О непоэзии и стихах. ру

                Любопытно, забавно и тонко:
                Стих, почти непохожий на стих.
                Бормотанье сверчка и ребёнка
                В совершенстве писатель постиг.
                Николай Заболоцкий.

Часто в переписке на сайте стихи.ру эту тему затрагиваю, теперь дошли руки написать развёрнуто и подробно.

Был недавно на стирушном золотом микрофоне. Осталось удивительно приятное впечатление! Свободная трибуна, без отбора, а каждый второй-третий стих очень даже достойные! Увы, лично чтецов знаю не очень, имена не запомнил, да и другим, думаю, больше запомнилась бабушка, которая даже пустилась в пляс :) Я сам на стихи.ру с 7го года, меня читают... До этого думал, как многие, что этот портал - сборище графоманов и что-то типа кружка любителей вязания :) Но взяла верх безысходность: увы, свободные трибуны у нас не везде, прежде пытался пристроить стихи куда-то в печать, да и теперь 3-4 раза в год по мейлу куда-нибудь предлагаю. Когда был пацаном, что-то брали (совершенно переделывая :), потом совсем глухо. Что сетовать? Там не лежат золотые горы и домики в Переделкино давно там не раздают. Никаких сверхусилий ко взятию этого бастиона я прилагать точно НЕ БУДУ. Но вот поведать о современной поэзии с некоторого ракурса - думаю стоит.

Итак, еще во времена перестройки одна влиятельная дама, которая и позвала меня по знакомству на 'совещание молодых писателей', доверительно мне высказала:
- Вы пишете абсолютно талантливо, только вот пишете НЕСТИХИ !!
Кстати, дама заседала частенько в жюри 'поэт года'. И так почти ВЕЗДЕ: нестихи, если стихи - то НЕПОЭЗИЯ! Если поэзия, то ненастоящая... Не как толкуют непоэзия - просто очень-очень бездарно, а именно, что, вот, мы ждали подборку сТиХоВ, а вы тут нам прозу какую-то зарифмовали :) Ещё интереснее сформулировал с печалью один бухой поэт, с которым мы болтали за жизнь и читали друг другу:
- Опоздал ты, брат, лет на 10. Тебе б ЗДРАВИЦЫ к съездам писать, цены бы не было!
Опоздал... Возникает вопрос, а как далеко ушла поэзия, ведь и публикуют же они что-то, и чтения устраивают?

Я сейчас, конечно, "сдаю" именно что литературную "кухню", человеку с улицы про НЕПОЭЗИЮ вряд ли расскажут. И автора ненужного спровадить можно гораздо более культурно. Мне это объясняли именно как молодому, подающему НАДЕЖДЫ дарованию!! По молодости ведь, как дурак, участвовал в семинарах и обсуждениях. И обсуждения эти по сути сводились к поиску некоей пресловутой "оригинальности": ну что такого интересного сказал, например, Высоцкий, именно как ПОЭТ? За вычетом гитары, голоса и личного обаяния? Вот наши ребята - молодцы, одному удалось в стих вплести всхлипы, другому скрежет, третий неологизмы придумал интересные - хорошо, ребята, ещё, ещё ковыряем язык! Чем корявей, тем вернее! Эстетически искушенный читатель ребус с удовольствием разгадает и душевно насладится тонким винегретом образов и мыслей. Серьёзное искусство требует серьёзного понимания! Рассказывать этим людям, что солнце встало - просто возмутительно, это уже было, было, было!! Впрочем, особо оригинальным поэтам, например, Бродскому, подражать - считается тоже как бы оригинально :) Но в общем случае оригинальность возрастает, как энтропия и связный текст идёт вразнос. Сие подаётся как достижение современной словесности :) А содержание? Зачем? Поэзия свободна, кого любовь вдохновляет, кого морковь, почему нет? Мы с вами обсуждаем и оцениваем только литературный уровень...

Этого уровня произведения публикуют, они же звучат на поэтических мероприятиях. Некие странствующие поэты собирают в филармониях даже человек по 100. То есть круг этих людей (читателей и слушателей) узок, далеки они от народа, но этот круг СУЩЕСТВУЕТ. А народ потребляет попсу, пошлый юмор и легкое чтиво, как раз, наверно, эстетствующие противопоставляют себя такому легкому жанру и гордятся (и авторы и читатели) своей избранностью :) Дескать, вот как глубоко мы понимаем искусство! Представьте, вот идёте по музею, там на картине продолговатые пятна. А экскурсовод поясняет, что за художник, какие искания претерпел в творчестве, сравнивает с шедеврами других мастеров... Нравится или нет, а просвещением продвигается :) И каждому приятно чувствовать себя ценителем! Прочесть ещё англоязычных имажинистов и трансцендентальных философов... ОБЩЕСТВЕННЫЙ интерес низок - практически стихами интересуется этот узкий круг сведущих лиц. Думаю, именно поэтому то, что для Заболоцкого "не похоже на стих", в наше время сделалось эталоном! От этого творчества разительно пахнет литературоведением, ведь и потребляется оно в основном апологетами этой науки. Ничего никому не запрещено, но покривить языком - общепринятый хороший тон :) Без таких экзерсисов, вообще если сочинитель изъясняется понятно, если ничего не режет слух - это "гладкопись", проза, "рифмованная проза", итп... А заслышав четырехстопный ямб, разбежится, наверняка, вся филармония, словно черти от ладана :)

Шире того, во всех видах творчества гонимые "авангард", "формализм", ... ... ... вылезли из советского андеграунда и нишу "высокого искусства" (не только) напрочь оккупировали. Соцреализму "чёрные квадраты" были не нужны, творческие союзы пропалывали сорняки, клеймили декадентством, "сумбуром вместо музыки" :) А пресловутое "современное искусство" толерантно, оно никак не борется ни с сумбуром, ни с музыкой, просто выносит "музыку" за скобки, как вчерашний день или детский сад! Что можно возразить? Это точно не только в стихосложении, некий перевёртыш - андеграунд на витрине, а всё прочее - там, где был андеграунд :) Как раз и стихи.ру - андеграунд нашего времени... А не просто караоке для безголосых!

Конечно же, лозунг "чужие здесь не ходят!" можно повесить над любой нормальной редакцией. Так было всегда:
- Машь, мы тут заняты, пришел поэт, прогони его вежливо :)
Эти люди отнюдь не в сыру роются, они работают, их можно понять! Но доподлинно свидетельствую: сообщество правда, что ищет и находит таланты. Себе подобные :)

И именно поэтому такому обыкновенному сочинителю, как я, сложно вдвойне. Я ведь ещё и сказать хотел что-то, а не непоймя-что, по образу и подобию! Мейн-стрим течёт в другую сторону, против не попрёшь, только если как-то его перепрыгнуть, только через головы всех этих людей, изрядного сообщества! В нём свои группировки, дрязги, и любовь, и вражда, очень занимательно; но задача стоит - не притулиться где-то, а перемахнуть ВСЁ целиком!! Без сверхпособностей или серьёзнейшей помощи - никак :) Кто как, а я точно не супермен... Ковырятели языка тоже ведь существуют на поддержке и спонсорстве. Нимало не надеюсь на такой вариант, не тщеславен, и если потомки не произнесут моего имени - мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО все равно! Конечно, хождение по курилкам - дело познавательное...

Поэтому - вот, стихи.ру, свободная трибуна, где  эстеты не отгоняют и издатели денег не требуют. Если высоким стилем, мой подарок Родине :) Просто даже глупо ещё к этому героически прорываться в какой-нибудь малотиражный альманах, который будет где-то пылиться. Один только стих удалили, над нашенским мракобесием слишком стебался. Конечно, тот самый литературный уровень всякий и разный, но так и я за это не держусь. Есть и никакие опусы, и очень достойные, хотя ни по рейтингу, ни по "рекомендациям" их не найти, только самому :) Андеграунд! Но только потому и звучат живые слова, которые можно воспринять, не изучив прежде все мировое литературоведение :) Всё наоборот, за понятность хвалят, а даже нарушение метра и размера вызывает вопросы, после кривоязычия просто смешно) И читают!! Ведь для того и придумывается. Возьмусь даже сказать, что здесь и обитает настоящая истинная поэзия нашего века, хотя, вот, придется очень поискать, как пришлось бы поискать гениальный "авангард" на советской барахолке :)

Ведь и весь ХХ век признание доставалось вовсе не самым-самым. Да, обращали внимание, клеймили, запрещали, но советский народ жил-таки с голиковым и пешковым. Не то что они бездари, а что они в каждой первой же библиотеке! То, что ХХ век - это Цветаева, Пастернак, Гумилёв мы с удивлением узнали только в конце века. А сколько имен было потеряно, вытеснено, сколько рукописей сгинуло в выброшенных письменных столах и архивах гпу? Тогда не было ни стихов.ру, ни прозы.ру, а модераторы ходили в черных куртках и с наганом. Так что мы все должны еще возблагодарить свое время. Свободно творить и найти своего читателя... А "профи" пускай там сами по себе ) Пусть в истории искусства (а кто ее будет читать?) наш век останется эпохой шизоватых поэтов, сочиняющих ребусы :) Вот будет прикол... 


Рецензии
Ребусы пишут не все! Но таких не любят за многое ...
За честность, в них как в зеркале видны кривые отражения,
За равнодушие, в области сострадания, не читают, как сговорились
В области отзывов, вас много, а я один
За безграмотности, если не нарушение правил стихосложения,
то ошибки по правилам правописания уж точно
За непризнание авторитетов, объявили прозаиком, и не спорь,
повесть фанерку на грудь и гордись, а он все туда же - поэт!
За откровение, ведь может же ... ничем не рискуя, а тут кресло,
должность, авторитет, ученики, солидность, не поймут ...!
За талант, все одно пойдёт, ведь таким везёт, не то, что
мне когда-то
За то, что молодой, зависть, понимаешь!!!
Остановлюсь на этом! А от нелюбви и игнор примешь за благо!
Так что, спасибо вам коллеги, что не растоптали!
А я уж как-нибудь сам в себе разберусь, выступая и поэтом,
и критиком, и редактором, и корректором, и оппонентом,
и рекламным агентом, и почитателем, и издателем наконец!
Нам, талантам, и лужа - океан, и дудочка - орган! (А. Чаузов)
Семь верст лесом подальше от горизонта! Чтоб не мешались ...!

Было желание написать открытое письмо, уже начал ...,
теперь увидел вашу статью, понял что не одинок! Полностью
разделяю и поддерживаю! Получил огроменное удовольствие от
прочтения вашей статьи! Спасибо!!!

С уважением, Александр!

Александр Чаузов   05.05.2021 00:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр! Кто не сталкивался - не представляет насколько всё весело обстоит. Но мы с Вами не одиноки. Вот мне год назад прислали статью Е. Никитина из журнала "знамя":

"На самом деле все мы уже проиграли. Мы, я имею в виду, лирики-силлаботоники, авторы связных текстов, где не разрушены синтаксис, семантические связи, неактуальные, в общем, поэты. А вот авторы круга Дениса Ларионова, Транслита, премии Драгомощенко, Сигмы — они выиграли. Нас, считай, уже нет. Сейчас идут те же процессы, что в современном искусстве. Традиционные художники либо сидят на Арбате, рисуют убогие портреты, либо погружаются в скучную шизофрению в своих там союзах и ЦДХ. Их нет ни для мирового художественного процесса, ни для российского, и это нормально. Они давно потеряли остатки авторитета и каких-то интеллектуальных ресурсов, это просто деревня. И это естественный процесс. В поэзии сейчас происходит ровно то же самое. Мы устарели еще в 80­е, не заметив этого. Сейчас еще теплится какая-то жизнь, но разрыв с реальностью уже очевиден. Символический капитал лириков стремится к нулю. Сегодня поэт должен для начала прочитать в оригинале Элиота, Паунда, Гинзберга, потом стать филологом-стиховедом, потом изучить труды Бурдье, Делёза, Бернстайна и т. д., короче, накопить огромный культурологический багаж, который раньше требовался только людям, защищающим диссертации по искусствоведению или философии. Само по себе это, конечно, хорошо — иметь такой багаж, просто раньше он не требовался, хватало таланта. Обретя этот багаж, человек с его помощью находит в культуре некоторую нишу, то, что еще не делали, и начинает в ней работать, как-нибудь изощренно расчленяя речь, а плоды своего труда потом "правильно позиционировать", что включает в себя сотрудничество с разными институтами легитимации..."

Вот так ☺️ Но, конечно, и ребус имеет право на жизнь. Как у Хлебникова. Или как у Пастернака - свеча горела, кто-то умудрился положить под нее платье, рядом откуда-то свалились башмачки - вероятно, там происходило ещё что-то значимое ☺️

С праздниками! Христос Воскресе!

Алексей Ааафанасьев   06.05.2021 14:29   Заявить о нарушении
🚼 Ку!!! Вспомнил "Кин-дза-дза". Врастаем в среду, иначе не выживешь!
А по вопросам выживания кроме стихов пишу прозу, измышления.

Поставил себе цель, все равно какую, так иди вперед, забыв моральные принципы, по головам, по телам, по трупам! И скорее всего получишь, что хотел! Препятствия чинят лишь конкуренты. А пассивное стадо примет чуть ли не с восторгом!
Если же проявил душевность, стал оглядываться на заповеди, то тебя обойдут другие.
Остается утешать себя тем, что ты лучше, чище, святее!
Добро с кулаками - это парадокс, которые я обожаю!

Увы,сам себя отношу к стаду, так что почти ничего не достиг, не скопил, не завоевал!
Технарь по образованию с творческим потенциалом стал универсальным специалистом во многих областях разумной деятельности, включая и гуманитарию. Кроме превнесенных извне заповедей, самостоятельно выработал ряд правил, делающих мою жизнь красочной, насыщенной, оправданной, целесообразной и т.д. и т.п.

1. Я есть, и у меня есть разум, я осознаю себя и окружение! И этим счастлив априори!
2. Есть некто или нечто высшее, что меня сотворило, и этот гениальный инженер закодировал во мне то, в чем была его потребность. И этот Бог, а как иначе, создал меня с интерфейсом под себя, то есть по образу и подобию. Возможности и способности Творца на наш взгляд беспредельны!
3. Изменив или полностью переписав изначальную программу мы можем уподобить себя Богу, как Творца новой реальности. Этим и занимаются творческие личности, на грани сумасшествия (сторонний вердикт).
4. Возвысив себя до уровня Бога осознаешь величайшую ответственность за существующее в реальности, а также за свои творения (опять же программа)
5. Возвысив себя, надо удержать себя на связи с окружением, иначе невозможны добрые (!!!) деяния, дающие духовное удовлетворение,и дальнейшее возвышение. Предусмотрено программой, не перепрограммируется (пока)
6. Осознание себя Богом снимает большинство вопросов и проблем. Если нет решения в лоб, то существует масса обходных путей. И революционный подход не лучший из них! А разум и вдохновение позволят сотворить что-либо оригинальное!
7. Осознав свои возможности на уровне Бога, следует учесть, что проживая среди людей, надо оставаться человеком!

То есть выходит, что человек тот ещё биоробот, с большим гонором, стремления его направлены на получение кайфа по-максимому с минимальными затратами.
Почти наркомания! Что маскируется массой ширм, занавесей, стен, заборов в виде
слов, лозунгов, идей, творений, и пр.

Продолжение следует ...

Александр Чаузов   06.05.2021 16:49   Заявить о нарушении
И вас с праздником!
Воистину воскрес!

А по поводу перечисленных авторов сообщаю, что будучи по состоянию своего здоровья больным человеком (Паркинсон), не успеваю изучить даже все самое наилучшее. Красиво, приглядно, согласен! Но ведь откладываются в памяти, и препятствуют самостоятельному творчеству!

Александр Чаузов   06.05.2021 17:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.