Словарь. Цитаты. Посеяное в тернии

Цитаты.
Посеянное в тернии.
Его день.


Будучи предназначена не для всех, а только для тех, кто найдет истину, книга, с позволения составителей, проводит вовремя собравшихся по дорогам знания Писаний в Храм Познающего Духа. Магер-шелал-хаш-баз (Ис. 8:3), но Вы должны быть первыми. Врата открыты.

Как писал Василид, гностик — всегда странник в этом мире. Путь гнозиса (поисков мудрости) проходит по землям всех чужих народов — религий и учений, среди вельмож, то есть языческих богов, однако гностик не побоится предстать и перед правителем — Самим Богом. Все это не возбраняется для разумного человека, который может везде найти и распознать обломки целостного Знания. Об этом пишет и Климент Александрийский:

Они содержат частицы вечной истины, но получили их не из мифов о Дионисе, а из богословия вечного Логоса. Кто соединит все эти рассеянные части, тот, не подвергаясь опасности впасть в заблуждение, созерцать будет Логос, истину совершенную... Только тот человек поистине разумный, кто гностик... «Все явно для разумеющих» (Притч. 8:9).
  (Строматы 1:13)

Во время индийского обряда ашвамедха конь проходит по всем землям-учениям и покоряет их, а затем приносится в жертву, поскольку целью является не промежуточный, а последний результат. Осваивая все формы мудрости, на которой стоит мир запредельный, гностик через толкования распутывает всю нить и наконец приходит к искомому. Реальной жизнью является не проявленный тварный мир, мир слепых, где лишь идут некие превращения и воздаяние судеб. Наш мир есть лишь зеркальное отражение истинного, реального мира, где идет настоящая жизнь. Гностик знакомится со всеми деталями высшего замысла, и структура его личности, душа и духовное начало достигают определенных высот, с которых он больше не спускается. Освоившему «теорию» ничего практически осваивать уже не нужно; этим будет заниматься только тот, кто не знает. Такой будет лишь слепым исполнителем черной работы, вытесывающим камни на фундамент здания церкви, копошащимся во тьме и роющим подземные ходы неизвестно для кого. Для раба воля хозяина не бывает доброй, ему всегда плохо. Знающий же, наоборот, будет продвигаться все выше и выше.
Гностическая идея — высшая проповедь, живое слово, которое не опровергнуть никому, речь, полученная от общения с женщиной-премудростью (силой) и осуществляющая любые превращения.

На заре же христианской эры термин гнозис в положительном смысле использовался не только еретиками, но и неоплатониками (Прокл) и даже некоторыми отцами церкви. Климент Александрийский, например, считал, что истина делает гностика богом. Сам термин ересь (airesis) в то время не имел негативного характера и просто обозначал определенную школу. Однако в дальнейшем, по мере становления христианства как государственной религии, все споры разгорались по тому вопросу, на кого вешать ярлык «еретик».

10

В синодальном переводе слово ересь однажды стыдливо передано как «разномыслие».

Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
  (1 Коринфянам 11:19)

Один из главных смыслов этого слова — выбор. Свобода совести может быть реализована только путем размышления и сознательного принятия решения. Все духовные практики и стезя совершенства как раз начинаются с выбора иной (отличной), высшей жизни, им осуществляются (через выделение для себя лучшего и истинного) и им же заканчиваются в виде обретения плода доброго. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14:22).

Скважина — ключ от Царства небесного. Дверь в земной Иерусалим закрыта, и возможны два способа входа в храм: прямо — через главные ворота и сбоку — через пролом в стене. Какой из них правильнее? Прямой вход — событие, осуществляющееся в этом мире, здесь и сейчас, через принятую последовательность действий, традицию посвящения в мире людей, ритуал и закон этого мира. Вход сбоку — самая короткая форма вхождения в события из иного измерения, из запредельного. Именно так мы входим в мир тайны, в смысл происходящего. Для мира людей такое видение события кажется противоестественным. Наоборот, с «боковой» точки зрения почитание Бога в форме литургии лишено смысла, поскольку творит неправду, идолопоклонство. Об этом же свидетельствует то, что притчи всегда используют косвенный язык; перевод с бокового языка и есть толкование.

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
  (К Евреям 5:11)

Прямой путь — путь людей, пораженных грехом и утерявших свою свободу, боковой же — истинное чистое состояние.

Библейский Бог непрерывно сбивает с пути евреев, стремящихся в землю обетованную, и они вынуждены блуждать по пустыне.

Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Петр Святой — он апостол, а я — остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок...
Но сады сторожат — и убит я без промаха в лоб.
  (В. Высоцкий. Райские яблоки)

Единый Бог иудеев и язычников — основа мира, абсолютная истина (на Востоке — прадхана, Его проявление), невидимый и неосознаваемый. Он проявляется через Свои деяния, через многоликость или многие Имена, которые называются атрибутами Бога. Эти-то многие лики и составляют иерархию, которая в виде той или иной полноты (плеромы) обожествляется и закрепляется у разных народов в виде различных религий (языческих).

Не взыскуй имени Божьего, ибо не найдешь [его]. Все именуемое получает имя от более могущественного, дабы одно давало имя, а другое подчинялось. Так кто же дал имя Богу? «Бог» — не имя Божье, но мнение о Боге.
  (Изречения Секста)

Все формы поклонения происходят в виде идоложертвенных обрядов, языческих культов-мистерий. Единому Богу не принесешь жертву и не поклонишься в наглядной форме, в то время как боги только и живут ритуалами и подношениями. Как говорится в буддийской джатаке, «и нам, богам, потребна пища...». Атрибуты Бога (или посредники в отношениях с Ним) во всех религиях одни и те же, хотя они и имеют разные названия и имена. У греков это Зевс и олимпийские боги, в ведическом брахманизме Индра и языческий пантеон, у иудеев Моисей и патриархи, у христиан Иисус, его ученики-апостолы и святые. Существуют и более высокие уровни поклонения Богу, и важнейший из них — через Троицу, которая известна не только в христианстве. В индуизме это Тримурти, состоящая из богов Брахмы, Вишну и Шивы, функции которых — творение, сохранение и разрушение мира. В иудаизме Троица может символизироваться тремя высшими каббалистическими сефирот (кетер, хохма, бина — сокращенно кахаб) либо тремя патриархами — Авраамом, Исааком, Иаковом. Как заступники за народ они упоминаются в еврейских и ранних христианских молитвах; наиболее милосерден из них Исаак — подобно Христу он сам был предназначен в жертву Богу. Поскольку единый трансцендентный Бог по определению не отзывается на мольбы, Ему поклоняются редко. Люди вообще очень практичны: например, в Индии практически не осталось храмов, посвященных ныне бездействующему богу-творцу Брахме.


Рецензии