Владимир Соловьёв и Лики Муз

Владимир Соловьёв

Радищев – в рубище бунтарском,
На виселице – Муравьёв,
На Мойке – Пушкин, Тютчев – в Царском,
В злосчастном Узком – Соловьёв,

Казённые отвергнув бредни,
Чиновных не держась постов, –
Софии паладин – последний,
Быть может, праведник Христов,

И в лютую готовый стужу,
Не дрогнув, ближнего облечь
В давно облезшую снаружи
Ту шубу с камергерских плеч,

Ему оставленную Фетом,
Что младшего на тридцать лет
Провозгласить успел поэтом –
И новоявленный поэт

Из сумрачной бежит России
К невянущих царице роз,
В заоблачной Александрии
Лазурных грёз вдыхать наркоз,

Где в ангельской воздвигнув крипте
Свой катакомбный небосвод,
В эфирном свет и нам Египте
Льёт Дева Радужных Ворот.

1 – 2 июля 2017



Лики Муз

Как Ницше, захолустный Заратустра,
В одной лишь Лу прозрев свой идеал,
И новых чувств, и нового искусства,
И новых слов для нас устами стал,

Как Соловьёв, у стен Александрии
Лазурных грёз навек вдохнув наркоз,
Черты им обожаемой Софии
В невянущих обрёл царице роз,

Как Блок, его приверженец упрямый
И сам Софии верный паладин,
Узрел в соседке лик Прекрасной Дамы,
Пусть видел в ней его лишь он один, –

Что ж, так и мы за ними вновь и вновь
Обречены искать свою любовь.

15, 17, 19 – 22 сентября 2018

-------------------
Лу Саломе – возлюбленная Ницше.


Рецензии
Не в восторге от Ницше (и тем более от потуг захолустных "преодолевальщиков человека"), но это Германия-то вообще и Веймар в частности - *захолустье*?

Боргил Храванон   29.07.2020 23:58     Заявить о нарушении
Согласен, "захолустность" Ницше - довольно рискованное авторское определение. Впрочем, ко времени знакомства с Лу Саломе (1882 год) и написания "Заратустры" (последняя, четвёртая, часть этой знаменитой книги была напечатана на деньги сочинителя в количестве всего 40 экземпляров в 1885 году, а целиком, в одном томе, книга была издана только после смерти философа) Ницше было ещё очень далеко до будущей широкой читательской популярности (а в Веймаре уже душевнобольной Ницше прожил только последние три года своей жизни). На выбор этого моего эпитета ("захолустный") повлияла и совокупность ещё нескольких факторов - в частности, например, весьма показательная история отторжения Ницше немецким научным сообществом:

Виктор Коллегорский

Новая наука
http://stihi.ru/2018/09/11/3188

У Ницше – новая наука,
Над чем смеялся Мёллендорф,
Уж – от античности ни звука,
Лишь Вагнер царствует да Орф.

Предтечей новых филологий,
Пандоры распахнув ларец,
И лепешинских биологий
Безумный выступил мудрец.

Ты ж хронологиею новой –
Уж обольщать, так до конца! –
Пленяешь с важностью суровой
Неискушённые сердца.

Марр, Лепешинская, Лысенко:
В трёх ипостасях ты един –
Как шарлатанства бог, Фоменко,
И лженауки паладин.

10 сентября 2018

---------------------------------------------
Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф (1848 – 1931) – крупнейший немецкий филолог-классик и историк античной культуры, автор памфлета "Филология будущего! Возражение против "Рождения трагедии" Фридриха Ницше, ординарного профессора классической филологии в Базеле", первый выпуск которого он заканчивает словами:
http://www.nietzsche.ru/look/xix/polemika/wilam1/?curPos=1

Полагаю, что сказанным дано доказательство оправданности тяжких упреков в невежестве и в недостатке любви к истине. И всё же я опасаюсь, что поступил несправедливо в отношении г-на Н. Ведь если он возразит мне, что и знать не желает ни "исторической критики", ни "так называемой всемирной истории", а намерен лишь создать дионисийски-аполлинийское творение искусства, "средство метафизического утешения", и что утверждения его чужды пошлой реальности дня, но наделены "высшей реальностью сновиденческого мира", – то я беру свои слова назад, принося извинения по всей форме. Ибо я с радостью оставляю ему его благую весть, и оружие моё его не коснется. Конечно же я не мистик, не трагический человек, у меня это навсегда останется только "весёлой забавой, кимвалом бряцающим", без которого вполне может обойтись серьёзность существования, серьёзность науки, – сон хмельного, хмель сонного. Одного, однако, требую я: пусть г-н Н. держит слово, берет в руки тирс, отправляется из Индии в греки, но только пусть же сойдёт он с кафедры, на которой взялся учить науке, пусть соберёт у ног своих тигров и пантер, но не немецких юношей-филологов, которые должны учиться, учиться с аскетической самоотверженностью, искать одну только истину, учиться независимости суждения, по доброй воле предавая себя науке, – с тем чтобы классическая древность давала им то единственно непреходящее, что обещает им благосклонность Муз, то, что в такой полноте и чистоте и может даровать им одна только классическая древность, –
В сердце – наполненье смысла,
Форму – в духе сохранить.

Через несколько лет Ницше покинул научное сообщество и с тех пор излагал свои мысли в печати только как свободный писатель и философ.
К "музыкантам будущего", помимо воспеваемого тогда Ницше Рихарда Вагнера (1813 –1883), я позволил себе добавить и Карла Орфа (1895 – 1982), который, как знать, также мог бы вдохновить Ницше.
Лепешинская биология – смотри Википедию:
Ольга Борисовна Лепешинская (урождённая Протопопова; 6(18)августа 1871, Пермь, Российская империя – 2 октября 1963, Москва, СССР) – российская революционерка, советский биолог. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950), академик Академии медицинских наук СССР (1950). Основные труды посвящены исследованию оболочек животных клеток, гистологии костной ткани.
Широкую известность в СССР получило обсуждение (в дальнейшем не подтверждённой) теории О. Б. Лепешинской о новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества». Теория Лепешинской на совместном совещании АН и АМН СССР 1950 года была поддержана рядом гистологов и всеми выступавшими докладчиками, включая Т. Д. Лысенко, но впоследствии встретила осуждение критиков как политизированное и антинаучное направление в советской биологии. Профессорам медицинских вузов было вменено в обязанность ссылаться в лекциях на учение Лепешинской (превращение в живое из неживого). За рубежом её неподтвердившиеся «открытия» изначально не нашли отклика.

Смотри также мой лимерик, посвящённый создателю "новой хронологии":

Академик-эндемик Фоменко
Пригрозил, что грядёт пересменка,
Что злодей Скалигер –
Гаже ведьм и мегер,
То ли дело – коллега Лысенко.

Виктор Коллегорский, "Клептоман из Ростова. Книга лимериков", издание 2-е исправленное, Москва, "Доос", 2017, стр. 10.

Скалигер (1540 – 1609) – создатель научной хронологии как вспомогательной исторической дисциплины, подвергшейся суровой критике академика Фоменко.

Виктор Коллегорский   30.07.2020 05:39   Заявить о нарушении
За Марра не скажу, но с Лысенко по сути было не так. Тут оттепельно-перестроечная дурноватая закономерность: у кого был плюс - тому автоматически вкатили минус и объявили дураком и сволочью; так, Маяковский крекс-фекс-пекс - и "превратился" в бедного родственника Ахматовой. (Не навсегда, подсказываю ,)) Хотя, скажем, могут наследоваться приобретённые признаки или нет, содержится ли наследственная информация во ВСЕХ клетках (как считал Лысенко и как оно есть на самом деле) или только в некоторых, особых, и т.д. - это большая тема явне не из уместных здесь (хотя есть чудаки, выкладывающие диссертации в таком роде).

Боргил Храванон   30.07.2020 11:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.