Не знаю, болезнь ли это. На мой взгляд, это дефект мышления или логическая ошибка. Но, с другой стороны, это одна из антиномий Канта: есть Бог - нет Бога. В таких случаях я всегда задаю вопрос: а кого это, собственно, нет? И когда начинают определять это, выясняется, что по смыслу слова Бог - это Тот, Кто есть. А кого нет - тот не Бог, а неизвестно кто. Конечно, это ещё не есть вера, но шаг к ней, начало выздоровления. Стоит вспомнить в этой связи игру, предлагаемую Паскалем: делая ставку на то, что Бог есть, выигрываешь всё, если Он есть, и не теряешь ничего, если Его нет, а если делаешь ставку на то, что Бога нет, ничего не приобретаешь, если Его нет и теряешь всё, если Он есть. Я несколько упрощаю ход мысли Паскаля, но тут трудно что-нибудь возразить.
Признателен за содержательный ответ
Действительно, часто отрицают, сами не понимая что именно.
Или считают, что Абсолют не нужен, так как достаточно законов природы, - неизвестно откуда взявшихся. Или фактически вместо него вводят природу, эволюцию итд, иногда даже с заглавной буквы.
Видимо, это действительно дефект мышления, даже и чисто логического - типичное "Бога нет", но признают существование цели, скажем, приспособления живых существ к условиям.
Не совсем понимаю, что в современных условиях называется законами природы. По-моему, это только мера нашего недопонимания бытия, опровергающего эти законы. Например, после Коперника школьная истина - земля вращается вокруг солнца, но, оказывается в мировом пространстве, т.е. в бесконечности, одно движется по отношению к другому и система Птолемея тоже имеет свой смысл. Не говорю уже о Евклидовой и неевклидовой геометрии, каждая из которых по-своему верна.
Мне приятно вспомнить разбор Вашего первого примера нашим академиком Владимиром Александровичем Фоком. Он различал в каждой закономерности абсолютную и относительную стороны. Допустим, мы определили движение Земли и других планет, приняв за неподвижный центр положение Солнца. Зная теперь положения и скорости Земли и планет, мы можем пересчитать движение так, как будто неподвижна Земля, это несложно. Оба решения описывают один и тот же процесс движения, и оба правильны. Сам процесс имеет абсолютный характер, но конкретные зависимости скорости-координат от времени относительны - зависят от точки начала отсчета. При этом значительно проще описание при неподвижном Солнце , что соответствует реальной , симметрии пространства - равнозначности всех направлений при неподвижности Солнца.
Математически эта абсолютность может быть явно указана построением в каждой задаче уравнений (Лагранжа), имеющих совершенно одинаковый вид для всех случаев. Этому эквивалентен принцип наименьшего действия - среди всех возможных (виртуальных)движений реализуется то, для которого наименьшее значение примет некоторый интеграл вдоль пути. Например, так получится, что без земного притяжения камень полетит по кратчайшей линии - прямой.
С геометрией дело несколько иначе обстоит. К сожалению, она часто "популярно" сводится к бессмысленному "параллельные прямые пересекаются". Лобачевский дерзнул проверить; нельзя ли построить непротиворечивую теорию, заменив одну из аксиом Евклида такой: через каждую точку можно провести не менее двух прямых, не пересекающихся с данной. Чисто формальное упражнение. Оказалось, что можно, однако такое пространство не вместилось целиком бы в наш мир. Несколько ранее Гаусс пришел к такому же выводу, но побоялся сообщить, вероятно, чтобы не прослыть сумасшедшим (как досталось и Лобачевскому; впрочем, Гаусс , если не изменяет память, добился присвоения тому какого-то почетного титула). Теперь абстрактными построениями никого не удивить...
Благодарю Вас. Так оно и есть, вернее, так и не так. Вселенная и вообще бытие изменяются по мере того, как их познают. В этом, вероятно, и заключается познание.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.