Фраза папы Дубровского

В самом начале пушкинского "Дубровского" есть диалог двух отцов, которые пока еще друзья. Он легко запоминается именно потому, что он в самом начале:

"...Троекуров часто говаривал  Дубровскому: "Слушай,  брат,  Андрей
Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь,  так отдам за него Машу; даром
что  он  гол  как  сокол".  Андрей  Гаврилович  качал   головой   и  отвечал
обыкновенно:  "Нет, Кирила Петрович: мой  Володька не жених Марии Кириловне.
Бедному дворянину, каков он,  лучше жениться на бедной  дворяночке,  да быть
главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки"."

Чем замечателен этот диалог: оказывается, что тяжелый финал "Дубровского" (в том виде, в каком он существует) - это исполнение желания Дубровского-папы. И это может несколько смягчать читательское тяжелое впечатление от финала. Чего Андрей Гаврилович не хотел, того не случилось.
(Даже и при том, что желания отца и сына с самого начала не совпадали. Немного подальше вглубь романа сказано, что молодой Дубровский рано или поздно предвидит себе "богатую невесту, мечту бедной молодости").
Но что интересно - и ради чего я сейчас вспоминаю это: папаня Троекуров, известный своим очень троекуровским характером, не возражает против того, что его друг назвал его дочь "избалованной бабенкой". Тем более, что дочь его Маша, как выясняется впоследствии, не столько избалованная, сколько запуганная. (Что и становится одной из причин, по-видимому, главной, именно такого финала). Но Троекуров, конечно же, считает, что он балует, а не запугивает.
Я думаю, что "избалованная бабенка" - это равнозначный ответ на "гол как сокол". То и другое одинаково обидно. Троекуров потому и молчит в ответ на фразу своего друга, что это понимает. "Обмен любезностями". Они однажды должны были поссориться, эти друзья, когда им изменило бы чувство юмора.


Рецензии