Обзор весны от Алёны Рычковой-Закаблуковской

Тургут Элл-Макбак  «Тридцать лет спустя»
http://www.stihi.ru/2020/02/18/4679

Осознание конечности бытия рано или поздно настигает всякого. Биологические часы стучат. Цикличность природы способствует тому. Её ежегодное умирание-воскресение. Вольно или невольно подчиняешься её ритмам. Звучишь полым тростником, пропуская её дыхание. Это звучание сродни календарным песням предков. В нём горькое предвосхищение зимы и долгое ожидание зимы. И такой суеверный страх её не дождаться. Детский страх. Как на заре человечества. Он исподволь прорывается сквозь плотную кожуру нашего всезнания и цивилизованной самоуверенности. Обнажает душу. И вот оно – обнаженное, зябнущее на ветру, живое человеческое существо.

Приходит с рёвом, уходит с писком,
Из мглы белёсой в туман и даль,
Уносит горечь и радость списком,
Проходит сорок восьмой февраль.

Лавинный грохот, орлиный клёкот —
Лишь в мёрзлых мыслях или во сне.
Весна и близко, и так далёко,
Что, может статься, не быть весне.

А он лишь, оком кося незрячим,
То пламя, что мы всю зиму нянчим,
Задует молча. Всё, значит, зря.

Достанет с неба холодной ваты,
Наложит вьюгой и гипс, и бинт.
И невиновный, и виноватый,
И Ариадна, и лабиринт.

Смагина Виктория  «недостаток»
http://www.stihi.ru/2019/12/09/4610

Бремя эльз? Сюда же бремя асолей и иже с ними…
Но снежинки на вате меж старых рам вершат свои добрые дела. Автор, а давайте вместе кормить луну? И к замороженным окнам прикладывать нагретые на печи монеты. И выбросим смартфон, как нечто чужеродное, как недостаток, напоминающий о том, что кончились шварцевы чудеса и вата меж оконных рам растаяла безвозвратно. Что нам осталось? Декабрьские дожди. В наших пенатах такое чудо случается раз в сто лет. Слава богу. Ах, да! Есть ещё кое-что (кое-кто) непогрешимое и вечное – наши пригревшиеся коты.
 

у вас недостаток сна, — говорит смартфон —
вы поздно ложитесь, встаёте кормить луну
дурными мечтами о вышедшем в жизнь и вон,
и пьёте пустырник, накапав чуток в улун.

пушите кота до включенья мур-мурных схем,
и с ним говорите о шварцевых чудесах,
о бремени эльз, умноженье драконьих тем
в рядах бургомистров и еже писах, писах.
 
о том, что намедни был пасмурным зимний день
и плакали окна — холсты мимохожих драм —
о предновогодье, налитом тоскою всклень,
снежинках на вате, увядших меж старых рам.

о метеовойнах (давленье — зарничный вождь,
всё лезет к вершинам, где звёзды из тьмы растут,
снежок-перевёртыш линяет в декабрьский дождь)…

а сон уплывает к пригревшемуся коту.

Дмитрий Близнюк   «мир анаконды»
http://www.stihi.ru/2020/02/29/6824

Обилие образов обрушивается на читателя, как больной сон. Одна картинка сменяет другую. Иррациональное стихотворение с собственной внутренней неопознаваемой действительностью. Хочется ворваться внутрь со своими логическими ножницами и разделить текст на отдельные фрагменты. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Каждый образ требует персонального развития, своего индивидуального пространства. Ан нет. У автора своя логика. Или отсутствие оной. Отчаянно отбиваясь от кроликов, аллигаторов, полчищ спасающихся бегством хомячков, мой (ваш) читатель застыл у стены княжной Таракановой. Спасения нет.

белые, стальные от пыли тополя ждут дождя.
так морена ждет снегопада.
вот бы горсть снежинок поймать
вытянутым, каменным ртом.
так мы ждем светлого будущего. как буран,
оно должно обрушиться на нас, сбить с ног,
как ласковый и мощный сенбернар облизать лицо.
увалить нас
на электрический диванчик счастья. но нет.
лишь кристаллы-лезвия просачиваются в настоящее.
капли - конденсат будущего.  невидимая стена
сдерживает цунами времени,
будто стекло террариума аллигаторов.
ведь ускорение - это будущее -
пробегись по аллее,
сквозь варановую разлапистость листьев.
вот и немного твоего будущего. сядь за руль
и разгонись хорошенько на проспекте ленина,
уйди в игру, загул или на войну. и вот оно
будущее - с радостью поглощает тебя, ослепляет,
заражает статуи в саду туберкулезом костей,
царапает шилом бельма,
почти живые глаза.
и неважно - озарен ты книгой или отуманен женщиной.
каждый твой шаг -
усатая балерина из твердого сыра.
вытанцовывает по терке, по острой наклонной терке минут.
и не стоит стремиться в будущее - в пищевод,
когда кролик погружается во внутренний мир анаконды,
не зажмуривай красные глазки, не ускоряйся, о нет!
цепляйся из всех сил когтями, ушами об стены,
когда мышцы сокращаются, проталкивают тебя в трубу.
хочется сбежать от будущего
в любой рукав, ответвление,
подворотню, искусство, творчество, дружбу, любовь,
с тобой или без тебя.
боже, они гонят стаю хомячков
вениками по улице на убой, навстречу драконам...

Наталья Матвеева 5 «Карафуто»
http://www.stihi.ru/2020/02/28/9220

Вот ведь всё та же история. Дорожная тема, как и тема любви, требует только одного правила. Как в детской игре:
 «Да» и «нет» не говорить, черно-бело не носить
В данном случае правило соблюдено. Нет приевшихся образов, но стихотворение устроено так, что все атрибуты дорожного бытия присутствуют, живут свою жизнь. Слово рождает изображение, звуки, и запахи, и настроение. Ловишь картинку в объектив внутреннего фотоаппарата, словно ускользающее рассветное солнце в стакане. И подстаканник поблёскивает буквами «РЖД»


давай поедем
на Карафуто
вечерним скорым
два спальных места
нас покачают
всего семь суток
зато подумай
как интересно
ворваться в завтра
из тощих будней
под крылья
взбалмошного
муссона
сначала рельсами
сухопутно
потом проливом
как робинзоны
но прежде будут
кресты да зоны
да пересылки
лесоповалы
и от Байкала
до Оймякона
"тетради синей"
флажочки алы
и ничего что
тайга редеет
там за Уралом
её богато
не ловкачи мы
не прохиндеи
а только чуточку
азиаты
а за Тайшетом
не по Транссибу
куда как круче
па-баммм
по БАМу
ты будешь думать
как я красива
в скупом подсвечивании
вольфрама
ключицы скрючатся
с непривычки
а где-то рядом
"вторая речка"
и те же лычки
на перекличке
где бьют прикладами
автоматы
а я всё помню
как тёрла мама
большие окна
газетой "знамя"
и как мы жили
по Мандельштаму
страну нащупывая
ступнями
давай поедем
на Карафуто
динамик выдохнется
Вертинским
и мы увидим
другое утро
совсем другое -
по-сахалински
.................
 Александра Герасимова  «придут и постучат»
http://www.stihi.ru/2020/02/24/5442

«пусть прирастает к бледному сосцу
фонарной лампы ночь предгрозовая»

Какая чудная и верная находка. Мрак прилепляется к источнику света и жадно пьёт. Так жадно, что кажется ещё одно мгновенье и свет будет поглощен, утерян безвозвратно. Такая тонкая грань между тем, что есть, что будет. Будет и пройдет. Одно мгновение. Не счастье, но его ожидание. Предвосхищение. Здесь и сейчас. Как отметка на экране электронных часов 00.00
«Как начало мира. И ещё ничего нет, ни времени, ни пространства»


придут и постучат
и вот и всё
но прежде нужно всякому случиться
восторгу с перекошенным лицом
дыханию горячему в ключице
включи ночник
пусть тускло
не к лицу
пусть холодно
и форточка зевает
пусть прирастает к бледному сосцу
фонарной лампы ночь предгрозовая

пусть всё летит с моста
в тартарары
и поделом
всему свои пределы
но прежде проронить проговорить
прочувствовать распробовать проделать
познать тепло и запах ощутить
такое отчего необъяснимо
неимоверно нервно недвижимо
невыносимо
мертвенно почти

ещё не стук
всё кажется
щелчки

электросчётчик
старый холодильник

они придут
шаги шаги шаги

но выдох жаркий у шальной щеки
но свет фонарный на извивах пыльных
озябшей шторы будто поцелуи

ещё всё не бывает
всё минует



18 Исхаков Алексей   «Скрип континента...»
http://stihi.ru/2016/06/15/2998

Замечательное стихотворение. Начинается как текст мытарство – день сурка и девять жизней в бесконечном своём повторении. Но последняя строка всё ставит на место, уравновешивает быт и бытие. Она словно та самая жемчужина в горсти песка и мелких камешков. Озарение. Инсайт.

Скрип континента. Изношенная верста
будит соседей как клавиша - половица.
Шторы ли, шторм, задёрнуты координаты.
Выйти украдкой на берег, дожить до ста
сам себе ношей и транспортной единицей.

Время гудит как натянутые канаты.

Путь норовит из под ног, как висячий мост.
В песке попадается всякое, жемчуг - реже.
Но если бы девять жизней коту под хвост,
одну бы я постоянно шёл побережьем.

Александра Иванова Шурочка   
***
http://www.stihi.ru/2019/08/03/21

О чём? Да всё о том же. Замечательное в своей простоте стихотворение. Как само течение жизни. Знакомое каждому состояние и радостное узнавание оного. Пусть льётся свет надмирный, пусть длится звучание предметов и насекомых. И пусть горькая тень маячит на отдалении. Смерти нет.


... а день, как божья сирота,
стоял худой, рябой и длинный,
срывал смородину с куста,
ребенок, на минуту смирный.

Брюзжал комар, велосипед
скрипел ушибленным коленом,
и не кончался белый свет
на белом свете непременном.

Дорога медленно плелась
в пригоршню пыльного пригорка,
где выпускал, ощерясь, снасть
репей пронырливо и колко.

Медвяный дух повсюду полз,
и бог вдруг стал июлю ровней,
поскольку тронул желтый нос
левкоя в зелени исподней.

Льняная ветошь неба жглась,
жизнь протекала, шла и длилась,
как если б смерть не задалась,
как если б ей не торопилось...

29 Берта Лучева   «с энтомологом на даче»
http://www.stihi.ru/2018/11/09/5972

В каждой строчке лёгкость бытия. Обманчивая и завораживающая. Патриархальный дачный быт, томная ленность и длительность жестов. Как в замедленной съёмке. Ящик для писем у синего озера, как атрибут ожидания и его бесполезности. Ускользающая цепочка упущенных возможностей, необременительные потери. Всё, казалось бы, естественно и закономерно. Если бы не виноградная лоза, как упрёк в небрежности и расточительности.

утро начинается с кисточки винограда
хочешь ещё?
нет – говорит – дорогая, не надо мне
ни фруктов ни праздничного парада
ада. побольше ада...
ада или – спрашиваю – аду?
хочешь набокова?
нет – говорит – не хочу ни умного ни глубокого
что-то из женских романов желательно летних
как виноград – недозрелые дамские пальчики кофточки неодеты
косточки – не цыплячьи но с характерным хрустом в суставах хрящик
я достаю из книжного шкафа рядом включаю тв и вижу:
ящик для писем у синего озера – синий холодный ящик
листья в него
сквозь щёлку по одному скользнули и птицы за ними
как далеко мы были близкими дорогими
как далеко недолго и в разное время года
не совпадает речь и язык... кровные узы и жизнь-зараза
жаль не себя но виноград – осень запойная снег в прогнозе
а он не подвязан

Шорт-лист:


Тургут Элл-Макбак  «Тридцать лет спустя»
http://www.stihi.ru/2020/02/18/4679

Смагина Виктория  «недостаток»
http://www.stihi.ru/2019/12/09/4610

Дмитрий Близнюк   «мир анаконды»
http://www.stihi.ru/2020/02/29/6824

Наталья Матвеева 5 «Карафуто»
http://www.stihi.ru/2020/02/28/9220

Александра Герасимова  «придут и постучат»
http://www.stihi.ru/2020/02/24/5442

18 Исхаков Алексей   «Скрип континента...»
http://stihi.ru/2016/06/15/2998

Александра Иванова Шурочка  ***
http://www.stihi.ru/2019/08/03/21

29 Берта Лучева   «с энтомологом на даче»
http://www.stihi.ru/2018/11/09/5972

Об эксперте:

АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ
Родилась в 1973 г. в селе Баклаши Иркутской обл. Окончила САПЭУ, по образованию психолог. Член СРП. Первая книга стихотворений «В богородский сад» выпущена в Иркутске в издательской серии «Скрепка», в рамках проекта «Поэты в городе» Иркутским представительством СПР в 2015 году. Вторая книга «Птица сороказим» выпущена в 2018 году. Публиковалась в «Рижском альманахе», одесском альманахе «Дерибасовская-Ришельевская», литературной газете Архангельской области, в «Подлиннике», «Финбане», «45 параллели», журналах "Юность", "Байкал", " Плавучий мост", "Провоз"  и др. Дипломант конкурса  «Эмигрантская лира–2016/2017», а также Международного литературного конкурса «Чемпионат Балтии по русской поэзии–2017»
Страница на Стихи.ру http://stihi.ru/avtor/alrychkova 


Рецензии
Великолепно, Алёна.

Арабский Алфавит   09.06.2020 18:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.