Глава 16. Море слов

[ НАЧАЛО <<КНИГИ КНИГОЕДА>> ЗДЕСЬ: http://stihi.ru/avtor/yanastihiru&book=4#4 ]

       Полумрак драконьего логова остался позади, и путешественники оказались в непроглядной тьме туннеля. Путь им освещал лишь тусклый красный свет, исходивший из ноздрей Книгоеда. Время от времени он выдыхал небольшой сполох пламени, чтобы осветить путь на несколько шагов вперёд.

       Трудно было представить, кто или что создало туннель. Может быть, это была просто естественная расщелина в скалах. Проход был достаточно широким, так что Книгоед свободно продвигался по нему практически всюду, хотя Рвилапа теперь, наверное, не смогла бы протиснуться сквозь самые узкие участки. Пол и стены были неровными, неотёсанными, а потолок так высок, что его не было видно, даже когда Книгоед выпускал сполох пламени. В основном туннель шёл в одном направлении и в то же время постепенно уходил глубже вниз. Иногда он резко заворачивал, но потом снова возвращался к основному направлению. По крайней мере, так описал ситуацию Книгоед. Магда утратила всякое ощущение направления во мраке.

       Вначале Магду пугали мысли о подземных монстрах, она напряжённо ожидала, что вот-вот из темноты заблестят глаза, возникнет ужасающий призрак или раздастся леденящий душу вой. Однако ничего подобного не происходило. Они всё шли и шли, и ничто не угрожало им на пути. Но постепенно непроглядный, безжизненный мрак, не нарушаемый движением и звуком, сам стал казаться стерегущим хищником, зловещим спутником. Пощёлкивание драконьих когтей по камням, шаги Магды, мягкий звук «паф» выдыхаемого пламени — всё это не нарушало вечную тишину, но мгновенно впитывалось в неё, как капли воды, упавшие в сухой песок. Огненное дыхание Книгоеда не пронзало тьму, но лишь чуть отодвигало её, а потом она вновь смыкалась вокруг них, как нечто материальное, тягучее и тяжёлое. Магда всё больше ощущала нависший над ними вес скал. Они были похоронены заживо и пробирались всё глубже в недра земли, всё дальше от света и свободного воздуха. Волна паники поднялась в животе Магды, хлынула в горло. Она споткнулась раз, другой, и вдруг рухнула на колени, тщетно пытаясь издать какой-нибудь звук. Книгоед услышал, как она упала. Он остановился и осторожно попятился назад, к ней, поскольку туннель в этом месте был слишком узким и не позволял развернуться.
       —Магда, что случилось? Что с тобой?
       Звук его голоса немного успокоил её, так что она смогла наконец заговорить.
       —Мне страшно —мы так глубоко... так глубоко под землёй, глубже, чем в могиле. Я не могу идти дальше. Я не могу дышать, —прошептала она.
       —Пошли назад, —ответил Книгоед без малейшей заминки.
       —Но Солёный Источник — мы ведь не сможем его найти, если не пойдём по туннелю. А Рвилапа...
       — Значит, обойдусь без источника. Магда, это очень простая штука. Мы не можем рисковать тобой. Надо идти назад. Я могу пятиться до того места, где туннель был пошире, мы прошли его где-то четверть мили назад. А там я развернусь.   
        —Нет, подожди. —Магда некоторое время молчала, стараясь совладать с собой, собраться с мыслями. — Я не хочу возвращаться. Мы так долго пробирались сюда. Я хочу, чтобы ты смог добраться до Солёного Источника. Я хочу идти вперёд. — Голос её звучал теперь твёрже. — Мне не так страшно, когда я слышу твой голос. Я не хочу возвращаться. Ты только говори со мной, пока мы идём. Расскажи мне что-нибудь или почитай стихи.

       И Книгоед начал читать наизусть «Илиаду». Мрак и жуткая неподвижность воздуха продолжали окутывать их, но безмолвие теперь не так давило на Магду. Рокочущий голос Книгоеда то нарастал, то затихал, повинуясь ритму древних строк, и уносил Магду к неохватному простору моря, к его накатывающимся и убегающим волнам. Дракон и девушка снова пустились в путь, продвигаясь глубже и глубже в земные недра.

            Они шли, и шли, и шли. Время от времени устраивали короткий привал, чтобы подкрепиться и дать отдых ногам. Но Магда не могла допустить и мысли о том, чтобы прилечь и поспать здесь, в этой черной расщелине, глубоко под землёй. Она соглашалась лишь дать ногам самый короткий отдых, необходимый, чтобы идти дальше.

       Постепенно ей отказало чувство времени, однако она знала, что они были в пути уже много часов, потому что Книгоед закончил «Илиаду» и уже наполовину прочитал «Одиссею». Девушка настолько устала, что уже не различала отдельных фраз и слов. Она лишь знала, что голос всё звучал, то набегая, то отступая, и не позволяя тяжести безмолвия раздавить её.  Ноги почти не слушались её, она брела, вцепившись в верёвку, привязанную к дракону. Верёвка не давала ей упасть и тянула вперёд, а Магда передвигала чугунные ноги только для того, чтобы не свалиться.
      — Магда! Магда!
Девушка остановилась и с усилием подняла голову. «Паф!» — оранжевое пламя просверлило тьму. Магда увидела груду камней, преградившую им путь. Она тупо уставилась на препятствие и села на пол пещеры.
       «Завал. Всё кончено. Назад нам не дойти». Мысли в её голове ворочались тяжело и бесцветно. Она не чувствовала ни паники, ни отчаяния, только усталость.
       Но дракон не собирался сдаваться. Он отнёс Магду подальше от завала, а сам начал разгребать каменную груду. Магда закрыла глаза и отдалась потоку смутных кошмаров… Но вот она услышала, как кто-то зовёт её, как бы из дальней дали, потом её подняли, легонько встряхнули и понесли куда-то. И вдруг она ощутила нечто восхитительное — прохладный, пахнущий хвоей ветерок коснулся её лица. Она приподняла тяжёлые веки. Звёзды! Не глухая тьма каменной расщелины, а живое, дышащее ночное небо, мерцающее мириадами звёзд. Она услышала, как где-то неподалёку журчит вода, как ветерок шелестит в еловых лапах. Дракон опустил её на упругий ковёр опавшей хвои, и она некоторое время лежала не двигаясь, ошеломлённая и переполненная небом, свободным воздухом, запахом деревьев. Но вот веки её сомкнулись, и Магда погрузилась в глубокий, целительный сон.

       Магда проснулась на рассвете — небо ещё только начинало наливаться красками. Она выбралась из мешковины, в которую Книгоед заботливо закутал её, пока она спала. Ноги всё ещё ныли от усталости, но она чувствовала себя на удивление бодрой. К тому же она зверски проголодалась. Сумка с провизией лежала неподалёку, и Магда просто-таки накинулась на еду и питьё. Она, захлёбываясь, пила воду и так набила рот лепёшками и сушёными фруктами, что чуть не подавилась. Наконец она оторвалась от фляги и еды.

Первые лучи солнца освещали полянку, вокруг поднимался густой еловый лес. Неподалёку, уткнув нос в лапы, крепко спал Книгоед. Магда встала и осмотрелась. Они с Книгоедом, видимо, прошли немало миль под землёй — здешние места сильно отличались от широколиственных лесов, простиравшихся вокруг логова Рвилапы. Даже камни здесь были совсем не похожи на гранитные валуны, из которых был сложен грот, откуда началось их подземное путешествие. Из-под опавшей хвои и жёсткой лесной травы тут и там проглядывали пласты голубовато-серого сланца. Среди ельника темнело жерло туннеля, из которого, очевидно, Книгоед вынес её ночью. Вокруг расселины лежали груды камней —следы раскопанного драконом завала.

Где-то рядом мерно капала вода. Магда пошла на звук и оказалась у пирамидки, сложенной из плоских кусков сланца. Кладка была старая, замшелая. Приглядевшись, девушка рассмотрела высеченные на верхних камнях символы: диск солнца, лунный серп, созвездия, очертания людей, зверей, рыб. В самом центре было углубление в виде сложенных чашей человеческих ладоней. Вода, медленно пульсируя, поднималась из каких-то таинственных глубин, наполняла эти каменные руки, заливала плоскую верхушку пирамиды и капала здесь и там по камням, наполняя воздух влажным шёпотом. Опустившись на колени, Магда протянула ладонь, и вода, неожиданно тёплая, капля по капле, наполнила её. Магда выпила солоноватую воду, и ей показалось, что это была не родниковая влага, а её собственные слёзы и кровь. Она вскочила на ноги, по жилам ее побежали боль и ликование. Как завороженная, она упала на колени и, снова и снова протягивая ладонь к замшелым камням, наполняла её и пила.

     Магда встала. Её качало. Могильный ужас слепой подземной тьмы, восторг возвращения на вольный воздух, к звёздам и деревьям, —всё это вихрем кружилось в её душе, требуя вырваться, превратиться в слова.

       И вот слова нахлынули, повинуясь неукротимому ритму, как волны, движимые мощным сердцебиением моря. И Магда стала кормчим корабля, несущегося по морю слов, подгоняемого вихрем её собственных чувств. Порою и слова, и чувства неслись в одном направлении, и тогда всё её существо переполнялось восторгом. Чаще они сталкивались, боролись друг с другом, и тогда управление этим кораблём стоило Магде всех её сил. Она даже не замечала, что металась по поляне, спотыкаясь, размахивая руками, бормоча себе под нос. 

       Внезапно она остановилась, почти столкнувшись на полном ходу с Книгоедом. Дракон не спал, а сидел, наблюдая за ней. Она глубоко вздохнула, словно пробуждаясь от долгого сна.
      —Книгоед! — лицо Магды осветилось улыбкой. —Мы отыскали его, Солёный Источник! Вон он, прямо там. Он такой маленький, а волшебная сила в нём —огромная. Я выпила этой воды! Знаешь, у меня такое ощущение, что если я не найду слов для всего, что мне нужно сказать, меня просто разорвёт на куски. Я... — Она запнулась, заметив, как неподвижно сидит дракон, как смотрит на неё с не свойственным ему выражением мягкой и печальной задумчивости.
     —В чём же дело, Книгоед? Ты не рад, что мы нашли твой источник? Ты не будешь пить из него?
       —Магда, я рад, что мы наконец нашли источник. Но он вовсе не мой. И пить из него я не могу.
      — Как это —не можешь?
       —А вот посмотри.
       Дракон взял котелок, в котором Магда варила кашу, и подставил его под капающую воду. Когда котелок заполнился до половины, он опрокинул его в свою пасть. Вода зашипела, закипела и испарилась над его огненной пастью, прежде чем хоть капля попала ему на язык. Магда с изумлением наблюдала за происходящим.
       —Но ты просто набрал недостаточно воды!  —заспорила она. —Давай наполним одну из фляг, в неё войдёт вдвое больше, чем в котелок. 
       Книгоед только помотал головой:
        —Я уже много чего перепробовал за последние два дня.
       —Два дня?
       —Да, ты два дня проспала. А я пытался найти способ испить из источника, но результат все тот же.
       —Но почему же? —воскликнула Магда, вконец расстроенная. — Ты ведь пил из Птичьего Источника, и тебя это вдохновляло на пение, ты и из Ледяного Источника пил, а потом изобретал. Почему же ты не можешь пить из этого источника и сочинять стихи, как тебе этого хочется?
       —Я долго ломал голову над этим, и, кажется, понял, в чём дело, — задумчиво ответил Книгоед. —Я —дракон, а природа дракона —это огонь. У огня есть своя песня, и с помощью огня можно изготовлять предметы, но огонь не может создавать что-либо из слов, он может лишь освещать или пожирать слова.
      —Так значит, все наши странствия оказались бесполезными? —прошептала Магда.
      — Нет, не бесполезными! — отозвался дракон. — Я хотел написать книгу стихов, потому что когда поэт творит, его питает источник магической силы. Правда, этот вид волшебства оказался мне недоступен. Но наши странствия дали мне понять, что меня питает ещё более могущественный источник.
Магда уставилась на Книгоеда, словно пытаясь проверить, не выросла ли у него вторая пара крыльев или не появился ли какой-то иной признак этого нового могущества.
       —Правда? Так какой же это источник?
       —Дружба, верность, сопричастность. Раньше я смотрел на Семь Холмов как на город, принадлежащий мне, на тебя — как на «драконью деву», приставленную ко мне. Но теперь я знаю, что я— дракон, принадлежащий Семи Холмам, той земле, где я вылупился из яйца. Я —твой друг, я сопричастен к твоей судьбе так же, как и ты к моей. И в этом — могущество, превосходящее и золото, и книжную премудрость, и даже вдохновение.
       Слёзы хлынули из глаз Магды, она прижала мокрое лицо к горячему чешуйчатому боку. Но вдруг девушка подняла голову и с тревогой уставилась на дракона:
     — И тебе этого достаточно? Твой огонь не погаснет, когда мы вернемся домой?
      — Нет, не погаснет. Я обещаю, — ответил он серьёзно и твёрдо.
 
[ ПРОДОЛЖЕНИЕ <<КНИГИ КНИГОЕДА>> В СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ ]


Рецензии
Здравствуйте дорогая Яна Вот снова зачитываюсь задумываюсь над философской сказкой? И Спрашиваю себя о том не слишком ли многословна я? Не банально и не скучно ли читать мое творчество другим авторам? Спасибо что вы Яна сопричастны соучастны творчеству моему и судьбе в какой -то мере. Яна можно напишу я оас участвуя на ФБ в акции Флешмобе " Поэзия меня не отпускает?"Я коротко напишу как смогу так вы мой друг и поэт?

Наталья Мурадова   03.07.2020 09:23     Заявить о нарушении
Дорогая Яночка я так и не знаю жизни видя онкю только из окна и Изредка бываю в Ерлино когда приглашают стихи читать Но сейчас карантин.Яна вот ссылка на Фдешмоб http://www.facebook.com/muradovan
Не обижайтесь если что не так сделала.

Наталья Мурадова   03.07.2020 10:20   Заявить о нарушении
Хотела написать оную.

Наталья Мурадова   03.07.2020 10:25   Заявить о нарушении
Наталья, здравствуйте.

Я всегда Вам очень рада.

Я полагаю, что тот, кому Ваше творчество покажется банальным или скучным просто не будет его читать.

Что касается многословности, то я думаю, что у каждого автора свой голос, свой стиль. И в то же время каждый из нас ищет пути к росту. Если Вам интересно узнать, как скажется на Ваших стихах стремление к немногословности, то быть может, Вам есть смысл попробовать намеренно двигаться в этом направлении и посмотреть, что из этого выйдет.

Сама я хочу свои стихи сделать прозрачными – ничего лишнего. Но я не начинаю с этого. Когда стихотворение зарождается, я даю ему полную свободу и по части содержания, и по части формы. Верлибр или рифмованное стихотворение с чётким размером, длинное или короткое, на тему того события или чувства, которое привело процесс в движение, или противоположное ему, или вообще какой-то совсем иной поворот, для которого просто энергия какого-то ощущения стала отправной точкой – как идёт, так идёт.

Однако, к какой-то момент у меня возникает чувство, что главная суть стиха выкристаллизовалась. И тут наступает процесс шлифовки. Это уже вполне сознательная работа. Я стремлюсь сделать текст как можно короче и логичнее по построению. А можно из двух или трёх катренов выбрать или скомпоновать один? А можно убрать слово? А можно вместо слова архаичного, абстрактного или возвышенного найти другое -- точное, конкретное и по возможности простое? А можно перечислению придать более логичную последовательность? И т. д.

Мне кажется, что в этом процессе шлифовки важно не цепляться, быть готовым выпустить из рук всё. Какая-то метафора, катрен, строка, рифма могут быть сами по себе интересными, удачными. Но если в них нет необходимости, я их удаляю. Бывает, что в конце концов я прихожу к выводу, что и вообще всё стихотворение оказалось каким-то проходным, необязательным. Ну, тогда выкидываю весь текст. Быть может он просто не созрел ещё и возникнет в другой раз. А нет так нет.

Однако всё это сугубо индивидуальный подход, по мерке именно мне. Если Вам что-то кажется полезным или интересным, прекрасно. Но никаких советов я давать никому не берусь.

Яна

Яна Кане   03.07.2020 22:45   Заявить о нарушении
Насчёт флэшмоба – я не пользуюсь ФБ . акцией, в которой Вы участвуете, я не знакома. Я посмотрела Вашу ссылку. Я увидела Вашу страничку в ФБ, там много симпатичных фотографий (Вы сами, цветы, лес), но никакой акции.

Я сочту за честь быть представленной в качестве Вашего друга и поэта. Если Вы хотите что-то про меня написать на основе тех моих текстов и биографических сведений, которые я выложила в открытый доступ в стихи.ру или которые опубликованы в каких-то журналах, то Вы вправе это сделать вовсе не спрашивая моего позволения.

А вот к идее публичных обсуждений каких-либо сведений обо мне или моих высказываний, которые Вы (или любой другой мой собеседник) получили из частной переписки, из закрытых сообщений, я отношусь очень плохо. На мой взгляд, это нарушение прайвеси, доверительного отношения, на котором основана идея частного, личного общения.

Яна Кане   03.07.2020 22:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте Яна Там где я в Лесу это Ерлигский ландшафтный парк. Я не передаю никому и не публикую на Сайтах сведения из личных разговоров и переписки Не в моих это правилах У меня есть совесть и честь.Я рядовой обычный человек.Вот текст о Вас
Я участвую во Флешмобе поэтическом, приняв эстафету от Симкиной Марины из Израиля. Сегодня день пятый. Я передаю поэтическую эстафету поэтессе и прозаику моей подруге Яне Кане живущей в США.
Немного о Яне Кане информации:

Родилась и выросла в Ленинграде. Несколько лет училась в ЛИТО под руководством Вячеслава Абрамовича Лейкина. Эмигрировала в США в 1979 году. Закончила школу в Нью-Йорке, получила степень бакалавра по информатике в Принстонском университете, затем степень доктора философии в области статистики в Корнеллском университете.

Русскоязычные стихи и проза вошли в сборники «Общая тетрадь», «Неразведённые мосты», «Страницы Миллбурнского клуба», «Двадцать три», «День зарубежной русской поэзии 2019» и были опубликованы в журналах, в том числе — «Семь искусств» и «Elegant New York», «45-я параллель», «Мосты». Стихи на английском языке и переводы печатались в журнале “Chronogram”. Книга стихов и прозы «Равноденствие» вышла в 2019 году (Издательство «Образ», Москва).

Мы знакомы по Интернету года два примерно. Покоряют меня необычностью образов её стихи и житейской мудростью философские сказки.Яна отзывчивый друг разносторонне образованный человек и интересный автор В пример привожу её стихотворение:
Душа
Яна Кане
Душа печальна и пуглива,
Нежна, насмешлива, беспечна,
Мудра, бесхитростна, лукава.

Со смертным телом неразлучна,
С ним смертна.

Век свой быстротечный
Познав, приняв, она свободна,
Светла, неповторима, вечна.
2019 г
Вот ссылка на мою стр ФБhttp://www.facebook.com/muradovan

Наталья Мурадова   04.07.2020 10:13   Заявить о нарушении
Да здесь на стихи ру Вы вправе удалить сообщение мое.Обнимаю Вас и всего доброго желаю. До встречи на Стихи ру.

Наталья Мурадова   04.07.2020 10:16   Заявить о нарушении
Наталья, здравствуйте.

Огромнейшее Вам спасибо. Мне очень радостно и приятно, что Вы так обо мне написали. Я рада тому, что Вы считаете меня своим другом. И это не поверхностная радость, а глубинная. Я ценю Вашу дружбу не только потому, что нахожу много ценного в Ваших стихах. Я привязалась к Вам, как к человеку.

Конечно же я знаю, что Вы — человек строгой совести и высокой чести. Но дело в том, что пару лет назад я, к своему полнейшему изумлению, выяснила (на весьма для меня неприятном опыте), что у людей, которых я знаю очень давно, совершенно иное, нежели у меня, отношение к прайвеси, к понятию о разнице между публичным пространством и пространством личного взаимодействия, включая и разговоры, и частную переписку. Я по-прежнему считаю, что у этих людей есть совесть и честь. Просто у нас разные понятия о том, как это выглядит на практике применительно к этому аспекту общения. Поэтому, я теперь в любом общении, где есть личное взаимодействие, стараюсь как можно яснее оговаривать, что я считаю для себя приемлемым, а что нет в таких областях.

Ваша Яна Кане

Яна Кане   04.07.2020 13:29   Заявить о нарушении