Эз-Виллаж

   Монако с Ниццей соединяют дороги, называемые по-французски корниш, что в русском языке трансформировалось в карниз. Карнизов три. Проходят на разной высоте: нижний, средний и большой. Мы едем по среднему карнизу. Он особенно кружит головы видами Лазурного берега. По пути делаем остановку в городке Эз-Виллаж, чтобы немного прийти в себя от головокружения красотами. Но не тут-то было. Нас ждет очередной эстетический шок.

По-итальянски  такие городки, как Эз, называются борго. То есть, Эз - классика уже знакомого нам жанра: наверху скалы замок, вниз ручейками сбегают узкие переплетающиеся улочки, и всё это средневековое великолепие окружено внизу остатками крепостных стен. 

Все увиденные уже нами борго чем-то похожи друг на друга, и в то же время у каждого свое лицо. У меня каждое борго запомнилось в своем цвете:
Ла-Пинья – ликующий лимонный и сливочно-молочный сверху, а под ним безмолвное подземелье темно-коричневого цвета, таящее в себе скрытую опасность;
Сен-Поль-де-Ванс - чистого светло-серого цвета вперемешку с соломенным, весь отпескоструенный, сияющий чистотой и светом так, что исподволь рождает сомнение в его подлинности;
Черво - почему-то сверкающий лазурью вперемешку с розовостью бугенвиллии;
Дольчеаква - сурового темно-серого цвета, как доспехи средневекового рыцаря, серьезный такой борго.

А Эз... Эз веселого, сочно зеленого цвета.

По его улочкам, словно муравьи, снуют вверх-вниз многочисленные туристы, заглядывая в лавочки с живописью. Вместе с ними снуют собаки в каких-то валенках.

Но туристы здесь появились не так и давно, как и собаки. Галина Кузнецова, последняя любовь Ивана Бунина, которая проживала с его семьей в Грасе, так описала в 1928 г. свои впечатления от Эз:

"Эз - маленький, тесно слепленный на вершине скалы, составляющий почти одно целое с ней, первобытно серый городок. Городок мертвый - жителей в нем почти нет. Зато живет сын шведского короля, занимающийся литературой, в одном из неприступных домов на сваях, висящих над обрывом; и чудак американец, поставивший в грубые каменные стены провансальского дома музейную дверь в тончайшей резьбе.
Поднялись наверх - как далеко видно оттуда море!"

А море действительно видно далеко. В ясную погоду, говорят, даже Корсику можно разглядеть.На самом верху скалы находятся развалины замка  и разбит сад экзотических растений, щедро украшенный скульптурой.
Отсюда прекрасно виден мыс Сен-Жан-Кап-Ферра, а за ним бухта Вильфранш, о которой я напишу завтра.

На мысе находится "Вилла Ротшильда". Дочь Ротшильда Беатриса, располагая громадными средствами, построила здесь виллу своей мечты, окруженную садами, собрала вместе со своим мужем большую коллекцию произведений искусств. Перед смертью Беатрис завещала всю эту красоту Франции. И теперь вилла является музеем.

Но вернемся к Эзу. Свой нынешний облик Эз приобрел тысячу лет назад и с тех пор стоит и в ус не дует со своими каменными ступенями, дорожками и домами, со сказочной атмосферой, сплетенной из ажурных вывесок, жестяных фонарей, каких-то скоб на дверях и прочих элементов старины.

Вниз  можно спуститься не по улочкам, а снаружи скалы "тропой Ницше". Это дикая тропка, по которой любил разгуливать вверх-вниз Ницше, раздумывая о своем герое Заратустре. Ницше любил Прованс и северную Италию. Во многих местах мы слышали о его пребывании в них. Оказывается, вкусы у нас с ним сходятся. А с другой стороны, кому не понравится Прованс и Лигурия?

В Эз-Виллаже мы пробыли совсем мало. Было очень жарко. Лена плохо переносила жару и предложила спуститься всем вниз, чтобы посетить очередной Фрагонар, расположенный внизу.

Мы не поднялись и до середины Эз. Хорошо, что я была здесь раньше, иначе, наверно, воспротивилась бы такому обороту событий.

У подножия скалы церковь 18 века. Она имеет какое-то отношение к древнеегипетскому кресту, Ключу жизни. Надо почитать об этом.

Историческая фабрика Фрагонар находится в Грасе, где мы недавно были. Здесь, у подножия скалы с Эз, работает завод-лаборатория, тоже с музеем и залом продаж.

Когда- то, в 2013 г в после экскурсии на этой фабрике я сидела под сенью пиний на скамейке и любовалась башней с часами на горе:
-Как интересно. Что же там находится? Вот бы туда подняться, - мечтательно думала я.

Как оказалось, мечтать полезно - в Эз я попадаю уже второй раз.

Да, а о странном прованском периоде жизни Бунина любовным треугольником и даже квадратом Алексеем Учителем снят фильм «Дневник его жены».

июнь 2019

 


Рецензии