметили план действий. Договорились, что она возьмёт на себя обязанности директора этого концерта, а режиссёром мог бы стать главный режиссёр русского драмтеатра им. Короленко Владимир Иванович Сафонов, ранее работавший главным режиссёром в театре оперы и балета. Стелла Александровна тут же ему позвонила, но он отказывался под предлогом, что никогда в жизни подобные концерты не организовывал и ни разу не согласился стать режиссёром даже республиканских мероприятий. Стелла Александровна попросила его хотя бы выслушать меня.
     Через полчаса я был у Владимира Ивановича в его театре. Идея благотворительного вечера захватила его. «Я берусь за эту работу безвозмездно, – сказал он мне в итоге нашего разговора, – не понимаю, как вы уговорили меня. Я никогда не давал согласие на организацию подобных мероприятий».
     Этот благородный человек много сделал для того, чтобы этот вечер прошёл блестяще. Мы с Виктором всегда будем ему благодарны.

«Всё работает на вас. Вы сделаете потрясающее впечатление!»

     Подготовка и проведение этого вечера – был один непрерывный процесс.
     О, сколько надо было решить организационных вопросов! – Найти денежные средства на проведение этого вечера, решить, кого привлечь к участию в концерте, договориться с ними, провести две репетиции, найти транспорт, чтобы привезти коллективы на репетиции и на концерт, организовать выставку картин церковных храмов, реализовать билеты, отпечатать и раздать пригласительные билеты, отпечатать программы, изготовить рекламный щит у входа в театр, изготовить и распространить афиши, сделать буклет с текстом, нотами и историей создания песни «Город нашей любви», изготовить яркие вымпелы с изображением Свято-Михайловского собора, организовать фуршет, издать и привезти в театр книгу «Город нашей любви», дать рекламу в прессе, по радио и телевидению и многое другое.
     Подготовка проведения подобных мероприятий осуществляется обычно министерством культуры, Администрацией города или районов с привлечением широкого круга организаторов из других организаций. Наш грандиозный вечер организовали 4 человека: мы с Виктором, Владимир Иванович Сафонов и Стелла Александровна Кудрявцева. Большинство организационных вопросов лежало на мне, как генеральном директоре этого мероприятия.
     Надо было скоординировать действия огромного количества людей: работников театра, профессиональных и самодеятельных артистов, прессы, радио и телевидения. Только профессиональных артистов и участников художественной самодеятельности было привлечено более 150 чел., в их числе 5 солистов и 8 вокально-хореографических коллективов.
     Но самое главное, ради чего проводился этот вечер, – надо было собрать деньги для передачи в фонд строительства Свято-Михайловского собора. Эта задача целиком и полностью лежала на мне. Только десятая часть билетов была реализована через кассу театра, остальные билеты продал я сам. Я составил список моих знакомых и продавал билеты прямо по месту их работы или дома. Так я собирал деньги на строительство храма. Это было чрезвычайно трудно и в то же время легко, потому что благородная цель придавала мне сил.
     В организации этого вечера большая помощь нам была оказана Администрацией города и в первую очередь Галиной Александровной Ахроровой, моей супругой Риммой, Еленой Николаевной Швед, Марией Ивановной Дятко, Людмилой Михайловной Рудольской и другими. Деньги на храм отдали многие члены думы и работники Администрации.
     Финансовая часть была возложена на Виктора, которому каждый день не давала покоя Стелла Александровна Кудрявцева, которая спрашивала, почему не поступают от спонсоров обещанные деньги за аренду помещения театра. По вечерам мы встречались с Виктором перед мэрией и подводили итоги сделанного. Виктор сильно переживал, оттого что перечисление денег на счёт театра от некоторых спонсоров шло медленно.
     Но само Небо помогало нам в нашем благородном деле. Весь февраль и до 16 марта по вечерам в телепередаче «Звёзды говорят» из Санкт-Петербурга в разделе «Водолей» (поскольку я Водолей) я черпал успокоительную и поддерживающую информацию. Так, в один из вечеров в конце февраля после очередного разбора с Виктором хода подготовки вечера и его сильных переживаний по поводу медленного перечисления денег на счёт театра, читаю по ТВ из Санкт-Петербурга: «Тема: «Финансы». Водолеям: «Всё работает на вас. Вы сделаете потрясающее впечатление». Звоню Виктору: «Виктор! Не переживай. Небесная таможня дала добро – Небо только что сообщило, что всё работает на нас, и мы с тобой сделаем потрясающее впечатление». Удивительно то, что 16 марта того года, когда состоялся наш авторский вечер, передачи этого ТВ прекратились.
     Тем не менее, «на Бога надейся, а сам не плошай!» Так что пришлось изрядно потрудиться! Накануне вечера были проведены две репетиции. Оповещение и сбор всех этих людей лежал на мне. 11 марта была проведена первая репетиция. На неё явились не все участники концерта. Владимир Иванович Сафонов при всех собравшихся метал в меня молнии: «Владимир Яковлевич, что это такое! Я не могу работать в таких условиях!»
     12 марта была проведена вторая репетиция концерта. Теперь артистов пришло столько, что трудно было их всех вписать в сценарий вечера. Наконец, всё встало на свои места.
     Однако, никогда не знаешь, какая тебя подстерегает опасность. За неделю до этого вечера я чуть не ушёл в параллельный мир. 8-го марта я лежал с температурой 40 градусов. У меня было двустороннее воспаление лёгких. Я задыхался. Из горла и носа непрерывно шёл гной. Накануне, когда врач отоларинголог во второй республиканской больнице посмотрела мой рентгеновский снимок, на котором было видно, что все пазухи лицевой части головы у меня были затемнены, и чернота пошла от переносицы в мозг, хотела немедленно отправить меня на операцию в стационар мотозавода. Когда я сказал, что это невозможно, она воскликнула: «Так вы же умрёте!»

Но Бог считал иначе: «Будешь жить!»
И быстро смог болезнь остановить.

     11 марта я был на первой репетиции с температурой 40 градусов. А в 10 часов вечера, когда под диктовку Владимира Ивановича Сафонова за столом, на сцене театра, стал писать сценарий вечера, температура неожиданно стала нормальной, а пылающий до этого лоб – прохладным. Чудеса, да и только!

Однако дьявол всё не унимался,
И я совсем без голоса остался.

     Накануне вечера, 15-го марта, у меня совершенно пропал голос. Пришлось 16-го утром сходить в баню и основательно пропариться. Голос восстановился. 18 марта был повторно сделан рентгеновский снимок. К удивлению врача, от тёмных пятен в пазухах лица не осталось и следа! Лёгкие и горло дышали нормально. Чудеса, да и только!
     Нами была составлена программа концерта на два отделения по одному часу 10 минут каждый. В первом отделении доминирующим было моё выступление и исполнение песен на мои слова, во втором отделении основным было выступление Виктора.

Потрясающий вечер!

     Всегда ожидание премьеры для авторов волнующе. Но что может сравниться с мгновением, когда вот-вот откроется занавес и начнётся авторский вечер, причиной и организатором которого ты являешься! Неповторимые ощущения небесного полёта!

Итак, последние мгновенья:
Вот-вот начнётся представленье.
Зал ждёт, когда же, наконец,
Пред ним раскроется ларец
И станет видно, что же в нём.
И я, и Виктор тоже ждём.
Зал блещет – публика нарядна;
Мест нет, и это нам приятно.
Но вот раздался тихий звон.
Он нарастает. Перезвон
Растёт и, словно волны, плещет.
Душа ликует и трепещет,
И Сам Небесный Повелитель –
Вниманье весь и главный зритель.
Открылась сцена. О, мгновенье!
Звучит божественное пенье.

     Все места в зале заняты – партер, оба яруса, балконы, ложи. Среди гостей Виктора публика – более молодая, мои гости – люди постарше. Вспоминается взволнованное ожидание зала: люди пришли на вечер, чтобы отдать деньги на строительство разрушенного храма.
     Вдруг раздался тихий удар колокола. За ним ещё. Колокольный звон постепенно усиливается, нарастает и зазвучал праздничный шумный перезвон колоколов. Открылся занавес, и в исполнении Ижевского муниципального камерного хора им. П. И. Чайковского под управлением Засл. артиста РФ Владимира Николаевича Михайлова прозвучали вторая часть из кантаты «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева и часть из литургии Святого Иоанна Златоуста «Слава Единородный Сыне» Павла Чеснокова. Хор под его руководством прозвучал великолепно. Это возвышенное начало дало праздничный настрой всему концерту.
     На сцену вышли двое ведущих концерта – молодые артисты драматического театра им. Короленко. Навсегда запомнились их слова:
     «Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня необычный вечер, необычный концерт. Ровно сто лет назад в Ижевске началось строительство Свято-Михайловского собора, разрушенного затем в 1937 году.
     Инициаторами этого вечера и концерта являются два гражданина нашего города – поэт Владимир Тяптин и композитор Виктор Шацкий. В ответ на обращение Архиепископа Удмуртского и Ижевского Николая начать сбор средств на строительство этого храма, они с помощью спонсоров откупили этот театр, пригласили всех нас, привлекли большое число профессиональных и самодеятельных артистов. Для вас подготовлен концерт в двух отделениях.
     Все вырученные от проведения этого мероприятия средства будут переданы в фонд строительства этого храма».
     Затем на сцену была приглашена, в то время кандидат, а ныне доктор филологических наук Анна Сергеевна Зуева (Измайлова). Она ярко рассказала о нашем совместном с Виктором творчестве.
     Мы с Виктором пригласили на этот вечер много заслуженных людей города. К сожалению, мэр Ижевска Анатолий Иванович Салтыков тогда был в отъезде. На вечере была его супруга Людмила Алексеевна. Присутствовали первый вице-мэр Виктор Павлович Бондаренко, заместитель Главы администрации города Галина Александровна Ахророва, многие работники аппарата, члены городской Думы, Почётные граждане Ижевска, руководители банков, предприятий, деятели культуры и науки, представители городской и республиканской интеллигенции, ветераны войны и труда. Место № 15 в третьем ряду занимал Михаил Тимофеевич Калашников.
      В завершающей части первого отделения я сказал: «Дорогие друзья! Вы все замечательные люди, поскольку отдали деньги на храм. О каждом из вас можно написать стихи или создать песню. Но в этом зале находится человек, олицетворяющий собой славу Отечества – Михаил Тимофеевич Калашников. (Раздались аплодисменты). И я прочту стихи в его честь.

Баллада о Великом Конструкторе

Далёкое детство. Родная Курья.
Просторы Алтая. Степные края.
Широкое поле. Весенний рассвет.
Мальчишке-погонщику только семь лет!
Как труден и долог на пахоте день!
От жаркого солнца не спрятаться в тень.
– Держись, Михаил! Не сдавайся, дружок.
Ведь ты же мужчина! – шепнул ветерок.
Октябрь сорок первого. Танковый взвод
Отважный танкист в наступленье ведёт.
Вдруг пламя сверкнуло. – Ох, как горячо!
Навылет пробито осколком плечо.
Но сердцу больнее от тяжких минут –
Фашисты их «шмайсеров» в раненых бьют.
И нет автоматов, чтоб дать им отпор.
И горькой слезою туманится взор.
Лечиться б спокойно, а сердце горит
Желанием страстным стране подарить
Оружие грозное – свой автомат.
И вот уж в тетрадке наброски лежат…
Как труден и долог конструкторский путь!
Как много их было – нелёгких минут!
Но всё одолел неуёмный талант –
Создал автомат наш российский сержант!
Россия! Гордись – это верный твой сын
Стал в мире Конструктором номер один!
И знает планета – он слава твоя.
И знает об этом родная земля.
Великий Конструктор творит и живёт
Великой надеждой, что мир сбережёт.
А в поле конструкторском – вечный аврал…
И пашет, и пашет седой генерал!

(создано 27 ноября 1995 г.)

     Раздался гром оваций. Молодёжь свистела от восторга. Михаил Тимофеевич поднялся и поклонился на четыре стороны. На сцену буквально влетела моя старая добрая знакомая Алла Васильевна Рапенкова, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Ижевской медицинской академии: «Ну, Владимир! Тебе только за одно это стихотворение надо дать Героя!»
     Следом за ней поднялись с букетами цветов ещё несколько человек. Жалко, не мог я тогда спуститься в зал и вручить эти цветы Михаилу Тимофеевечу – по сценарию концерта я должен был читать стихотворение «Любовь моя – Россия!», после чего коллектив народного танца «Узоры» Дворца культуры «Ижмаша» в завершение первого отделения концерта исполнил танец «Весна».
     Концерт был дан как яркое театрализованное представление. На авансцене, слева, был оформлен уголок для композитора, а справа – для поэта: изящные столики, стулья (скрипка, смычок, ноты для Виктора; бумага, гусиное перо, чернильница, трость, перчатки, розы – для меня).
     Сонет «В твоём саду так много роз…» я читал для солистки театра оперы и балета Засл. артистки УАССР и РФ Татьяны Силаевой, которая вышла на сцену справа от меня. Закончив чтение, я поклонился ей и жестом пригласил к роялю. Она вдохновенно исполнила два романса Чайковского. Я слушал её, стоя у своего столика, затем сел на стул. Нас высвечивали два луча прожектора. Когда она завершила выступление, исполнив романс «Не пробуждай воспоминаний», я преподнёс ей алые розы.
     Во втором отделении песню «Цыганский барон» Виктор исполнил в сопровождении группы артистов, изображающих цыганский табор, а романс на мои слова «Звёздочка» был исполнен им в сопровождении танца балетной группы.
     Песню «Город нашей любви» он пел в сопровождении вальсирующих вокруг него десяти пар ансамбля «Росы» ДК «Октябрь» и муниципального камерного хора им. Чайковского. Это было яркое, захватывающее зрелище. Когда этот номер завершился, раздался шквал оваций и возгласы: «Авторов – на сцену!» Я вышел на сцену и прочитал припев этой песни.
     Затем три свои песни на собственные стихи исполнил ижевский композитор и певец, большой наш с Виктором друг Сергей Русских: «Памяти Игоря Талькова», «Над Ижевском небо голубое» и «Звёздный поцелуй». Они были тепло встречены залом.
     Кульминацией концерта стала премьера нашей с Виктором песни «Вздымаются храмы в России», исполненной Виктором в сопровождении Ижевского муниципального камерного хора имени П.И. Чайковского. В задней части сцены были спущены сверху декорации, изображающие купола православных храмов с крестами. Над ними, как бы незримо присутствовала икона Казанской Пресвятой Богородицы. Купола сверкали в лучах прожекторов. Зрелище было потрясающее! Блистательное, вдохновенное пение Виктора в сопровождении хора, замечательная музыка сотворили волшебство: как рассказывали потом зрители, у многих по телу прошли мурашки.
     И завершилось второе отделение концерта двумя песнями на религиозную тему в исполнении Ижевского муниципального камерного хора им. П. И. Чайковского.
     В фойе на двух этажах была организована выставка картин членов Союза художников России Вячеслава Костылева и Геннадия Семёнова. Выставка их картин имела большой успех.
     На вечере прошла презентация второго издания моей книги «Город нашей любви». Весь перерыв я подписывал автографы на этой книге, так что отдохнуть не удалось. Часть тиража для продажи привёз сам спонсор издания, бывший руководитель АО «Информпечать» Михаил Викторович Максименков. Замечательный был человек. Жаль, рано ушёл из жизни: когда я с ним познакомился, он перед этим перенёс тяжелейшую операцию на сердце.
     Мы с Виктором благодарны всем, кто пришёл на этот вечер и внёс деньга на строительство храма.

«Молодые люди, вы совершили подвиг!»

     21 марта мы с Виктором приехали к Владыке Николаю, чтобы передать заработанные от проведения вечера деньги на строительство храма.
     «Владыка, – сказал я, – вечер, на который мы приглашали вас, мы провели. Вот деньги, которые мы собрали на строительство Свято-Михайловского собора. Их не так много по сравнению с тем, что требуется. Здесь всё, что нам удалось собрать. Это не так уж много. Но мы своим вечером сказали Ижевску и Удмуртии, что пора откликнуться на ваш призыв – начать собирать деньги на храм – и показали всем, как это надо делать».
     Владыка поблагодарил нас и рассказал притчу о бедной вдове, которая отдала на храм последнее, что у неё было, и поэтому отдала больше всех. «Молодые люди, – сказал он, – вы совершили подвиг! Приглашайте представителей прессы, радио и телевидения, и я в их присутствии вручу вам благодарственную бумагу, написанную золотыми буквами».
     Мы, поблагодарили Владыку за добрые слова и передали собранные деньги в фонд строительства Свято-Михайловского собора. Собирать представителей СМИ мы, естественно, не стали.

«Друзья! – сказал с небес Господь, –
Ваш труд не будет не замечен:
Идея воплотится в плоть –
В Ижевске храм уже намечен.
Не зря вздымался над горой
Мой крест пылающий небесный: 1
Сверкать красавцу над землёй –
Здесь будет снова храм чудесный!
И вновь звенеть колоколам,
И наполнять сердца надеждой,
И золотистым куполам
Сверкать божественно как прежде».

Отклики на наш авторский вечер

      Многие потом ещё долго благодарили меня и Виктора за этот замечательный вечер. Некоторые говорили, что ничего подобного в жизни не видели, долго вспоминали этот концерт и просили провести новый наш авторский вечер. Но «хорошего – помаленьку». Не всё сразу. Нужна передышка, чтобы набраться сил для новых возвышенных дел.
     Из статьи «Вздымаются храмы в России» (г. «Неделя Удмуртии», 25 мая 1996 г., корр. Мария Колосова):
     «В исполнении поэта В. Тяптина прозвучали стихи, посвящённые Ижевску и ижевчанам, природе родного края, любовная и гражданская лирика. Овацией была встречена «Баллада о Великом Конструкторе», посвящённая присутствовавшему в зале Михаилу Тимофеевичу Калашникову.
     Блестяще выступил на вечере Виктор Шацкий. Высокий профессионализм и мастерство исполнения взволновали зрителей. Неоднократно раздавались возгласы: «Авторов!», «Браво!» Изумительно прозвучали в его исполнении песни «Осень», «Монолог старого солдата» на стихи Р. Бернса, «Цыганский табор» и другие.
     В первом отделении концерта горячими аплодисментами было встречено выступление народного артиста УР, заслуженного деятеля искусств РФ и УР композитора Геннадия Корепанова-Камского, исполнившего на слова В. Тяптина песню «Помоги мне, мама!», и выступление народного артиста УР (ныне заслуженного артиста РФ) Николая Копысова, исполнившего на слова поэта песни «Ковш Большой Медведицы» и «Что мне делать?» (музыка первой песни – Евгении Копысовой, второй – Николая Копысова). Николаю Копысову аккомпанировал народный артист УР Владимир Варачёв. Замечательно исполнила два романса солистка Театра оперы и балета заслуженная артистка УР Татьяна Силаева.
     Во втором отделении концерта было тепло встречено выступление певца и композитора, лауреата «Золотого камертона» Сергея Русских.
     Особую динамику и лёгкость концерту придали искромётные выступления коллективов народного танца «Узоры» ДК АО «Ижмаш», народного ансамбля бального танца «Росы» ДК «Октябрь», ансамбля «Надежда» ижевской средней школы № 34. Великолепно выступил ансамбль скрипачей-педагогов детских школ искусств г. Ижевска «Мелодия». Детский вокально-хореографический коллектив «Чингили» великолепно исполнил песню «На пруду Ижевском» (музыка Евгении Копысовой). Присутствовавшие отметили чёткую организацию, высокое художественное, звуковое и световое оформление концерта, что явилось заслугой режиссёра концерта – главного режиссёра Русского драматического театра им. В. Г. Короленко, заслуженного деятеля искусств УР Владимира Сафонова, директора концерта – заместителя директора Театра оперы и балета Стеллы Кудрявцевой, помощника режиссёра – Галины Шестаковой и других работников театра. Музыкальное оформление концерта было выполнено центр-студией «Попсонг» Сергея Сиротина.
     В фойе с большим успехом прошла выставка работ членов Союза художников России Вячеслава Костылева и Геннадия Семёнова. Желающие смогли приобрести сборник В. Тяптина «Город нашей любви».

Cообщение ИТАР-ТАСС:

     Первые средства получены на строительство в Ижевске Свято-Михайловского собора
     Ижевск. 19 марта 1996 г. (Корр. ИТАР-ТАСС Альфред Артамонов). «Вздымаются храмы в России». Этой теме посвятили свой творческий вечер в театре оперы и балета ижевский поэт Владимир Тяптин и композитор Виктор Шацкий. Два с лишним часа лучшие творческие коллективы столицы Удмуртии демонстрировали своё искусство: театр танца «Розовый слон», муниципальный хор, ансамбль скрипачей, народные артисты республики Николай Копысов и Геннадий Корепанов-Камский… С блеском выступали поэт и композитор, которые вот уже два года в тесном контакте выпускают одну песню за другой. Начинали они с «Города нашей любви», потом продолжили в циклах «На пруду Ижевском», «Ветераны», «Ах, вы, годы мои»…
   Зал был полон. Деньги от вечера-концерта авторы и артисты решили передать в фонд строительства в Ижевске Свято-Михайловского собора.
     Ровно век назад на самом высоком холме города начал воздвигаться и за десять лет был построен храм с краснокирпичными узорчатыми башнями, с серо-голубыми шатрами с золотыми маковками, с лепными медальонами на стенах и иконостасом из резного дуба. За двадцать вёрст слышен был отсюда колокольный звон.
     Но в 1937 году здание разрушили, дабы не давать разгуляться религии. А вот сейчас потомки старых оружейников высказались за строительство нового собора на том же самом месте. Конечно, понадобятся миллионы. Но никто не настаивает на спешке. Пусть собираются народные средства. А выручка в театре – это лишь начало больших пожертвований».

     Мы благодарны всем, кто решил безвозмездно выступить на нашем концерте.
     Благодарны мы и спонсорам этого вечера: Филиалу Внешторгбанка в г. Ижевске, АО «Удмуртнефть», фирмам «АСПЭК», «АССО» и «ЛИДА-ФАРМ». Без их финансовой поддержки вечер бы не состоялся.
     Мы благодарны всем средствам массовой информации, которые сообщили об этом вечере, брали у нас с Виктором интервью, сообщали о том, как прошёл этот вечер.

21 сентября 2020 г.
----------
   1 27 сентября 1995 г. с восточной стороны Ижевска, над Малиновой Горой, на закате в серой вечерней облачности неожиданно появился золотисто-бело-розовый купол, в котором возник прорезанный через всю облачность, до заката, огромный православный крест, через который ярко светил малиновый закат. От креста до краёв этого купола во все стороны волнами расходилась круговая радуга. Это явление продолжалось минут 20, и его наблюдали многие ижевчане и жители пригородов. Я наблюдал это явление с берега Ижевского пруда в районе загородного пляжа, куда пришёл после того, как получил громовой приказ с неба: "Надо одеться и идти на пруд!" (В девяностые годы я получал громовые приказы с небес 5 раз - громко звучал красивый баритон близкий к басу). Когда, пройдя мимо Дома творчества юных, я спустился на набережную, снова с небес раздался громовой голос: "Надо идти на пляж и подойти к соснам!" Там-то, как только я вошёл на пляж, и возникло это невероятное явление.


Рецензии