Жемчуг многоликий

МНОГОЛИКИЙ  ЖЕМЧУГ

ЧАСТЬ1. ЖЕМЧУГ  КАК  МИНЕРАЛ

               
                Цитата Танец ( )
                «то, что делает жемчуг столь многозначным, есть в первую очередь
                структура связанного с ним символизма.»


—  Символизм возникает не на пустом месте. И сам камень жемчуг очень многолик... Попробую немного обобщить.

~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
Многоликий жемчуг

Жемчуг популярен и в литературе, и среди ювелиров мира самых разных эпох.  Много столетий конкурирует с бриллиантом. На это «соревнование» есть свои причины. Думаю, в первую очередь,  это многоликость жемчуга. Причём не только по символизму, но и физически.

Жемчуг натуральный многолик:
• по палитре (в природе можно встретить жемчужины практически всех цветов радуги)
• по размеру
• по своей форме
• по качественным характеристикам (внутреннему строению)

То есть по внешнему виду и внутреннему строению, которые зависят от среды обитания (в какой раковине созрел и где находится сама раковина) и от места попадания в эту среду. Среда бывает:
• естественная, природная (дикая) – без вмешательства человека – даёт природный жемчуг (в наше время это редкость и добыча естественного жемчуга запрещена)
• природная (окультуренная) – с вмешательством человека – культивируемый жемчуг, отличается способом внедрения имплантанта в молюск, основа современного рынка
• искусственная
• имитация

К слову, среда – не только раковина, жемчуг (самый настоящий, крупный, самый дорогой) может образоваться и на пальме – в кокосе (но очень-очень редко). Бывает и пещерный жемчуг (близкий родственник драгоценных жемчужин) – в пещерах.

То есть первичная среда (раковина, пещера, дерево), на которую влияет и расположение её в природе – река или море, географические координаты, и, пожалуй, во времени (ведь есть и подземный жемчуг, по сути – разновидность окаменелостей органического происхождения).

Взаимодействие среды и жемчужины:
• внешний вид раковины не показатель образования красивых жемчужин, их обычно находят в невзрачных раковинах.
• жемчужина, возникнув в одном участке тела моллюска, может со временем переместиться (путешествовать) в другую его часть (возможно, в результате выталкивающего действия средних жемчужин и каких-то других факторов).
• среда в определенных условиях формирует жемчужину, влияет на ее строение и форму. Действие любого фактора среды происходит на молекулярном уровне. В свою очередь, растущая жемчужина воздействует на среду.

Пещерный жемчуг:
• состоят из наслоений солей кальция
• прямой родственник настоящих морских жемчужин
• ядро – обычно служит песчинка
• органической составляющей в них нет, поэтому они не могут похвастаться такой чудной игрой цвета, за которую так высоко ценится обычный жемчуг
• ювелирных украшений из него крайне мало (жемчужины очень капризны, и вдали от родной пещеры быстро тускнеют, покрываются трещинами, и могут даже вовсе умереть, рассыпавшись в пыль)

Ocoбeннocти морского жемчуга:
• pacтeт быcтpee peчнoгo
• кpyпнее
• чacтo вcтpeчaютcя cфepичecкиe или peдкиe бapoчныe фopмы
• бoгaтaя пaлитpa цвeтoв
• cильный блecк, oбycлoвлeнный тoлcтым cлoeм пepлaмyтpa

Ocoбeннocти речного жемчуга:
• твepжe мopcкoгo
• мeлкий
• cлoй пepлaмyтpa тoньшe
• мягкий мaтoвый блecк
• пaлитpa yжe, чeм y мopcкoгo, нo вcтpeчaютcя opигинaльныe пoлocaтыe и пятниcтыe pacцвeтки
• oтличaeтcя мнoгooбpaзиeм кoнфигypaций - лишь 2 % жeмчyжин имeют кpyглyю фopмy

Особенности кyльтивиpoвaнного жeмчyга:
• инaчe пpoпycкaют cвeт
• плoтнocть вышe, чeм y пpиpoдных
• интeнcивнee флyopecциpyют в peнтгeнoвcкoм излyчeнии
• пpи пpoпycкaнии элeктpичecкoгo тoкa нaчинaют вpaщaтьcя, в тo вpeмя кaк пpиpoдныe жeмчyжины coхpaняют пoкoй

Современные специалисты по жемчугу любят выделять такие разновидности:
• пресноводный жемчуг, выращенный на речных фермах в Китае,Японии и США (штат Миссисипи)
• морской жемчуг акойя (Японии) с ослепительно белым цветом
• золотой жемчуг южных морей
• таитянский (черный, или же «павлиний хвост») жемчуг – рождается в устрицах, которые обитают исключительно в зоне экватора у границы южных морей
• жемчуг Мабе (от одноименной устрицы Мабе) –  недорогой жемчуг приплюснутой формы, как «пуговицы»

Пару слов о золотом жемчуге: уникальный по своей красоте и качеству сорт, который выращивают с помощью особо крупной разновидности моллюсков Pinctada maxima исключительно в южных морях на, нетронутых цивилизацией, удаленных островах провинции Палаван в Филиппинах компании Jewelmer. Выращивают в естественных природных условиях, в кристально чистой воде, полной планктона, любимой пищи Pinctada maxima. Каждая собранная жемчужина – чудо природы, появившееся с помощью человека. Результат гармоничного сотрудничества человека и природы (пятнадцать лет учёные-биологи бились над выведением редкого вида устриц), чудо природы, появившееся с помощью человека.

Наши предки различали понятия «жемчуг» и«жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Одесса – жемчужина у моря»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность.

Хороший жемчуг должен обладать игрой цвета,внутренним светом (люстр или отлив) и блеском. Красота жемчуга не только в окраске, но и в переливах, которые зависят от степени прозрачности арагонитовых слоев и отражения от них света. Это явление называется ориентом. Ювелиры сравнивают такой эффект с «игрой» бриллианта и при характеристике блеска жемчуга, как при оценке алмаза, говорят о «воде» жемчужин. Безупречная жемчужина «чистой воды» имеет нежный молочно-белый, светло-серебристый блеск, отливающий при ее вращении всеми цветами радуги.

Были времена на Руси, когда в жемчуг украшали себя все женщины, даже крестьянки, а Россия вместе с Индией была главным поставщиком жемчуга в европейские страны: за жемчугом люди ходили буквально, как на рыбалку.

Существует две версии о том, кто и как добывал жемчуг из речных глубин. По одной из них этим промыслом занимались исключительно мужчины. Так как температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому просто нырять и отыскивать наугад раковины жемчужниц никто не отваживался. Чтобы сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку, было придумано незамысловатое приспособление – «водогляд». Он представлял собой полую берестяную трубу. Искатели сколачивали из брёвен небольшой плот, с отверстием в середине. В отверстие вставляли «водогляд» и погружали большую его часть в воду. В ясную, солнечную погоду один человек по берегу тянул бичевой плот, другой смотрел через трубу в воду. Заметив подле камня моллюска, наблюдатель опускал через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на конце. Раковина смыкала свои створки, и тогда её удобно было захватить и достать со дна реки.

Вторую версию добычи речного жемчуга в древней Руси предложил историк Александр Пыжиков в цикле передач «Тайны русской старины», посвящённых истории русского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавшим обрядам и глубинным верованиях. По его мнению, жемчужный промысел в России – это исключительно женский промысел и занимались им мифические русалки или обычные деревенские девушки, прошедшие обряд «водоположения». При этом незаменимыми помощниками были бобры – мастера запруд и по совместительству создатели и ревностные сторожа природных речных жемчужных плантаций, и жабы – производители природного септика.

Как бы то ни было, в жемчужном промысле есть и доля прозы, и доля романтики, волшебства, поэзии… Думаю, всё это было и в разные времена промыслом жемчуга занимались и женщины, и мужчины…  Этот жемчужный промысел прекратился совсем недавно… Мир жемчуга переживает теперь другую стадию развития... Жемчуг: хронометр событий, показатель состояния природы...

Вот, немного  о натуральном жемчуге. Многоликий: красивый и бесформенный, ценный и дешёвый (вместо бисера)…

А искусственный, имитация под жемчуг – тоже весьма интересная тема со своей многоликостью использованных материалов… Мне особенно понравился хлопковый жемчуг Японии… Но нельзя объять необъятное… Рассматриваем не торопясь, малыми порциями 

А в мировой литературе/ культуре жемчуг ещё более многолик и требует внимательного рассмотрения и анализа (но оно того стоит!)…   Во многих странах жемчужина олицетворяет душу человека. И каждая жемчужинка-душа нужна!


Выбор души
Автор:  Ааабэлла

- Рады вам, проходите. У нас сегодня большой выбор! Новый завоз.
- Какую порекомендуете?
- Есть на любой вкус. Какие захотите. Имеем души: широкие, мелкие душонки, пустые, душные, душевные,
щедрые, бездушные, равнодушные, мёртвые и с душком.
- Да, выбор велик. Глаза разбегаются. Но неужели все пользуются спросом?
- Конечно. Цены-то разные!
© Ааабэлла, 2020
Первоисточник:   http://proza.ru/2020/08/21/545

________________________________________________________

!!! На заметку. Книга. Сребродольский Борис «Жемчуг»

Написано для форума Галактического Ковчега.
Ирина Петал
21.08.2020г.


—   Жемчужная тема  бесконечна и прекрасна, волнует воображение и стимулирует творчество, спасибо!

                Цитата Сказочница ( )
                «Культивированный жемчуг  интeнcивнee флyopecциpyют в peнтгeнoвcкoм
                излyчeнии • пpи пpoпycкaнии элeктpичecкoгo тoкa нaчинaют вpaщaтьcя, в тo вpeмя
                кaк пpиpoдныe жeмчyжины coхpaняют пoкoй...»

Подумалось, а что в символическом плане означает "культивированный", может, облагороженный воспитанием и образованием ум или украшенную благородством душу... Флуоресценция, вращение... в эфирных полях процессы?

Добавлю ещё сказку, где жемчуг присутствует в сюжете.

СКАЗКА МОРЯ (см. по ссылке http://stihi.ru/2020/08/23/7054)
Феана
22.08.2020г.


                Цитата Танец ( )
                «а что в символическом плане означает "культивированный", может,
                облагороженный воспитанием и образованием ум или украшенную
                благородством душу...»

—  У меня тоже такие мысли возникали... От человека до народа... Язык - душа-жемчужина народа. Личная культура... Творчество или искусство... Красота...  Не буду забегать вперёд, может, в процессе пополнения темы про жемчуг мы, совместными усилиями, увидим многие взаимосвязи. Благодарю!

                "Жемчужная тема  бесконечна и прекрасна, волнует               
                воображение и стимулирует творчество"  Танец

Чем больше  узнаёшь о жемчуге (в науке или культуре), чем больше начинаю понимать, как мало о нём знаю…

Как отмечалось выше, жемчуг отличается:
•        видом моллюсков-мам
•        местом выращивания (пресные водные ресурсы, море)
•        географическим положением
•        сотворением мира (натуральный жемчуг образуется от случайного раздражителя, культивированный – раздражающее вещество не вводится случайно)
•        ядром (природный жемчуг отличается от культивированного примерно так же, как массив дуба от ДСП)

«Ядро составляет не менее пятой части жемчужины. Иногда оно отсутствует, тогда место его нахождения угадывается по побелению в центре жемчужины, вызванному появлением пелитоморфного арагопита. Редко на месте ядра бывает пустота. На качество жемчуга ядро не влияет, роль его чисто генетическая: от него начинается рост жемчужины. В ядре можно обнаружить чужеродные тела. Это минералы, случайно попавшие в раковину, и сгустки органического вещества, отложившегося в результате патологических изменений в организме моллюска.» /Сребродольский Борис «Жемчуг»/

Конечно, достоинства «культуры» жемчуга неоспоримы:
•        необъятный потенциал в создании разных форм жемчуга
•        игра с размерами
•        игра  с цветом
•        более высокая плотность
•        более низкая стоимость, чем у выросших в природе
Ирина Петал
22.08.2020г.


Примечание. Электрическое поле.


«Культивированные и природные жемчужины по-разному ведут себя в электрическом поле. Первые при пропускании через них электрического тока начинают вращаться, как бы ищут наиболее удобное для себя положение; в то время как природные жемчужины не проявляют никаких признаков беспокойства.»
О распознавании культивированного и природного жемчуга можно прочитать здесь  htt ps://www.treeland.ru/ article...._pearls (без пробелов)


—  Воистину, каждая жемчужинка, да ведь и каждая песчинка тоже,  могут открыть перед исследователем удивительный новый мир внутри мира бесконечного...

Интересна двойное зеркальное отражение формы ручки ковша и раковины... Вспомнилось

Двойного зеркала симметрия двойная...
Рождает символы загадочной игры (дальше не помню)

Вычитала и это из книги:

Цитата
"Зарождение жемчужины и ее дальнейший рост — процесс, сильнозависящий от условий жизнедеятельности моллюска. Поэтому жемчуг отличается от перламутра не только расположением слоев органического вещество (слои в жемчуге располагаются концентрически, а в перламутре — параллельно), но и более сложным составом. Особенно сложен состав пресноводного жемчуга, что является своеобразной реакцией моллюска на резкую смену климатических условий. Неодинаковыми условиями объясняются рост и размеры жемчуга: пресноводные жемчужины растут медленнее и достигают меньших размеров по сравнению с морскими жемчужинами. Отложение жемчужины в организме моллюска обычно влияет на форму раковины. Это особый поисковый признак, которым издавна пользуются искатели жемчуга."

О расположении слоёв, если подумать в символическом плане... Природные слои образуют гармонию вложенных друг в друга сфер, называю такое восприятие интрасферным.  Так и дерево растёт, хотя вытягивается к свету с большей скоростью, что понятно. Природа мира являет уму исследователя совершенство в неповторимом существе.

А как растёт искусственное образование мы знаем по себе, слоями (полученного опыта, добытых знаний, впечатлений и т.п.).

Но мы ведь и природные, и искусственные одновременно, противоречивые ум искусственный и природный, чувства естественные и окультуренные, эта взаимообусловленность и делает нас сознательными, созидательными, стремящимися к самопознанию.  Жемчуг души - сказочный образ замысла творца...
Феана
23.08.2020г.


ЧУДО  НАЧАЛА


      "Здесь, в себя заглянув, скажешь: я - это Ты,"

Это Ты вдохновитель!
И ритм, и мосты! -
И навек замолчишь, восхищаясь судьбой,
что открыла тебе счастье встречи с Собой,
И потом... когда Вечность прокатится мимо,
Шелестя временами путей пилигрима,
Услаждая сердца ароматом твердынь,
Несравнимым ни с чем, до мурашек родным,
Когда тихо все створки ума распахнутся,
Зрелым кварком во тьме сотен лет встрепенутся,
Ты желаньем невидимых крыльев взмахнёшь,
Перламутром души растворив жизни ложь,
И увидишь...
О, ты восхитишься тогда
Тем увиденным вновь -
в жемчугах города,
В ожерелиях мысли,
а люди - в Творце,

Нет прекраснее чуда Начала в конце...
© Эзоп Ковчега, 2013, «Какая сила?», http://stihi.ru/2013/02/17/9556


—  "Мы ведь и природные, и искусственные одновременно", вот спасибо, Танец, за эти мысли (и за стихи)! Как ослик Иа прыгаю и кричу: "И я, и я того же мнения!!!"  Да, наше личностное (ступеньками, слоями...)  и то, что дано от природы...
Ирина Петал
23.08.2020г.


—  И я пойду с ним попрыгаю, с радостью, и ещё продолжу мысль возникшую совместным действием таким предположением... Природный и искусственный наш ум, (а на самом деле, он не в двух, а во многих ипостасях рассматривается нами при изучении), сам себя и возносит, и отвергает, сам с собою спорит и превосходит спор согласием.  Также ведут себя наши чувства:  природные спорят с искусственными, генетические с окультуренными веками развития цивилизации,  отвергая и споря, приходя к согласию и превосходя себя прежних, ... и ум, и чувства находят  гармонию разнородного, возникает некая мелодия или танец пульсирующих движений, всё как в космическом мире - планеты вращаются в нескольких вращениях одновременно, достигается некий момент не просто согласия, а слияния - восприятие ума и чувств, памяти и привычек, фантазии будущего и знания настоящего  -  во мгновение Единства.  Жемчуг, растущий в душе и послойно, и концентрически... отражает символически единство в самом человеке, имеющееся изначально.  Единство всегда различается качеством, как и жемчужинки.  Каждый раз кажется - вот она, самая прекрасная, как на ладони видна, но при внимательном рассмотрении - обыкновенная бусинка, да, красивая, но как и другие...  накапливаемые в течение земной жизни для украшения чего-то более значительного, прекрасного, излучающего свет, более ценного, чем земное тело...
Феана
24.08.2020г.



Собеседники:  Ирина Петал (Сказочница) и Феана (Танец)
«Ракушка» рождения темы:   http://kovcheg.ucoz.ru/forum/86-2644-7#127754
Авторская страница:  Феано  -  http://stihi.ru/avtor/feano

Первоисточник: Галактический Ковчег » ___Созвездия Таинственных миров » Семь Морей » Жемчужное царство (сказки и стихи) http://kovcheg.ucoz.ru/forum/86-2644-7





ЛИТЕРАТУРНАЯ  ПАУЗА


Цитата из книги А.П. Журавлёва «Звук и смысл» (книга для школьников, но очень интересная, в Инете можно найти):


СТРОЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ


Конечно, интересно доказать, что звуки сами по себе, отдельно взятые, вызывают какие-то незвуковые представления, очень важно измерить и всесторонне исследовать содержательность звуков. Но все это лишь предварительная работа. Самое основное — выяснить, как соотносится фонетическая значимость со значением слова, есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?

Как мы помним, фонетическая значимость очень своеобразна и не похожа на лексическое, понятийное значение слова.

Лексическое значение слова мы можем как-то истолковать, можем указать предмет, который это слово обозначает. Если, например, иностранец спросит вас, что такое дом, вы можете объяснить ему, что это — жилое здание, или даже указать на такое здание, сказав: «Вот дом».

Фонетическая значимость не обозначает ни понятия, ни предмета. Ее описание, ее характеристика — это набор признаков.

Но как же в таком случае сравнивать понятийное, предметное, лексическое значение с фонетической значимостью? Прямых сходств, конечно, не найти. Ну, действительно, что общего между животным под названием бык и фонетической значимостью звуков Б, Ы, К?

И все-таки сравнение возможно. Ведь каждый предмет, каждое понятие можно тоже охарактеризовать с помощью признаков. Если вас попросят подобрать ряд признаков для того же быка, то вы, наверное, скажете, что он «большой», «сильный», «быстрый» и т. п., а для белки подойдут другие признаки — «маленькая», «легкая», «подвижная» и т. п. Значит, у любого слова тоже есть признаковый аспект значения.

Этот аспект в разных словах заметен в большей или меньшей степени. Есть слова, значение которых почти целиком исчерпывается перечислением признаков, т. е. признаковый аспект значения для таких слов является основным. Попробуйте, например, истолковать, не прибегая к признакам, значение слов прелесть и чудовище. Едва ли у вас что-нибудь получится. А с помощью признаков —
 
пожалуйста: прелесть — что-то прекрасное, нежное, светлое и т. п.; чудовище — что-то страшное, зловещее, грубое, большое, темное, сильное и т. п.

В иных случаях признаковый аспект, хотя и не охватывает значения целиком, все же играет весьма существенную роль. Так, словом бутуз называют ребенка, так что предметное, понятийное значение у этого слова есть. Но главное здесь не в том, что это ребенок, а в том — какой это ребенок. Бутуз — скажут только о крупном, крепком, толстощеком ребенке. Значит, главное — опять-таки в признаковом аспекте. Или слово дылда. Это человек, но не любой человек, а только очень высокий, крупный, нескладный. Опять суть значения выражена именно через признаки.

С другой стороны, можно найти слова, в значениях которых доля оценочных признаков минимальна. Какие признаки вы подберете для характеристики значения слов календарь или уровень? Трудно здесь что-нибудь придумать.

Но большинство слов расположено между полностью «признаковыми» словами и «беспризнаковыми». Так что, в общем, можно считать, что признаковый аспект создает как бы оболочку (более или менее значительную) вокруг понятийного ядра слова. Если же учесть еще и фонетическую значимость звуковой формы слова, то строение значения слова можно изобразить так:


См. рис. справа


Центральная, основная часть значения слова — понятийное ядро. Его мы четко осознаем, можем описать, истолковать. Именно понятийное значение приводится обычно в толковых словарях.

Понятийное ядро окружено оболочкой признакового аспекта значения. Она менее определенна, чем ядро, ее мы осознаем недостаточно четко и не всегда можем истолковать, объяснить. Однако в общем мы эту оболочку вполне улавливаем. Например, слова мать и мама имеют одно и то же понятийное ядро. В словарях вы так и найдете: «Мама — то же, что мать». Но мы чувствуем, что это все-таки не то же. Чем же различаются два этих значения? Видимо, признаковыми аспектами. Действительно, мама — обязательно нежная, ласковая. А мать — не обязательно, может быть, даже наоборот — суровая. Во время Великой Отечественной войны был плакат: «Родина-мать зовет!» Там мать — суровая и сильная. И, конечно, совершенно неуместной была бы замена в этом лозунге слова мать на слово мама.

Можно сказать, что признаковая оболочка — тот аспект значения слова, который можно охарактеризовать путем перечисления признаков. Этот аспект для краткости иногда называют признаковым значением. Например:

понятийное значение слова об-         «скопление   сгустившихся    во-
ла/со                дяных    паров    в    атмосфере»;
признаковое значение слова об-         «округлое,    легкое,     светлое»;
лако
понятийное     значение     слова         «день торжества»;
праздник
признаковое    значение    слова         «радостный,    светлый,    торже-
праздник                ственный, яркий».

Наконец, фонетическая значимость создает некий туманный, расплывчатый ореол вокруг признаковой оболочки. Это очень неопределенный аспект значения, который нами почти не осознается. Лишь иногда в словах звукоподражательного и звукоизобразитель-ного характера мы чувствуем «давление» звучания на значение. Например, слова кукушка, хрюшка, кряква и т. п. звуками речи подражают крикам животных и птиц. Звучание слов гром, храп, рык, рев, гул, шепот, шелест, шорох и т. п. как бы изображает называемые звуки. Слова мямля, хрыч, хиляк, дылда и т. п. создают некий звуковой образ, соответствующий характеристике названного так человека.

В таких случаях фонетическая значимость почти сливается с признаковой оболочкой, так как само звучание слова подсказывает признаковую оценку того, что этим словом обозначено. Действительно, сочетанием звуков хрыч можно назвать только что-то неприятное, а звукосочетанием мямля просто невозможно назвать что-нибудь сильное и активное.

Но чаще всего мы не воспринимаем осознанно звуковой образ слова, сосредоточивая все свое внимание на его смысле. Тем не менее, поскольку отдельные звуки, как мы убедились, значимы, то и сочетания звуков обладают фонетической значимостью. И пусть мы этой значимости не осознаем, она все же входит в значение слова, оказывая свое влияние на восприятие слова и его жизнь в языке.




ЧАСТЬ2. ЖЕМЧУГ  КАК  СИМВОЛ


Символом всего лучшего, что есть в мировой культуре, является, на мой взгляд, жемчужина. Было интересно рассмотреть эту тему «Жемчужное царство» и попробовать проследить, что олицетворяет и с какой целью используется образ жемчуга в произведениях писателей и поэтов разных эпох, в том числе и современников, а также в фольклоре разных народов. Понять, что общего между художественным образом жемчуга и минералом? Символизм жемчуга-минера немного рассматривали в сообщениях ннн-ннн форума. Ниже по тексту собрала  обобщённые образы на основе (не менее 500) многих произведений, в основном стихов и сказок. Я не пишу стихов, не ношу драгоценностий, это лишь небольшой взгляд читателя со стороны на прекрасные произведения искусства мастеров своего дела. Мифы и легенды народов мира не рассматривала, в сказках жемчуг чаще всего выступает как исполнитель желаний, но при определённых условиях.
 
Жемчуг глазами поэтов и писателей

Жемчуг – самый загадочный из самоцветов, каменной радуги Земли, самое первое украшение в человеческой цивилизации. Не требует обработки, огранки, от природы имея округлую форму. Скорость образования, по сравнению с другими драгоценными камнями, быстрая: если бриллиант или малахит считают свой возраст со времён динозавров, а в кусочках янтаря ученые находят древних насекомых, то жемчуг появляется за считанные десятилетия.

Основные элементы Жемчужного Царства

Песчинка: человек в пустыне всей Вселенной

СРЕДА (непосредственная среда образования жемчуга)

Раковина:
гудящая душа
дом сердца
дыхание волны, приливы и отливы стихов
источник жизни и энергии
личность (взаимодействующая с окружающим миром, идущая на компромисс, чтобы и как-то остаться собой, и реализовать себя вовне)
образуется в три этапа (образование органической матрицы, откладывание матрицы на внутренней поверхности, рост кристаллов и формирование слоёв)
персональная броня
прародительница слов
раковины современных моллюсков характеризуются яркой и многоцветной окраской, сложными формами и значительной прочностью
сад-огород для случайных песчинок-семян-слов
состоит из трёх слоёв (внешнего, среднего и внутреннего/ перламутрового)
среда обитания человека, окружающая среда, определяющая его судьбу
твердость стекла и нежность розы

Замкнуться в своей раковине: человек психологически перестал интересоваться внешним миром, ограничил свою жизнь самим собой, своим внутренним содержанием
Створки раковины: ладони Бога
Частично открытая ракушка: символ женской сексуальности, источник жизни
Признак наличия жемчуга в раковине: искаженная форма раковины

Пещера:
материальный космос
мир, весь дольний мир мрака и несвободы (в нем темно и тесно душе, он замкнут и застит от ума свет, разлитый за его пределами)

Жемчуг:
абсолютная реальность
высшая мудрость и чистота (высший элемент символической иерархии самоцветов как образ совершенства и красоты)
дары небес/ дары глубин
жизнь (дни, время жизни) в раковине лет/ окружающая жизнь, чудный фон
защитную реакцию организма на попадание в него постороннего тела/ заплатка для души
земной и небесный опыт, знак ответный на вопросы о судьбе (в каждом цвете – своя тайна)
зёрна/ частицы любви
иллюзия/ мечта, воплощённая в реальность
ландыш, белый, нежный, пахучий (заколдованные сокровища эльфов)/ таинственный цветок (на санскр. называется «маньяра» – бутон цветка)
мастерство/ хороших дел богатый список
отблеск/ отсвет лун, отблеск солнц
поиск познания истины/ правда жизни
показатель состояния природы
поэтическая коллекция драгоценных стихов
предсказатель судьбы, дар предвидения
прелесть прошлых веков, мудрость, знания времён/ символически означает «знание» (man, санскр. – «мыслить»)/ премудрые мысли/ разум общего духа
росы
свет заброшенной на чужбину души/ свет истины
сила воды, луны и женщины
символ владельцев, доброй удачи и искусств/ символ возрожденья, восхождения, высокого общественного положения
символ достоинства, света, красоты
смысл/ суть бытия
страдание, боль/ счастье или горе в судьбе/ скатившиеся с зеркала слёзы радости или печали, олицетворяют минувшее, их назначение – пробуждать воспоминания и надежды на светлое будущее
сыгранная роль/ начало или конец жизни в новой роли
тайна (искусства, мира)
талисман духовного и физического совершенства (лечит)/ целитель на все времена/ ценнейший оберег
украшение, холодная комета, аксессуар для царственных особ
хронометр событий
человеческая душа, сокрытая в телесной оболочке
человеческая мысль, томящаяся в темноте, безмолвных складках/ думы/ духовный рост, знания/ созидатель красивых мыслей/ мысль божьего устремления
чистейшее, безмерной мысли слово/ слова

Жемчуг событий и состояний:
всё в тебе, мы осколки всеобщей души, все мы связаны общей судьбой
вечность и пространство не меняются, меняются времена, прокладывающие тропы в жемчугах
жемчуг событий нанизан на нить/ сеть Мирозданья
путь – светить любя

Слово и событие. Они навсегда запечатлеваются в любой точке пространства.  Это и есть волновой дух вселенной, духовность; мир частиц волной управляется (волновой мир, «качающий» Пустоту, фиксируют жидкокристаллические датчики). Стихи умирают или оживают/ живут, становясь событийными. 

Местонахождения жемчуга: водные ресурсы, небо, земля.

Жемчужина – жемчуг особой добротности, редкой красоты и качества.

Жемчужина (обладает двойственной природой):
абсолютная ценность
автобиография устрицы
больное воображение
будущий мир
вестница непознанных миров – волшебный заманчивый мир чудес/ жадный труп отвергнутого мира
владычица зачатий – хранительница снов, мечты, чувств, новых путей
властитель державы ракушки
воспоминания – палка о двух концах, дарит утешения и силу или ломает своей тяжестью
года, вагон в скором поезде времени/ день в руках мирозданья.
душа (одна из постоянных метафор для "души" в сверхъестественном смысле).
женская голова со следом художника/ женщина
жизненные личные победы – трансформация жизненных невзгод в прекрасный и мудрый опыт, радость и благодарность; познание себя в физической реальности
земные блага
значение имени Маргарита
искусство.
исполнитель желаний
личность
любимый город; любимый край
мысль человека и его Слово, как мысль Бога, которая составляет «Я» человека и его защищает/ слово поэтические, желанное
объект, символ задания человеку, от которого зависит дальнейшая судьба, испытание, чтобы он обрёл себя
одухотворение материи
память/ забытые слёзы, смутные грёзы
песня, песня для/ от любимого (края)
поворотные моменты, придающие смысл существованию, нанизанные на нить жемчужин составляют суть нашей жизни
послание судьбы, которая завладевает человеком (как часть и аналог божественной, и в то же время как объект последней)
промысел/ творчество родного края
противовес символу пещеры (клад, который утаен во мраке пещеры, за который надо отдать все)
самовлюблённость, тщеславие (высокомерие, любовь к славе, к почитанию)
семена уничтоженного молнией древа
символ благочестия, суеты, мирские заботы
символ совершенства – любовь к Богу, среде/ признак знати
скорбь, слёзы/ тоска, печаль
стих, драгоценная заплатка для стихотворения
тайное знание/ тайна трансцедентального, которое становится видимым
творчество/ труд моллюска (сублимация) по самозащите (радостная песня в раненой душе; боль/ слёзы моллюсков; болезнь (сердечная боль) моллюска – творчество (болезнь души))
частичка в руках Бога
человеческие ценности: жажда власти и наслаждений (в награду за жемчуг) или внутренние благородство, любовь и красота
чувственный образ: жемчужина есть вещественность того самого невещественного света, который мерцает во мраке мировой пещеры, в ней свет как бы воплощен, материализован, принял плотную и твердую природу камня, оставаясь при этом светом (свет заброшенной на чужбину человеческой души, которую необходимо вызволить из «пасти Змия»)
является в сущности "утерянной" жемчужиной и требует возвращения (земная душа, потерянная во тьме)

Песнь о Жемчужине: странствие души (духа) адепта (приверженца, последователя какого-н. учения), претерпевающего испытания и искушения, до того, как она заслужит Посвящение и приобщение к Первоистоку Истины. Темница, в которую заключен странник, может означать тело – темницу души. Последовательно описан весь цикл воплощения нисходящей с Неба индивидуальности, формирование вокруг «я», т.е. вокруг духовной основы человека всех временных оболочек (тел: астрального, эфирного и пр.), а после обретения знания-жемчужины – сбрасывание этих оболочек.

Жизнь – гимн личности, смысл её – самовыражение, если кто-то отказывается увидеть в нас ту самую жемчужину, в которую мы свято верим, возникают мифы о непонимании, и в этом пути каждый достигает цели своим путём.

Бусины/ рукоделие с бусинами:
года и сердца жизни, лучшие периоды (детство, юность, зрелость), чувства (любовь), имена любимых людей, памятные события – бьётся в бусинах память, собравшая мёд, в сердца людские хочет попасть
мысли, расцветающие из дымки мечты; спят в чреве бусинок сказки без слов и тот, кто их там сотворил
пылает в них очаг огнём параллельных миров – в нём наш внутренний маг закаляет межзвёздный космический зов
символ бытия, радости и горя

Жемчужное ожерелье/ жемчужный круг:
вечность, поискам не суждено никогда кончиться
золочёная застёжка ожерелья – смерть
красота, любовь, труд/ действие
любовь
мир, устремлённый к исканиям
многообразие жизни (с подлинными или фальшивыми бусинами)
нитка жемчуга – собранье миров, бутоны загадочных сил/ стихосложение
память о счастье и печали
сказка доброй мечты, дружбы
созвездье времён
удушающая петля на шее (разорванная – освобождение)
узоры святого огня
учение Света

Нет теплоты и близости в дальнем сиянии жемчужин, но много заманчивости, много новых путей – того, что тоже нам нужно. Нить жемчужин, как нить клубящихся облаков и цепь снежных гор – мир/ человек, устремлённый к исканиям. Стремящимся к новому следует многое понять, оставить в покое прошлое. Будущее зовёт людей: только через них оно может проявиться.

Рассыпанный жемчуг:
буйные страсти
звенящий дурман, строчки, стихи, слова
невыплаканные слёзы, тоска
невысказанные образы/ недосказанные слова/ то, во что влюблён
прошлое счастье

Жемчужный дракон:
искусство
наш внутренний мир

Время для «жемчужин» – лучший архитектор. Тайна «жемчужного» времени у каждого своя… Тайна – это отклик на всё, что было, всё, что есть, и всё, что когда-нибудь будет. Тайна заключается в законе притяжения. Всё, что появляется в вашей жизни – вы сами к себе притягиваете силой Образа, который держите в сознании, силой того, о чём думаете.

В жизнь человека попадает извне множество хаотичных песчинок, приносящих боль, и только от нас зависит, станут ли они жемчужным ожерельем гармонии. Эти драгоценности могут так и остаться на дне, а можно их поднять на белый свет, рассмотреть и, возможно, что-то понять для себя… Что я поняла, любуясь на Жемчужины Мира, было прекрасно. Что не поняла, ещё прекрасней. Огромное спасибо всем!!!

Тематика драгоценных камней используется во многих художественных произведениях: стихах, прозе, сказках, картинах. Самоцветы обладают магической силой в помощь или во вред своим владельцам, влияют на судьбы. И, как учат сказки (особенно «Жемчужина Адальмины»), Жемчужина богатства, красоты и ума красит и помогает своему владельцу лишь при добром, смиренном сердце.

Природы и литература делятся с нами своими дарами, своими жемчуга, но и зарок дают (по сказке «Поречни и жемчуг)»:
Первый зарок - жемчуг брать только для украшений, а не для наживы
Второй зарок - третью часть добытого жемчуга отдавать в казну
А третий зарок - не обижать тех, кто жемчуга приносит


01.12.2020г.


Рецензии
"Фонетическая значимость"

Заходит со свистом.
Или со скрипом.
Или выскальзывает бесшумно.
Или выстрелом по ушам прямо в сознание. И даже глубже, в подкорку.
Иногда как горох об стену.

Александр Козка   25.08.2020 23:16     Заявить о нарушении
Звуковой фон… Мне лично нравится тишина… Хотя, звук – источник энергии для ума… А, если он назойливо свербит мозги, от него лучше освобождаться…

Ирина Петал   26.08.2020 15:06   Заявить о нарушении