Трудовой сектор

          Желание самому заработать трудовую копейку у Сашки появилось ещё в школьном возрасте, лет с десяти он уже собирал и сушил шиповник, а потом сдавал его в аптеку. Не хотелось ему бесцельно слоняться по улицам в школьные каникулы, а  больше того нравилось ему всегда иметь в кармане собственные деньги, и надо сказать, они у него почти всегда там и были. Не ахти какие суммы, но он всегда мог сходить в кино,  побаловать себя сладостями, купить нужную запчасть для велосипеда или что-то для рыбалки…
          Семья была большая, и хоть не голодали, но пряники и конфеты  никогда  на столе не стояли, как у некоторых Сашкиных друзей. Такое лакомство появлялось на столе по праздникам и выдавалось поштучно. В основном, питались рыбой, выловленной отцом в Ваге. Как шутит, вспоминая о своём детстве, Александр, на первое была рыба с водой, на второе – рыба без воды, а на третье – вода без рыбы. Хотя для кого-то щуки да лещи были мечтой, и они с удовольствием бы съели на обед или ужин зажаренного на чугунной сковороде леща, залитого сверху взбитым яйцом, как это всегда делала мать. А Сашке  хотелось ароматной мясной котлеты, которой угощала его тётя Маруся Исупова, когда он приходил к ним в гости.
          Одежду ему  приходилось донашивать после старшего брата, а ведь так хотелось новое, своё.  Иногда Сашке перепадало что-то от его двоюродных братьев из Таллина. Тётя Маруся, сестра матери, постоянно посылала вполне добротную, а, главное, модную одежду своих подросших сыновей.
          В старших классах, в летние каникулы, Сашка работал уже  вполне по-взрослому. После девятого класса  отец взял его к себе в плотницкую  бригаду, где сын  вполне справлялся с разными подсобными работами на стройке. В то время как раз начал застраиваться старый аэродром, каждый год шенкуряне справляли новоселья. Рос Шенкурск, и была в этом частичка Сашкиного труда!
          Обязанностью Сашки и его напарника, такого же подростка, было таскать на носилках специальную смесь из глины и опилок и заливать ею  неструганные  доски черного пола.  Ребята бойко сновали с носилками с этажа на этаж, где - через дверные проёмы, где - через оконные, носились по установленным снаружи  лесам, словно по городским деревянным панелям.  Рабочие из бригады частенько их подбадривали, иногда хвалили за скорость и сноровку. У взрослых эта работа получалось  гораздо медленней. То ли дело  – шустрые, лёгкие на ногу ребята! Они за несколько дней выполнили свою задачу! На этот Сашкин  заработок купили  домой телевизор, о котором давно мечтали. То-то было радости в их большой семье! Сашка чувствовал себя героем!
         Два года подряд  в летние месяцы Сашка работал на кирпичном заводе –  возил  на тележке сформованный мокрый кирпич и укладывал на длинные деревянные стеллажи для просушки. Завод представлял собой несколько продуваемых со всех сторон сараев без стен, только крыша сверху, с длинными рядами  полок-стеллажей. Отдельно стоял большой бункер, где перемешивалась глина, и оттуда непрерывно двигалась ровная полоса будущих кирпичей. Работа требовала сноровки, внимательности, да и силы тоже. Надо было вовремя подхватить  пару сырых заготовок  с  движущейся ленты и переложить их на  тележку. И так, пока тележка  доверху не заполнится кирпичами.
          Если кто-то из новоиспечённых каменщиков ронял кирпичи или  просто не успевал вовремя подхватить их с ленты, мастер, не стесняясь в выражениях, выдавал такой  залп непечатных слов, что, как говорится, уши в трубочку скручивались… Но эти  слова  были весьма действенными! Ребята во всю старались работать быстро, чётко, не задерживая процесс. А уж  когда конвейер останавливался из-за того, что лопалась струна, разрезающая  глиняную ленту на кирпичи, пацанва  радостно усаживалась на край своей тележки и отдыхала…
           Наполненную массивную тележку надо было докатить по  рельсам к высоким деревянным стеллажам и уложить на них кирпичи. Тележка катилась по рельсам под уклоном, иногда даже приходилось тормозить её ход. Сашка изо всех сил упирался ногами в пол, чтобы остановить телегу в нужном месте. Делать это было непросто, так как была она тяжёлой,  да и гораздо выше Сашкиного роста. Затем надо было аккуратно, не повредив, переложить кирпичи на стеллажи. Дотянуться до верхних полок у Сашки  роста не хватало, так он соорудил из обрезков  бревна что-то наподобие ступенек и уже с их помощью укладывал кирпичи на верхние стеллажи.
          Работали целый день, как и взрослые мужики, обедали тут же, домой не ходили. Ну, а обед состоял из куска черного хлеба да банки рыбных консервов, купленных по дороге на работу. Ну, а потом всё это запивали горячим чаем, согретым на костре.
          В этой  утомительной и однообразной работе малорослый Сашка был даже сноровистее и ловчее многих. Не зря же он каждое утро  делал зарядку в холодном коридоре, взбирался по лестнице, приставленной к дому, на руках, и так же обратно,  совершал пробежки в кедах со вставленными в них свинцовыми стельками для утяжеления. Да, да, растопил в жестяной банке свинец, залил в форму, чтоб застыл и потом вставил в кеды. Ну и придумал же! Правда, такие стельки часто лопались пополам. Чтобы нагрузка было более интенсивной, в руках во время пробежек всегда были небольшие гантели.
          В общем, с работой Сашка справлялся с легкостью, чем не раз заслужил похвалу от мастера. Получив зарплату, сразу заказал себе  куртку из модной тогда болоньевой ткани и брюки в КБО –   комбинате бытового обслуживания – так раньше называли предприятие, где шили одежду, ремонтировали обувь, фотографировали и оказывали ещё много различных бытовых услуг.
          Однажды отец подрядился на шабашку – устанавливать сиденья  в только что построенном летнем кинотеатре. Сашка и тут не упустил шанса заработать.  Вместе с отцом уже после работы на кирпичном заводе, вечерами, прикручивал к полу зрительного зала голубые диванчики. Не одну сотню шурупов вкрутил в пол обычной отвёрткой!
          По весне, когда в стройковскую контору привозили на баржах  кирпич, Сашка с друзьями устраивался  укладывать его на специальные поддоны. У каждого был свой поддон, уложенные кирпичи помечали специальным значком – крестиком там  или кружочком. Укладывали аккуратно, ровно, чтобы кирпичи наружных рядов были в сцепке, не падали при транспортировке. Потом мастер подсчитывал уложенные на поддоны кирпичи и выписывал  каждому наряд. Сколько уложил, столько и заработал! И никто никогда не присваивал себе чужие кирпичи! Всё по честному!
          Находил Сашка и другие способы пополнить свой кошелёк. Летом постоянно на отцовском велосипеде отвозил тяжёлые чемоданы да сумки  прилетевших из Архангельска пассажиров на речной паром. Встанет с великом у аэропортовской калитки и ждёт пассажиров. Те часто сами догадывались, для чего тут стоит парень с велосипедом, да и сам возница не скромничал, предлагал свои услуги. Всегда имел при себе ремень, чтобы привязать багаж на раму. Видя, как споро это получается у парня, пассажиры не скупились на слова благодарности и на оплату труда неожиданно объявившегося  помощника.
          Увидев гору неприбранных расколотых чурок около чьего-нибудь забора, Сашка сразу же смекал, что можно напроситься уложить их в  костёр… Поленницы у него получались ровными,  будто по линеечке уложены. Когда хозяева принимали работу, порой руками разводили – не каждый взрослый так справится! И звали в следующий раз…
         Рядом с их домом длинными рядами тянулись гаражи и склады, так по весне Сашка всегда нанимался срывать снег с их крыш, проворно орудуя деревянной лопатой. Семь потов сойдёт, пока одну крышу очистишь. И фуфайку, бывало, скинет с себя, так упарится. Но дело сделает!
          Зачастую  взрослые начинали расспрашивать, что да как,  а у Сашки сам собой как-то получался душещипательный рассказ о трудном детстве, о том, что  помогает родителям, что семья большая… За оказанные  услуги с ним расплачивались  всегда,  иногда ещё пряников или конфет добавляли к рубликам.  На эти деньги Сашка покупал себе кое-что из одежды, запчасти к велосипеду, иногда  тратил деньги на сладости. Чем не  помощь семье!
Да и велосипед Сашка, можно сказать, сам себе заработал, помогая соседке, тёте Агнии, убирать в столярке после рабочего дня. Немало надо было вынести стружки и опилок, и соседка часто просила Сашку помочь ей, а за это помощник получал возможность кататься на её велосипеде.  В конце концов, тётя Агния подарила Сашке этот велосипед.
           Случались и курьёзы.  Да что там курьёзы, на хулиганство смахивало… Однажды сдал в утиль медный таз, из которого кормили кур. Сашка уже давно обратил внимание на это ценный предмет в курятнике, так небрежно испачканный куриным помётом. Смекнул, что за этот медный тазик в пункте приёма вторсырья заплатят неплохие деньги, отмыл его старательно речным песком, а  для кур подыскал другую посудину. Какая им разница, откуда воду пить! От матери ему, конечно, потом попало!
           А как-то раз заказал себе в швейной мастерской новые брюки. Всё бы ничего, да только ткань  без спросу утащил из материного чемодана. А что было делать?  Из старых брюк вырос, в валенках да в сапогах ещё куда ни шло, а в ботинках короткие брюки выглядели смешно и нелепо. А как же девчонок провожать после кино? Просил у матери купить новые, но у матери один ответ – нет денег… Вот и «отважился» взять в чемодане, вдруг мать не заметит. Мать иногда шила что-то себе из одежды, и в чемодане лежали несколько подходящих для брюк отрезов. 
           Когда мать увидела, что сын форсит в новых «клешах», удивилась сначала, но Сашка честно признался, где взял ткань…Поругалась-поругалась мама да и успокоилась… Не стала сына наказывать.
           Вот как тут не вспомнить народную поговорку «Хочешь жить – умей вертеться!»  Есть в ней, конечно, некий меркантильный оттенок, но используя её в качестве заключения к рассказу о трудовых подвигах нашего героя, добавим, что хотел он, Сашка, жить достойно и красиво. И как мог, стремился к этому…
           А в классе, при распределении общественной нагрузки,  его  часто избирали в  трудовой сектор! И не зря!

18.05.2020


Рецензии
Сметливый парень рос!
Вот о чём сейчас подумалось.
Рассказ не просто о Сашке - деревенском мальчишке, ставшим лётчиком.
Рассказ о поколении.В этом особая ценность.
Молодец!
Не знаю, кто больше - сам герой или автор.
Хороший парень. слов нет. Трудяга!

Татьяна Ильина Антуфьева   19.05.2020 14:52     Заявить о нарушении
Да, чем больше пишу о Сашке, тем сильнее ощущаю, что рядом со мной и было, и есть очень много таких вот Сашек, с которыми меня роднят очень тёплые воспоминания детства, и появляются у меня друзья, такие же вот Сашки...с которыми очень хочется дружить!

Галина Долгобородова   19.05.2020 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.