Надежда Бесфамильная. Эксперт. обзор. Апрель-2020

Общее впечатление от лонга: он, к моей радости, не оставляет впечатления бесконечной ленты, написанной одним автором, которую можно резать в любом месте, переставлять взаимозаменяемые куски местами – такое со стихами лонгов часто, увы, случается. Правда, настроения стихов заметно меняются к концу списка – это я списываю исключительно на фактор самоизоляции и на то, что с нами всеми происходит этой весной.

При первом же прочтении лонга обозначились фавориты. Пяти-шести из них суждено было остаться ими до сего момента, после многократного прочтения списка во всех возможных последовательностях. Стойкое впечатление от произведения – один из значимых, на мой взгляд, критериев выбора. Какие-то из первоначально понравившихся стихов не то чтобы разочаровали, но по прошествии времени отошли на второй план, уступив место другим стихам, букет которых раскрылся для меня не сразу, но раскрылся к моему удовольствию, и я уже ничего не могу с этим поделать. Замечу: времени на выбор у меня было предостаточно – весь апрель практически каждый день читала-перечитывала, не дожидаясь получения лонга для обзора. Не уверена, что, продолжайся это всё дальше, я не поменяла бы ещё одно-два стихотворения в моей десятке, но такой поправочный коэффициент – дело нормальное: субъективный фактор подвержен вибрациям.

Не будучи ни профессиональным литературным критиком, ни специалистом в теории стихосложения, свою задачу вижу предельно просто: не вникая в историю написания стихов, просто снимать с текста, как с варенья, доходящего на медленном огне, пенку впечатления – первого, второго, ощущать и оценивать послевкусие, либо с сожалением констатировать отсутствие оного. Ну и поделиться с автором и читателем своим пониманием произведений, ведь читательское прочтение частенько отличается от замысла автора, и в этом есть особая фишка и предмет взаимного удивления.

Благодарю Ильдара Харисова за приглашение принять участие в работе жюри. Для моей апрельской самоизоляции это пришлось очень кстати!


1. ГАЛИЯ ГАЛИ «старик и море»
http://stihi.ru/2019/05/24/2558 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

старик не ловит рыбу,
ловит море,
но у него не просит ничего.
взгляд старика не жаден и не горек,
он смотрит вглубь морских бездонных вод.
там рыбы не плывут, они летают,
взмахни рукой  – и убыстряют лёт
их юркие серебряные стаи.
день изо дня вот так,  из года в год
старик идёт на странный зов
и ловит
большое море – мощь и  глубь, и синь.
на золотом улове или слове
не пойман, да и некому просить
какого-то немыслимого счастья...
и радостью негромкой жизнь полна:
есть дом и лодка, простенькие снасти,
стакан с устатку терпкого вина.
так принимают жизнь свою как данность,
в простом и малом видя смысл и свет.
и то, что пойман морем он, не странно,
а странность только в том,
что моря нет.

Первое стихотворение лонга порадовало своей утончённостью и философской глубиной. Уже в названии содержится отсыл к знаменитому произведению Эрнеста Хемингуэя (но тут же в связи с упоминанием золотого улова приходит на память и А.С. Пушкин с его «Сказкой о рыбаке и рыбке» – там тоже ведь нормальный дед был, если не считать, что подкаблучник…) И ты, заглотивший крючок знакомого названия, ждёшь каких-то пересечений с линией Хемингуэя, но… происходит странное: ничего не происходит, а есть только человек и его сознание, рисующее свою и только свою картину мира, а самого мира в привычном понимании, возможно, и нет, как нет моря. Да и старик… а был ли мальчик… Но, похоже, что был, в сознании автора точно был, ведь это он, автор, стоит за плечом старика и отстранённым голосом резюмирует:

так принимают жизнь свою как данность,
в простом и малом видя смысл и свет

Мастерски написано. Ничего лишнего, каждое слово на своём месте.


2. СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Осерженное время голытьбы»
http://stihi.ru/2020/02/14/7820 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

"обомру и закушу уста"
                Борис Пастернак

Махнув крылом, увидишь – из-под ног
уходит и плывёт сырая вечность,
поблёскивают росы влажных строк,
пытаясь смертный дым очеловечить.
Оставить след в сонливой суете,
речами опечатав створки устриц...
Ни бессловесной бабочке, ни мне
не распознать различия акустик.
Как слышимые фразы в тишине
горчат на языке своём кровавом,
оставив нас вдвоём наедине
с умом непотопляемым и здравым.
Лететь ли, плыть, и жизни вопреки
искать внутри единственную правду,
где ночь разбавят чёрным воронки,
и изведут под корень, и по праву.

Осерженнное время голытьбы,
февральская чарующая смута.
Среди зимы поставлены кресты
во имя нарастающего блуда...
И холодно, и страшно, и кровит,
но убивать становится привычным,
где мягкий и податливый графит
строчит доносы скудные на личность.
Горит фонарь в чернильной пустоте,
высвечивая профили людские,
стволам древесным завтра сиротеть,
вникая в жизнь иной драматургии.
Оставить загнивающим простор
великого берёзового братства,
над бездной свод небесного простёрт,
но отчего-то этого боятся,
и проклиная, мучают, клеймят,
и рубят, и вгоняют в тело колья
бесчисленные полчища солдат
с прищуром ястребиным и сокольим.
Здесь мне молчать намного тяжелей,
где замерзает слой бесплодной почвы,
но если встать не рядом, а над ней,
то веруешь – изменишь смерти почерк.

Непростое стихотворение, многоходовое, как мне захотелось увидеть. Первой считывается биографическая ассоциация, связанная с травлей Б. Пастернака после присуждения ему Нобелевской премии. А дальше… дальше, коль скоро речь о различиях акустик пошла, в моём сознании, отягощённом задачей вытянуть максимум смыслов из текста, срабатывает эффект горного порхающего эха, отголосками отдающегося от разных склонов горного массива, имя которому Пастернак: Магдалина, Лара, М. Цветаева... Если абстрагироваться от личности Пастернака, то на поверхности остаётся срез: поэт и власть, поэт и общество, поэт и читатель.
Ну и сам автор, конечно же – на уровне обобщений. Допускаю, что я неоправданно усложняю замысел автора, но мне было бы жаль отказываться от такого видения. И всё же… задавая себе вопрос: почерпнула ли я что-либо сокрушительно новое на эту тему, что заставило бы меня вздрогнуть, испытать потрясение, я не смогу дать утвердительного ответа…


3. ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ «нибельмесное»
http://stihi.ru/2020/02/14/714 квота ГР за редактирование отборочного тура

Пока горит звезда Менкалинан,
Гони же, машинист aka возничий,
Электровоз меняй на шарабан,
Базар-вокзал – на путь молочно-птичий.

Молчим на тарабарском языке
И пьём улун, устав от разговоров.
Плывёт пейзаж – вот дерево в реке,
а небосвод так хрупок, что фарфоров.

Ты в тех местах неграмотный балбес,
По-ихнему ни хао ни бельмеса,
Где жёлтый карлик щурится с небес –
Что колобок китайского замеса.

Ох, проскочить бы… Стихотворение-ребус. В астрологии не сильна, поэтому спасибо автору за повод узнать кое-что о звезде Менкалинан. Жаль, что информационный повод, каким он увиделся мне как читателю, не самый располагающий, и даже отнюдь не… Очень тревожное время, даже улуна китайского пить не хочется, хотя о пользе его для организма и силе энергетического воздействия ходят легенды… Небосвод в иные времена скорее хрустален, чем фарфоров, но опять же в контексте фиброзного поражения его, небосвода, тканей прозрачность теряется… ой дальше не хочу… Пусть всё уйдёт, а стихотворение останется и наполнится иными смыслами.


4. АЛЕКСЕЙ КУБРИК «ты хотя бы попробовал что ли»
http://stihi.ru/2020/04/19/10558 номинатор Юлия Малыгина

***
ты хотя бы попробовал что ли
как бы там мимоходом тебя ни звали
в коридорах снулых в очередях невольных
с коммунальным слухом в окошках редкой печали
с карнавальным бродилом
в кастрюлях в штрипках в плафонах
скрипом двери в парадном скрежетом черного хода
с обувною морокой как будто ты сам из картона
в том тире которое среднего рода

тень без тени во френче рябого чорта
лабиринт без центра маячит в крысином мозгу
принесите мне ветер поднимите уставные морды
посадите на поезд с чуланным билетом в москву
в телефонной трубке шуршанье зерен графита
добродушный отрок крутит и крутит шум
будете живы захаживайте к убитым
наобум говорят всё во всём наобум

я приеду забуду что ты меня только не любишь
и будильник на восемь и вечер похоже на семь
поминальных свечей по цыганские души не купишь
назовите мне ветер обнять одиноких друзей

подползает зима очевидные лужи всё уже
порошащим снежком приглашается радость тишком
за водой на родник за судьбой по владимирке в ужас
вот шарманка вот пёс вот таксатор с заплечным мешком

на бетонку возили грибы собирать всем отделом
и тебя прихватили и ты заблудился в лесу

поминальных свечей удлинённое осенью тело
принесите мне ветер я тоже его понесу

Угловатость, непредсказуемость, отсутствие логических связок, пренебрежение знаками препинания, а где-то и намеренная неправильность построения фраз при полном отсутствии привычных стилистических фильтров – потоковое сознание в современной традиции постмодерна и нонконформизма. Дело читателя – принимать или нет, автору это глубоко по барабану. Но при этом он точно уверен, что читатель найдётся, ведь если есть тренд, то он кем-то сформирован и поддерживается?
И, кстати, мне понравилось. Отдельные места – выше всяких похвал.


5. ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ «Собака»
http://stihi.ru/2020/03/12/4288 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..." в марте

Что знает собака о смерти? Что смерти нет.
Есть одуванчики, снег, прелые листья.
Так будет всегда – у собак не бывает лет.
И это важней человеческих истин.

Что знает она о любви? Что любовь проста:
будь рядом, облизывай руки, сопи под боком,
помахивай закорючкой хвоста
и жди у порога.

Что знает собака о боге? Что он придёт
всегда, даже если ушёл от неё надолго.
И я бы хотела, ты знаешь, вот так же вот
верить и в жизнь, и в любовь, и в Бога.

Как бы хорошо-то – жить и не думать категориями смерти, не отравлять себе дни, и без того короткие, мыслями о неизбежном. Жить самыми простыми ценностями и получать от этого каждодневную пайку благодарной радости. Какое поучительное и своевременное стихотворение. И при этом – вне времени. По своей основной мысли схоже со стихотворением «Старик и море», но мысль подана иначе, прямым высказыванием.


6. АРСЕНИЙ Ж-С «Лепесток»
http://www.stihi.ru/2020/03/01/1035 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..." в феврале

                Не отрывайся лепесток
                Алексей Сладков

Соврать "люблю" и улететь.
И в миллионе глаз дробиться.
Я вижу деньги сквозь людей
и знаю, как всего добиться.

Всё остальное – болтовня,
слова высасывать из пальца.
Забудь меня, оставь меня,
от сердцевины отрывайся.

Как дым колечком в потолок,
в окно, на светлый двор и дальше,
вдоль чешуи многоэтажек,
лети, лети, лети, мой лепесток.

Как нежность, как немой рассказ,
от сплина, от тоски по сыну,
от тонкой слабости ростка,
побегом с корабля крысиным.

Хребты районов заводских
и небоскрёбы-переростки
плывут, деревья и ларьки,
кусты, мосты и перекрёстки,

Сбербанк, Макдоналдс, Теремок,
и секондхенд, и ювелирный,
и дорогой универмаг.
Гул потребительский и мирный

плывёт, как ледоход плывёт.
И у дверей рассвета тает.
Но твой последний перелёт
разрывы пустоты латает.

Лети, мой лепесток, паря
над всем предательским и подлым,
вдоль трассы, мимо пустыря
и далее, к аэропорту.

Лети, лети, мой лепесток,
над цельностью чужих соцветий,
от мелочных моих трагедий,
над пылью всех семейных склок.

От всех "до встречи – наберу",
от всех "проводишь до порога",
всех танцевальных на миру,
всех посвящений с эпилогом.

Лети, и где бы ни поспел,
оставь свой росчерк возле даты.
А я останусь сам себе
полётов верный соглядатай.

Летящее стихотворение, само как лепесток, парящее над обыденностью. Подумалось о мыслеформах, выстраивающихся по цепочке мыслеобразов (или наоборот), когда то, на чём мы сосредотачиваем своё внимание, превращается в действие, осуществляется. Но до конца ли? До конца такое возможно только тогда, когда существует чётко сформулированная конечная цель и эзотерически всё сделано грамотно. А здесь… «полётов верный соглядатай». Да и куда – с подводной-то лодки…
Изящно, без особых поэтических изысков и наворотов, да и лишние они были бы здесь, отвлекали бы внимание на себя и утяжеляли вес лепестка…


7. СВЕТЛАНА ГУСЕВА «Курочка по зернышку...»
http://stihi.ru/2020/04/16/9508 номинатор Юлия Малыгина

***

курочка по зернышку ксерокс по страничке
так воспроизводится перемена мест
перевод заверенный с русского на птичий
сжечь перед прочтением
после пепел съесть
в просеке с опорами травы стали дыбом
пахнет электричество кровью и хвощом
выведет по ниточке к линии для сгиба
к пионерской здравнице
и куда еще
тропы там обсыпаны гладкой белой галькой
ходят там фанерные дети-образцы
время кого клюнуло те лежат вповалку
скрытые плакатами
к нам приедет цирк
сигануть за кроликом в алый шелк изнанки
сгинуть по-серьезному мать его етить
и вернуться к ужину с тепленькой буханкой
у которой корочка
сгрызена в пути

Очаровательно! Принимаешь с первого прочтения, потому что узнаёшь всё, и оно всё – твоё, только не тобой рассказано. Это ли не высшая читательская оценка: читать и думать: «Ну почему это не я написал?»
Мне сразу же вспомнилась такая просека с высоковольтной линией под Крюково (тем самым, что в песне «у деревни Крюково погибает взвод…»). И пионерлагерь, и игра Зарница, с заранее проложенным маршрутом… Только я не пионерка там, а «фанерный образец» пионервожатой в моём студенчестве. Войны нет, о ней напоминает только монумент на Ленинградском шоссе, в паре километров от наших игрищ. Мы играем в Зарницу. Вечером – танцы в деревянном клубе. Счастье в чистом виде. Спасибо за эмоцию и моё воспоминание, вынутое автором лично для меня, как кролик за уши, из алого шёлка коробки фокусника.
Очень удачно выбран размер стихотворения: читаешь текст, будто клубок воспоминаний разматываешь, успевая за четыре четверостишия и улыбнуться воспоминаниям детства, и погоревать о грядущем… Кстати, отсутствие знаков препинания не мешает совершенно – синтаксис, не отягощённый сложными оборотами, и выверенное построение фраз сами расставляют всё по местам.


8. БОРИС ГОЛОВИН «В темноте обнажается только душа…»
http://stihi.ru/2010/05/14/6412 квота Инги Сташевска за редактирование отборочного тура

* * *

В темноте обнажается только душа.
Вещи, мраком покрывшись, уходят в монахи.
Ты ко мне, после душа, скользнёшь из рубахи,
как ребёнок дыша.

И тогда в море ночи мерещится свет,
возвративший погибшую лодку к причалу,
и тогда мы друг друга найдём одичало
через тысячи лет.

И в сомкнувшемся мраке не станет беды,
ни кричащего яблока в древней траве, и
на песке зацелованной солнцем аллеи
будут влажны следы.

Многое мне здесь симпатично: кольцевая рифмовка, укороченная последняя строка в четверостишиях, мягкая поэтическая интонация.
И да! Чувственность – абсолютно естественная, я бы сказала – первобытная.
«Ты ко мне, после душа, скользнёшь из рубахи,
как ребёнок дыша» – манкая, вершинная строка, делающая всё стихотворение. Жаль одно: читатель проходит эту вершину в начале пути, а дальше всё достаточно равнинно…


9. ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Вдова»
http://www.stihi.ru/2011/02/23/6493 квота ГР за редактирование отборочного тура

                Памяти моей мамы,
                ставшей вдовой в 42 года

У соседей – весёлые трели
молотка и сверла.
– Вот ремонт мы за отпуск успели.
Вот – балкон мы отделать сумели.
приходите смотреть...
– Я – одна. Я – вдова.
Я зайду обязательно к вам.
С младшей надо поделать уроки.
Старшей – платье чинить,
а потом – гвоздик вбить,
чтоб портрет там висел одинокий.
Нарисует мне младшая дочь
ночь в альбоме.
Напоёт мне старшая дочь
То, что тронет.
Спросит:
– Мама! Ты помнишь, пели
вы вдвоём?
И попросит младшая дочь:
– Мама! Давай, споём!
Мама, давай будем думать,
Что наш папа поёт с нами!
Мама! Давай, будем помнить
Всегда о нём!
Мама! Он ведь нас видит за облаками?
Уроки? Мне не нужна помощь.
Только не плачьте обе!
Давайте, споём...

Бесхитростное, трогательное и тёплое стихотворение. Без надрыва и пафоса.
Постоянно меняющиеся размер и форма рифмовки, а то и отсутствие рифмы делают текст живым, а диалог – выпуклым. Но… я уже прочитала все стихотворения лонга, и мне есть с чем сравнивать…


10. СМАГИНА ВИКТОРИЯ «она собирает фигурки»
http://stihi.ru/2020/01/02/1653 номинатор портал Stihi.lv

она собирает фигурки престранных птиц
прозрачность ажурная
вязаное стекло
лимонных дроздов
апельсиновых голубиц
фисташковых славок
с печатью  sankt avaion

она рассыпает зерно полновесных бус
к утру исчезает исчисленное зерно
и где-то на третьей странице oktober news
колючее имя растёт сквозь сплошные но

стеклянное имя
притронешься разобьёшь
и только на птичьем щебечущем языке
дано выпевать его нежно
обнимет дождь
за плечики ту
что умеет безмолвно петь

и в час предрассветный
когда городские сны
бредут по траве к расцветающим небесам
летучие духи спускаются с вышины
в стеклянных крылатых
поют двести пять осанн
полёту и солнцу

всё явственней
всё сильней
пернатого моря накатывает прибой
и воздух трепещет

в один из осенних дней
они улетят и её заберут с собой

Помню это стихотворение по прошлогоднему Кубку Мира по русской поэзии. Ещё там отметила его для себя. Оно само, как ажурное вязаное стекло, как птенец на ладони – читать и любоваться!


11. СВЕТОНОСОВА «не»
http://stihi.ru/2019/09/06/6347 номинатор Юрий Семецкий

тело на стену бросает тень
стихоспасаюсь в стихийном быте
так одиноко среди людей
так беспросветно среди событий
тянутся дни канителью драм
ночи когтями скребут по жести
гладят их преданные ветра
всё против шерсти
всё против шерсти
ворон охрип соловей замолк
кружится лунь над безмолвной башней
видишь на входе висит замок
заперт запретный не мой вчерашний
это не выход
не выдох
вдох
смога и гари туманной мути
не подводи же меня итог
не выводи в неродные люди
не пропускай в меня ворожбы
не отдавай одному из прочих
очень удобному может быть
но обжигающему не очень

тенью нечаянной на стене
недолговременный нелюбовник

тот же кто долго горит во мне
тот обо мне ничего не помнит


Как-то с самого начала не восприняла строку
«стихоспасаюсь в стихийном быте»
и в конце
«недолговременный нелюбовник» только усугубил это впечатление…
А вот последние две строки хороши!


12. АНДРЕЙ ДАНКЕЕВ «Не пишется...»
http://www.stihi.ru/2018/07/22/8598 номинатор Юрий Семецкий

Ну где же вы, слова о золотом рассвете,
о жизни полевой с ночёвками в стогу?!

...ни тихая река, ни беспокойный ветер
                не пишутся в строку.

Откуда ни возьмись, являются на сцену
                иные письмена.
Хочу писать "любовь", а пишется "измена",
хочу писать "волна", а пишется "война"...
Ты помнишь ли, как мы в войну играли в детстве,
как ясен был расклад – кто наши, кто враги,
и понимали все, где гений, где злодейство,
когда мы слов таких и знать-то не могли.
Теперь поди пойми, что – русские? что – немцы?
И как стряхнуть с ушей газетную лапшу?

Хочу писать "в Дону", а пишется "в Донецке",
и о любви давно ни слова не пишу.

Ну где же вы, слова о солнечной природе,
о свежести росы, о пчёлах на лугу?!

Вот ручеёк течёт, кукушка счёт заводит...
                ...нет. не могу.   


Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу... ©
Эти строки из «Божественной комедии» Данте пришли на ум, пока читала и перечитывала это стихотворение.
За простеньким названием «Не пишется» столько всего стоит, что, казалось бы, не упаковать в несколько строк, а вот получилось, непонятным, удивительным образом – и жизнь человеческая, и история страны с судьбоносными потрясениями, горечь и недоумение вместо того, чтобы радоваться жизни… по совершенно глупому поводу – «не пишется»…
Хорошее стихотворение.


13. ТАТЬЯНА ВОЛЬТСКАЯ «Спящий не спит – он пьет черное молоко ночи...»
http://www.stihi.ru/2020/04/03/6850 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

Спящий не спит – он пьет черное молоко ночи,
Взахлеб, колени подтягивая к животу.
Ангел спать не умеет, а если хочет –
Просто гаснет и вспыхивает на лету.

Спящий – кочевник. Чем его сон короче,
Тем длиннее путь, тем больше мелькает лиц.
Черное молоко, черное молоко ночи
Под теплыми животами невидимых кобылиц.

Спящий – охотник: он забывает отчий
Язык, впереди его – дичью – несется мысль,
Которую он не поймает. Черное молоко ночи
Прокисает под утро, превращаясь в кумыс.

Спящий не спит – он вспоминает, кто он,
Где халат и отчего подушка его мокра,
Тапки нашарив, он поднимается в завтра, но со стоном
Падает во вчера.

Душу свою расталкивает, свернувшуюся в комочек,
Дразнит ангела, мигающего, как лайнер, кричит: «Обман!»
И сдается, и снова пьет черное молоко ночи,
Черное молоко ночи, текущее по губам.


Аллюзия на стихотворение Пауля Целана «Фуга смерти».
(«Чёрное молоко рассвета - мы пьём его вечером,
мы пьём его утром и днём, мы пьём его ночью» – просится в качестве эпиграфа)

Как и у Целана, произведение по законам фуги выстроено вокруг одной короткой (музыкальной) фразы, одного образа, повторяющегося лейтмотивом в каждой новой строфе, но каждый раз в ином вербальном окружении, с разработкой и детализацией (как в музыкальных вариациях, характерных для фуги), набирая полифоничности вплоть до коды.
Чёрное молоко ночи
под тёплыми животами невидимых кобылиц
- шикарный образ!

Опыт весьма интересный не только для автора, но и для читателя, искусно вовлекаемого автором в пограничное состояние сна и бодрствования, состояние мерцающего сознания. Такие ночные рефлексии – самая что ни на есть благодатная почва для написания стихов.


14. РОМАН СМИРНОВ «Иванов»
http://www.stihi.ru/2020/01/12/9297 номинатор литературный портал «Улица Неспящих Фонарей»

Плывёт над миром октябренность
в такие дни, в такие дни,
и вновь одолевает леность
и мука, боже сохрани…

Прилежно, будто на уроке
изобразительных искусств,
природа в каждом эпилоге
рисует лавочку и куст,

мальчишку, озеро, собаку,
озноб, что ветром принесён,
и, словно собираясь плакать,
Иванов чудится во всём.

Про такое принято говорить: атмосферное. Стихотворение с настроением. «Октябренность» немного не отсюда…
И что-то мне подсказывает, что есть синтаксическая рассогласованность в последних строках. Или показалось?


15. ТАТЬЯНА ШЕПЕЛЕВА «Москва»
http://stihi.ru/2018/07/18/6157 номинатор Саша Неместный

(избранное из бранного)

Москва! как много и так мало
как далеко и нелегко
от Павелецкого вокзала
до искрометного Клико

мой Пушкин выглядит не старым –
позеленевшим от тоски
недаром дышат перегаром
в кафешках плюшки и стишки

чаепИИтие в сторонке
машинопись мышинокак
небарабанной перепонке
по барабану что и как

изображая искажая
своим фасеточным глазком
лечу кружа я и жужжа я
не сожалея ни о ком

из всех шальных штрихописаний
левописание любя
я извлекаю пиросманий
для внутривенного себя

рассвет булавками заколот
но совершенно ни при чём
тот кто идет в жару и холод
воздушно-капельным путём

от Александровского сада
до третьесортной суеты
моя любезная отрада
кроваво-красной красоты

Поначалу у меня возникли непонятки с пиросманием. Про Пушкина понятно с первой строки. Уши Лермонтова тоже увидела – опять же в связи с Наполеоном, как и у Пушкина (недаром дышат перегаром – скажи-ка, дядя, ведь не даром). Но Пиросмани… не из тех фамилий, что первыми приходят на ум в связи с Москвой. Однако, как пиротехнический термин – вполне, как в наши дни, так и 1812 году. Вот такие связки я, горе-читатель, нашла, а дальше всё рассогласовано, и логика повествования начинает уступать игре слов и окончательно проигрывает ей, как Наполеон Кутузову.
Стихотворение-забава. Но это только моё прочтение, Автор, не без Вашей подачи!


16. ЮРИЙ МАКАШЁВ «Рубашка»
http://www.stihi.ru/2019/11/12/1782 номинатор Марианна Казарян Вьен

Мама  пела-напевала, ловко  прятала  затяжки.
На  верблюжьем  одеяле  шила  старшему  рубашку.
Сколько  нитей – столько  ночек.
– Всё  наладится  когда-то…
Ты  расти, расти  сыночек.
К  листопаду  станешь  братом.
Ничего, что  безотцовским,
Ведь  любовь – такая  приглубь…

И, серебряным  напёрстком  вскользь  подталкивая  иглы,
Лучик  маминого  света  оставляла  в  лённой  нитке.

Високосным  было  лето…

Грустно  скрипнула  калитка  через  десять  пришлых  вёсен.
Так  бывает, что  у  близких  нет  ответов  на  вопросы.
Пассажиром  безбилетным  в  доме  всхлипывало  эхо…
Утром  мама  незаметно  обронила:
– Всё. Уехал.
И, словечком  никудышным  вспоминая  муху-бляху,
Вдруг  добавила  чуть  слышно:
– Ты  донашивай  рубаху…
Пусть  немножечко  на  вырост, всё  наладится  когда-то.
Станем  жить, как  прежде, с  миром…

Он  вернулся. Виновато  мама  скрещивала  пальцы
(От  годов  восьмидесятых  до  странички  эмиграций),
Замечала: Что-то  колет  там, где  сердце – может, иглы?
Вспоминала  поневоле, что  любовь – такая  приглубь.
И  вздыхала:  – Что  ж  ты, младший…
Почему  вам  не  живётся?
Помнишь  первые  ромашки?
А  луну  на  дне  колодца?
Были  песни  перед  снами  да  одни  и  те  же  сказки.
Только  что-то  между  вами  получилось  не  по-братски…

*

В  пору  ранних  листопадов  жизнь – игра, а  время – пуля.
Там  на  самом  деле  рядом  старший  брат  и  дед  с  бабулей.
Мама  моет  раму  мылом,
В  доме  окна  нараспашку…

Может  быть, не  надо  было
Мне  донашивать  рубашку?..


Ну что тут скажешь? Читаешь чужую историю, а воспринимаешь как что-то очень знакомое, если не из своей жизни, то из жизни близких тебе людей, и накатывают воспоминания по совокупности, перемешиваются в общую картину жизни поколения, и рассказ теряет статус просто частного случая.
«Ведь любовь – такая приглубь». Какое слово редкое – «приглубь», замечательное какое.
Просто и хорошо.


17. ДАРИ-ЭКС «Зеро»
http://stihi.ru/2015/11/08/747 номинатор Марианна Казарян Вьен

А градусник ставил уверенно на зеро,
часы опустили вчерашнее до нуля,
живое и жаркое тихо ушло в сироп,
и – штиля глумливая мина, куда ни глянь,
и нет ничего, никаких – ни сейчас, ни здесь,
ни слов, ни эмоций – на паузе дохнет фильм..

– Скажи, ну а мы – мы же где-то, конечно, есть? –
сидим, обнимая бокал и целуя фильтр,
на кухне; и чайник наладил свою шкалу –
нам будет заварено с точностью на все сто,
на тропку к двери не сменяем мы путь к столу,
у нас на часах с переменным – постель и стол:
моим ли, твоим ли – на взлете взрываться снам?..

– Нас нет? Об’ясни мне, какой ты живешь игрой?
Наш чай не остынет! Нам можно, нам нужно, нам...

Часы подвели и – поставили на зеро.

– А мы – на Земле?.. Мы на нашей с тобой Земле?
– Давай-ка чайку, не смеши уже, первый час!

А в черные дыры открытых ветрам нулей
влетают наивно поставившие – на нас.

Помните замечательный фильм начала восьмидесятых «Влюблён по собственному желанию» с Олегом Янковским и Евгенией Глушенко в главных ролях? История двух совершенно разных, на первый взгляд, людей, абсолютных противоположностей, по воле случая оказавшихся рядом и пошедших на рискованный эксперимент – влюбиться друг в друга с помощью аутотренинга. И последние кадры фильма, где на электронном табло показывается время 00:00 как символ полной перезагрузки к новой жизни...

… Это стихотворение я знаю давно и помню его хорошо, но именно теперь почему-то оно чудесным образом совместилось у меня с этим фильмом, и это стало удивительным моим открытием…
Понятно, что у лирических героев стихотворения «Зеро» своя история, со своими подробностями и заморочками, и, возможно, не таким счастливым концом, как в фильме, а, может быть, ничего и вовсе нет, а есть лишь игра воображения автора,

Скажи, ну а мы – мы же где-то, конечно, есть?

но как хорошо рассказана, как кинематографично выписана эта психологическая драма.

Не зеро – жирный плюс автору!


18. ШЕРДЖ ШЕР «Кавказ ода»
http://www.stihi.ru/2020/04/03/4549 квота Елены Наильевны за редактирование отборочного тура

ветрами пенящий чужое пограничье
берцовой костью попираешь ты восток
и смотришь ты сощурившись в глазок
где там стрелец и где же где возничий

ты сгусток черных мускулов и грубых пастбищ ты
чья кожа задубела и продрогла
кость позвоночную прогнул и проступили здесь хребты
лопатки и коровьи ребра
ты выведший из недр подкожных то
глубокое дыханье пальцами ступнями
дохнул и пролегли здесь пропасти плато
и воздух лёг голодными ветрами
ты впившийся по десна да
в плоть кучевую небосвода
ты зарычал ты встал на лапы и тогда
из-под когтей текла свобода

вот виноградная в твоем паху лоза
летит небесное зерно скользит слеза
ты открываешь медленно глаза

ты смотришь в белоснежный перископ
и плавниками воздух тот взрезаешь
подтягиваешь к западу восток
и отступив на шаг вновь жадно наступаешь

и брюхо нежное закатный луч багрит
и прорастают из подмышек бук самшит
и золотой ручей к рванине дня подшит

ты поднимаешь кубок холодея
пьешь и остатки смахиваешь в снег
зазубренный мерцает череп прометея
и задом наперед ужи ползут в ковчег

1994


Ну точно по Шота Руставели:
«Мелкий стих подчас пригоден для пиров, увеселений,
…Но певец лишь тот, кто создан для значительных творений».

Воистину эпическое полотно предстаёт взору читателя, и однократным прочтением тут не обойтись. Хочется перечитывать и всматриваться в новые и новые детали, менять ракурсы обзора и плоскости вербального и визуального восприятия, следовать сложными метафорическими цепочками, изливающимися на полотно (простите, бумагу), как вино из рога изобилия, большей частью очень эффектными, но в некоторых местах провисающими, на мой взгляд.
Кстати, третья от начала строка
«и смотришь ты сощурившись в глазок»
заставила меня читать стихотворение в контексте пандемии, и это было нечто, скажу я вам. Но увидела под стихотворением дату написания 1994 г. – дух перевела!
Не совсем точно использован глагол «кубок холодея пьешь и остатки смахиваешь в снег». Остатки из кубка лучше всё же стряхнуть, а не смахнуть. И да: «дёснЫ» во множественном числе! Но это мелочи, легко исправимые.
А главное – есть величие замысла, и автору удалось максимально приблизиться к его воплощению.


19. ЮЛИЯ СМОЛКОВА «Я сама за тебя умру»
http://www.stihi.ru/2020/01/17/2856 номинатор Алёна Овсянникова

на мою шебутную голову
раскалённым дождём из олова
ты свалился – и много нового
я открыла в самой себе:

что умею писать не строчками,
а удавками и заточками,
или будто пуская очередь
по тому, кто из нас слабей,

что могу по любому поводу
наглотаться тоски и солода
и свалить из ночного города,
никому не озвучив курс,

ибо мне на грехи и творчество,
отрицание всех пророчеств и
приключения в одиночестве
от тебя передался вкус.

ты – причина и выть, и праздновать.
исключённая богом заповедь.
так смешно изучать диагнозы
по больному тобой нутру.

у меня, по святой традиции,
через край и любви, и принципов.

если вдруг мне когда-то выдастся –

я с а м а
за тебя
умру.


Стихотворение вызвало улыбку. Автор так решительно иронизирует над собой, что можно бы приколоться, но зачем? – Автошарж ведь уже есть.

;
20. ЮРЬЕВСКАЯ ТАТЬЯНА «Однажды»
http://stihi.ru/2017/05/21/804 номинатор Маргарита Шмерлинг

Однажды канут в прошлое слова,
Умолкнет навсегда знакомый голос,
И вешалка в прихожей станет голой,
И тщательно застеленной – кровать.

Погаснет свет на третьем этаже,
Дожди затянут стёкла бурой грязью.
Ослепнет дом, как будто кто-то сглазил,
Внеся его в незримый список жертв.

Неловко сумка свалится с плеча:
Я вздрогну, услыхав сирену "скорой",
И снова вспомню о ненужных ссорах,
Когда достойней было промолчать.

Среди запавших в память зим и лет,
Где каждый ход за правильный был выдан,
Пропало то, что мнилось очевидным,
О чём сейчас приходится жалеть.

Я буду жить, не думать: "Что потом?"
Недели в стопку лягут, как тетрадки.
В какой-то миг, загадочный и краткий,
Меня затянет времени поток.

Но не отпустит холод в проводах,
Звонок в ночи, пугающий, внезапный...

А вещи всё хранят любимый запах...
Рука не поднимается отдать.


Узнаваемая жизненная история, расписанная как по нотам, хрестоматийно. Но увы, для меня как читателя это стихотворение – одно из многих, написанных на эту тему, я не нашла в нём того, что поставило бы его над другими.


21. АЛЕКСАНДР ГАНУЛ «Женщина красивая бежала»
http://stihi.ru/2019/08/31/7694 номинатор Саша Неместный

От метро Казанского вокзала,
Прижимая сумочку к груди,
Женщина красивая бежала
До восьмого дальнего пути.

Дым уже клубился над платформой,
Лязгал застоявшийся состав,
Проводник, сияя новой формой,
Чистил запылившийся рукав.

Где-то за неведомою далью
Машинист последний дал свисток,
Репродуктор закалённой сталью,
Шум и гам рассёк наискосок,

Обнажив седое дно вокзала,
Где досужим толкам вопреки,
Женщина красивая бежала,
Как по руслу высохшей реки.

Бомж давился булкою с котлетой,
Дети замолкали на руках,
Поезда, подхваченные Летой,
Уносились, обращаясь в прах.

Открывались-закрывались двери,
Заходил и выходил народ,
И "До скорой встречи" группе "Звери"
Подпевал смартфону мимо нот

Парень, провожающий подружку...
(А трагичней всё же на века!).
Рядом с ним снимала с мужа стружку
Дама.(Стало жалко старика).

Пёс бродячий ел кусочек сала,
Ты сейчас к нему не подходи!
Ну а мимо женщина бежала,
Прижимая сумочку к груди!

Время вкривь и вкось неслось за нею,
А.Эйнштейну низкий наш поклон,
На часах вокзальных ахинею
В этот миг увидеть мог бы он.

А пока ни много и ни мало,
Ты, читатель, уж не осуди-
Женщина красивая бежала
До восьмого дальнего пути.


Красивый рефрен и подкупающий образ женщины, на котором держится всё стихотворение. Но мне текст кажется слишком затянутым. Как минимум треть четверостиший-мизансцен можно убрать, добавив воздуха тексту и освободив читателю пространство для любования бегущей женщиной и переживаниям за неё – успеет ли нет?


22. ЛИЛИЯ СЛАТВИЦКАЯ «Про ёжика»
http://stihi.ru/2015/06/26/5458 номинатор Маргарита Шмерлинг

...........(вместо эпиграфа)
...........есть такой знак, предупреждающий:
.......... 1.16 "Неровная дорога"

позади – не то чтоб морок, непролазный, непреложный,
где хоть глаз коли иголкой, не увидишь ни шиша...
не кисель, и не трясина, не гнилое бездорожье –
так, районного масштаба разухабистый большак.
что там было? да неважно... как у всех: страна родная,
рама – мыта, рощи – голы, считан в поле колосок,
вышел ёжик из тумана, прямо в душу окуная
лапку тонкую босую, туесок – наискосок...

впереди – не то чтоб роскошь автобанов монотонных,
где уснуть, не дёрнув глазом – не последний вариант...
там, за первым поворотом, непременно, неуклонно –
двадцать пять колдобин новых – знай, выруливай, курсант!
ты и рад бы сбросить скорость, пробираясь осторожней –
где там! время мчит под горку, как сдуревший грузовик!
и летишь вперёд, послушный, лишь одно тебя тревожит:
"только б ёжика меж кочек впопыхах не раздавить!"


Ёжики наше всё! Ни в коем случае не давить! Для непознанной русской души – недопустимое действие с необратимыми сакральными последствиями.
Cимпатичное стихотворение.


23. ПАВЕЛ СОЛОВЬЕВ «Прощание с уездным городом N»
http://stihi.ru/2017/04/27/3079 номинатор Термитник поэзии

Стылый плацкарт, тридцать шестое, в проходе тусклый фонарь.
Немеет под пальцами поручень, табак разъедает глаза.
Стоя в последнем тамбуре, смотришь в иллюминатор окна,
Как уезжает вокзал.

У каждого стыка на перегоне – свой перестук.
Каждая шпала имеет свой запах, историю и узор.
Вдоль креозотом пропитанной насыпи гонит коров пастух,
Плащом похожий на Зорро.

Каждому часу – свой часовой, а стрелке – свою орбиту;
Звёзды легли на дно, кукушка захлопнула ставни.
Дым из трубы с гудком пополам превращается в сбитень
Со вкусом мазута и стали.

Мир за окном покрывается белым. Планета теряет стыд.
Сереющей бязью туч надуваются небеса.
В них расплывается и исчезает стих, который ты
Когда-то не дописал.


Тридцать шестое в плацкарте – верхнее, через стену с туалетом. И постоянно хлопающая дверь. Хуже него только боковые 37-е и 38-е.
Запахи ж/д: табак, креозот, мазут и сталь. Ещё бы сюда запах несвежих носков и перегара для полноты ощущений. Картина маслом!
Очень мужское. И если подумать: сколько стихов (не самых плохих, кстати) написано в таких поездах – огромный процент, между прочим, из валового продукта поэзии!


24. РЕГИНА СОБОЛЕВА «Знакомый прохожий с незнакомым лицом»
http://stihi.ru/2011/09/17/5282 номинатор Термитник поэзии

Знакомый прохожий с незнакомым лицом
Может вполне оказаться моим отцом,
Матерью, братом, свидетелем на процессе,
Но лицо его покрывает плесень,
Серая пыль, известковый налет, лишайник...
Кем еще обернется странник?
В длинном пальто с широким шарфом в перчатках
Он шагает по Трубной, его преследует запах
Обожженной глины, просеянного песка,
А еще – скука смертная, лень и тоска-тоска.
Он уходит вперед, оборачивается волком,
Лисом, вороном. Уходит долго...
Мой знакомый прохожий с незнакомым пока лицом,
Наливающимся кровью, водкою и свинцом.
Уходи, прощай, до свидания, черт с тобою.
И судья процесс мой пока навсегда закроет
Легким стуком в окно, по спине, по доске указкой –
Своеобразной лаской.

О, если бы не Трубная и не запах обожжённой глины, который я как читатель вполне сознательно заменила на запах горелой глины…
Эта ассоциация привела меня в театр «Школа современной пьесы» на Трубной площади, размещавшийся в бывшем знаменитом ресторане «Эрмитаж» и сгоревший в 2013 году (отремонтировали и открыли вновь, хвала Всевышнему и Минкульту РФ). Здание старинной постройки – дерево, кирпич, песок и глина… Хорошо горело!
И, кстати! Театр этот начинался в своё время со спектакля «Пришёл мужчина к женщине», с блестящей игрой Любови Полищук и Альберта Филозова… Не его ли героем мог оказаться «Знакомый прохожий с незнакомым лицом»…
Не удивляйтесь, Автор! Читатель имеет право на собственную ассоциацию!
А стихотворение очень хорошее, запоминающееся, не теряющееся в длинном лонге, а значит – штучная работа. В чём его фишка и прелесть для меня? А в том, что оно – перевёртыш: все те нелестные характеристики, которые даёт автор «знакомому прохожему с незнакомым лицом», являют собой не что иное, как отражение внутреннего состояния самого автора (=ЛГ), у которого, похоже, день не задался, и претензии у него большие ко всем и вся, начиная от ближайших родственников… Ну не с той ноги, в конце концов, встал человек. Бывает! А завтра будет всё наоборот. Но и стих будет другой.


25. ВЕРОНИКА ТРУНОВА «В тихой заводи»
http://stihi.ru/2019/12/15/2381 отборочный тур

В тихой заводи воздух, не верь, не прозрачен,
И  вода не кристально чиста.
Обветшалые сходни, паромщик незрячий,
Да погода сюжету под стать:

Всё туман, да туман – от земли и до неба,
Словно сон, нереален, но зрим,
И прибрежных осок злые, колкие дебри,
Что к ногам припадают твоим.

А вокруг – ни креста, ни хоть самой пропащей
Вешки той, что укажет причал,
Лишь осинник дрожит, тонконогий, лядащий
Под короткие всхлипы сыча

Осторожно, по хлябкой тропинке, на ощупь,
От одежд отцепляя репьи,
Буду тихо ступать, ощущая, как тоньше
С каждым шагом становится нить.

Только страха не будет, я верю, не будет,
Оставляя земное живым,
Оглянусь на мгновенье, глотну полной грудью
Воздух с запахом стылой листвы,
 
И шагну сквозь туман. Скрипнут жалобно сходни.
– Здравствуй! – скажет из лодки старик, –
Я дождался тебя, и фарватер свободен.
– Я готова, паромщик, плыви!


Красивое метафоричное стихотворение, построенное на игре воображения. Человек слаб, он боится физической смерти и связанных с ней страданий (я точно боюсь!), но вера в существование иной реальности, в жизнь души после её выхода из телесной оболочки даёт ему хоть какую-то надежду на то, что с фактом смерти тела мы не заканчиваемся. И вот об этом можно писать сколько угодно, не картинки ради, а себе и читателю в помощь.
Повторюсь, игра воображения, но зримая, ощутимая, осязаемая. Раскованное письмо, богатый язык. Единственное место, где споткнулась – «И прибрежных осок злые, колкие дебри» – тяжеловатая строка, в которой перечисление «злые-колкие» сливается в не очень легко проговариваемый фонетический комок, которому хочется найти замену.


26. ЮРИЙ БЕРДАН «Чужая любовь»
http://stihi.ru/2018/02/06/1627 отборочный тур

Над Гринвич-Вилледж призрак-век горит,
Меж стен и окон мечется багрово…
Чуть-чуть нетрезв, простужен и небрит,
Что я забыл здесь ночью, в полвторого?
Нет для меня здесь ни любви, ни крова…
Играет в баре «Цинк» на третьей стрит
Судьбу мою бигбэнд Пономарева.

Моя судьба – глухой опавший лес,
То взвоет выпью, то застонет эхом,
Ворвётся в дом обкуренным морпехом
С заклинившим АК наперевес.
Судьба моя –  взывающий с небес,
Из пропасти зовущий хриплым смехом,
Во мне живущий с детства ангел-бес,
Узлом связавший мой позор с успехом.

Моя судьба – грызня во мне и торг:
Аннексия? Иль возвращенье Крыма?
Кто мой пророк –  идальго или орк?
Санкт-Петербург, Бердичев и Нью-Йорк
Переплелись во мне непримиримо.
Сцепились, словно псы, злость и восторг,
Джульетта и дряхлеющая прима,
Бордель и храм, родильный дом и морг,
Льды Арктики и знойный плеск Гольфстрима…

У входа бомж. Дерьмом воняет плед...
Пройду и не поморщусь: чай, не баре.
Я в этом баре не был прорву лет,
Как впрочем, ни в Твери, ни в Занзибаре –
Туда вообще две тысячи билет.
За дверью звон и юный хохот – пари…
Остановлюсь на миг и гляну вслед
Чужой любви – целующейся паре:
Блондинка Скарлетт и мулат-атлет.
Ночь в ноябре. Леса уже опали.


И возвращенье Крыма тоже.
«Остановись, мгновенье, ты не столь…»
Как-то очень Бродского напомнило и всё и всех, кто пишет в его манере и настроении. Подумала: ошибаюсь, дала почитать другим – подтвердили…
Не считаю это недостатком, я и сама Бродского люблю.
Гринвич-Вилледж, Крым, Санкт-Петербург, Бердичев, Нью-Йорк, Арктика, Гольфстрим, Тверь и Занзибар – не много ли географии для одного стихотворения?
За дверью звон и юный хохот – пари…©
Странно: если последнее слово в этой строке означает «вечеринка», то, по идее, там не «р», а «т» должна быть (party – pa:ty)
Взлохмаченное впечатление у меня от этого стихотворения – автору таки удалось передать своё состояние мне.


27. ВЛАДИМИР ГОЛУБЕНКО «Из переписки классиков»
http://stihi.ru/2016/06/20/9775 отборочный тур

НЕКРАСОВ – ТУРГЕНЕВУ

В Спасское прибыл почтовый рыдван:
"Здравствуй, Сергеевич, здравствуй, Иван!

Давеча снилось твое мне лицо,
Вот и решил написать письмецо.

Тут зарядили без края дожди...
Снова грустишь о Полине, поди?

Личное дело? Да я не к тому;
Слушай, прочел твой рассказ про Муму.

Да уж, печальной сражен я строкой,
Он ведь написан твоею рукой.

Тем я, признаться, расстроен вконец,
Что натворил твой Герасим-подлец!

Как он посмел, отвечай, не молчи,
К шее Муму привязать кирпичи?!

Нет, чтобы топать в деревню ему
Вместе с любимой собакой Муму.

Топит собачку Герасим чудной...
Нет, чтоб спасать от потопа, как Ной,

Чудную псину с облезлым хвостом.
...Я вот, к примеру, поведал о том,

Как при весеннем разливе от бед
Зайчиков спас героический дед.

Снял прямо в лодку (а омут глубок),
Каждый сухой обплывя островок.

Снял, не щадя живота своего;
Звали в округе Мазаем его.

Сколько дрожащих зайчишек и зай
Спас от потопа дедуля Мазай!..

Коли писать про зверушек, то ить
Надо гуманность свою проявить,

Чтобы надежда наполнила грудь,
А не посеять жестокость, отнюдь.

...Тут у меня неприятностей гроздь,
Ажно повесил ружьишко на гвоздь;

Ажно рыдают вокруг небеса –
Фёкла убила любимого пса*.

Ну-ка, а если б твоя Виардо...
Бедный мой пойнтер по кличке Кадо!

...Псов уцелевших нерадостный лай
Слушаю с грустью.
Пока!
Николай."

*Исторический факт

---

ТУРГЕНЕВ - НЕКРАСОВУ

"Поэт возлюбленный Пегасов,
Любитель Фёкл и Аглай,
Неунывающий Некрасов –
Ну, здравствуй, свет мой Николай!

Дружны с тобой когда-то были,
Но это в прошлом. В тишине
Читаю... полно, это ты ли
В жилетку плачешься ко мне?!

Боюсь, утешить не смогу я...
Сходи-ка лучше ты в кабак,
Да выпей рюмочку-другую,
Чем слезы лить из-за собак!

Живи размашисто и вдосталь,
Люби своих Аглай и Фёкл,
И будешь жить до девяноста,
Как древний грек – поэт Софокл.

Мы сами жизнь свою украсим...
Но одного я не пойму:
Скажи, на кой тебе Герасим,
С его задрипанной Муму?

Ты из-за глупой собачонки
Впустую сердце не терзай,
Ведь знаешь – рвется там, где тонко...
А взять, к примеру, твой Мазай:

Потоп случился в час неровен,
Разлив невиданный реки.
А он – расчетлив, хладнокровен
Обплыл сухие островки,

Где собрались зайчишки, плача;
Собрал их в лодку, словно Ной.
Да только вот ведь, незадача –
Линяют зайчики весной.

Убил бы, не колеблясь, оных;
Но понимал, ядрена вошь –
Из шкурок некондиционных
Хорошей шубы не сошьешь...

Своим талантом псевдо-рьяность
Придал Мазаю-подлецу.
А показушная гуманность
Тебе уж вовсе не к лицу!

Да ладно... Знаю, в тишине ты
Во грёзах с Фёклою паришь.
А мне в другой конец планеты,
А мне давно пора в Париж:

Съел половину антрекота,
На сковородке ждал карась,
Но тут напала вдруг икота –
Видать, Полина заждалась...

В вазоне сохнет хилый стебель.
Скрипит продавленный диван.
В Париже, знамо, лучше мебель...
Засим – бывай здоров!
Иван."

Забавно. В фантазии автору не откажешь. Читается легко, есть желание дочитать до конца, а это уже много! Дочитать и улыбнуться. Но не более того.


28. СИР ЁГА ЛАЕМ «Шиповник»
http://stihi.ru/2020/04/02/1050 отборочный тур (квота Любови Левитиной)

Маниакально попиксельно и построчно,
срочное делать медленно.
Но точка — не самоцель, и эфой крадётся под кожу
из ложки китайца в Чайтауне.
Тайнами свилась в кольцо бесконечность,
беспечно исколотая секундами —
кутая руки бинтами.
Амен.

Пламенем неизведанного состояния
сиянием упиваться сквозь тёмное,
в дрёме срывая шиповник, пряча в ладонях плоды.
Ты — градом станешь, я — ветлой травой...

С тобой — прятать, что после растает — бессмысленно,
но если не сделать и этого —
эго земли замолчит, и не отдаст ни тебя, ни меня будущему —
щелочью ссыплется в раны от временных точек.
 
Хочешь сегодня коснуться вчерашнего? —
Страшные двери с глазками, соседи,
их дети в песочницах,..
а хочется просто увидеть, минуя колючки,
навьюченные караваны,
краны с холодной водой и зной толуола —
Ютан Полуо.

Рада видеть в лонге, а ведь сначала всё складывалось не совсем здорово для «Шиповника». 
Даже не будучи фанатом верлибра - а это мой случай - не могу не оценить красоту и философскую наполненность этого текста, написанного в эстетике восточной поэзии. Каждая часть его как короткая песня заключает в себе законченную мысль и свой видеоряд, являясь самодостаточным утончённым творением, абсолютно жизнеспособным в отрыве от остальных звеньев цепочки.


29. ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «цуру»
http://www.stihi.ru/2020/04/07/10716 отборочный тур для резидентов

поля
тетрадные
белые
рисовые поля
в дрожащих капельках влаги.
они – раздолье для парящего журавля,
даже если он из бумаги.

летит кругами
журавлик оригами
из обрезков, фантиков
и типографского брака.
лучший друг японской девочки Саса’ки
Сада’ко.

среди разлившейся зыбкости наших пустынных улиц,
где цветы попрятались, деревья пригнулись,
между домов натянулись верёвками
людские страхи...
всё чаще ловлю силуэт маленькой робкой птахи.

мне было 7, когда нам задали этот невыносимый
рассказ про лучевую болезнь, про Садако из Хиросимы.
смерть всегда побеждает.
в Японии и России,
и даже на крошечной Мальте.
даже если её попросить по-братски.
даже если не наступать на трещинки на асфальте,
беречь здоровье...
всё равно умирать придётся. глупо и по-дурацки.

но это не значит, что нужно сдаваться.

и поэтому не говори мне, что ничего не поделать.
не говори, что я ничего не делаю.
я беру бумагу клетчатую и белую.
я делаю журавлей.
|сложить-согнуть-развернуть|
методика очень проста.
при должной сноровке получится стая
из одного листа.

я всего лишь маленький человечек.
но шелестящие птицы наполняют квартиру до потолка,
рвутся из окон, текут, как река,
вдоль по улице Москворечье.
летят на запад
сквозь пьяный весенний запах.
провожаю глазами этот полёт.
и пускай мы не вечные,
но мне почему-то кажется, что хотя бы до завтра
никто не умрёт.


Известная печальная история в новой оригинальной авторской подаче – два в одном или матрёшка-дочь в матрёшке-маме... Автору удалось рассказать старую историю по-своему – не просто пересказать, а переосмыслить в контексте иных обстоятельств, так внезапно свалившихся на наши головы и отравивших нашу жизнь непроходящим страхом. Очень точное сравнение взято – враг невидим (как и страх, невидим, впрочем), но смертельно опасен.
Текст, свободный от классического метра, очень хорошо читается и воспринимается на слух за счёт присутствия рифмы. Прекрасная работа.


30. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «давай поговорим начистоту»
http://stihi.ru/2020/04/01/8243 отборочный тур для резидентов

давай поговорим на/чистоту
на синюю зеркальную на ту
которая остра и невозможна
в цветении разбуженной реки
на жжение несомкнутой руки

на снег и солнце ставшие одним
на беглые вокзальные огни
поговорим на/память и на/случай
на/долгие года на/посошок
пока ещё смешно и хорошо
в апрельской этой голости трескучей

на/чистоту – вот всяческая я
к весне не уберегшая края
растаявшая кромкой ледостава
вот ты и твой неласковый приют
два города два голода двух юрт
квартирных неприкаянных неправых
неправедных порушенных чумой
давай же на/прямую боже мой
на/голос на/прощание на/веки
мы реки буераки человеки
и нам так много надобно успеть

в руке такая маленькая смерть
растаявшей зимы и крик рожденья
тепла и света света и тепла
сквозная синь зеркального стекла
на/взрыд
на/отмашь
на/опереженье

Замечательный образец суггестивной лирики, где в каждой строке – прислушивание к окружающему миру в себе и к себе в окружающем мире. Автора качает на просодической волне ассоциаций, не раскачивает штормово, а тихо и мерно покачивает, и в этом покачивании так легко отыскиваются слова, как легко и сами собой они могут отыскиваться в колыбельных, сочиняемых на ходу – слово к слову, строка к строке, с алогичным, но очень естественным интерметтированием мысли.
И снова отсутствие знаков препинания как приём. И только косая черта (не хочу здесь использовать заимствованный из английского «слэш», уж лучше наша «перечёрка»), заставляющая интонационно выделять места в тексте и обращающая внимание читателя на то, какое удовольствие доставляет автору работа со звуком и словом.
О таком состоянии поэтического транса можно только мечтать!


31. ИНГА СТАШЕВСКА «В Берлине»
http://www.stihi.ru/2019/03/31/3391 отборочный тур для резидентов

На двоих, допустим, стихи, а потом – в толпу.
Голубая река задумчиво – глянь! – течёт.
Я беру твою руку.  Встревоженно бьётся пульс.
В этом сказочном мире – все сказки наперечёт.
Улыбается женщина, вздрагивает старик,
Музыкант открывает скрипку. Барбос кудлат.
На двоих шоколад вкусней, что ни говори,
Замечательный “made in Germany“ шоколад.
А над Бабьим Яром кукушка считает дни,
Всё вода под мостом, да ладно тебе – вода…
Музыкант поднимает голову.”… verstehe nicht”.
Проступает звезда. На моём рукаве – звезда.


Стихотворение воспринимается как очень плотно сделанный видеоконтент с плавными монтажными переходами, с наплывом кадров. И в какой-то момент ты ловишь себя на том, что смотришь немое кино. А текст… текст, оставаясь первичным, где-то в двадцать пятом кадре остаётся. Автор – мастер спецэффектов!


32. САША НЕМЕСТНЫЙ «Приезжай»
http://stihi.ru/2018/08/19/474 отборочный тур для резидентов

Приезжай.
И вспомнишь, может статься,
Пятую оградку от стены.
Помолчишь, тут есть где отлежаться,
Тут у нас истоки тишины.

Лопухи да камни у заборов,
Облака — до Золотой Орды.
Заберешься в глушь — ни триколора,
Ни следов рубиновой звезды.

А заснешь — пригрезятся исходы.
В сучий век домой возврата нет.
Вымершею бабочкой свободы
На асфальте гусеницы след.

Приезжай.
Прикинься инородцем,
Будто с государством не знаком...

Родина — она со дна колодца
Смотрит ввысь Иваном-дураком.


Читаю лонг и ловлю себя на том, что многие стихи в нём выстраиваются в логические пары, развивая одну или ту же тему, либо возражая друг другу, либо давая ответ одно другому.
Это стихотворение вполне могло бы стать ответом на
26. ЮРИЙ БЕРДАН «Чужая любовь».
Никуда не уезжала, а задевает. Хорошо задевает. Но почему со дна колодца, почему Иваном-Дураком – красиво сказано, конечно, но обидно, чёрт возьми!


33. ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «в старых домах»
http://stihi.ru/2019/11/16/8996 отборочный тур для резидентов

в старых домах обязательно что-то скрипит
то половица
то шкаф
то витражные двери
то комары
то луна то комета влетит
веришь
а впрочем влетит даже если не веришь

в старых домах не хватает розеток в стенах
щели в окошках
поэтому дышится славно
жарко бывает
зато хорошо в головах
хочется думать о чем-то простом и не главном

в этих домах невозможно болеть и стареть
время уснуло навек
вместе с глупой кукушкой
знают не все
что в саду похоронена смерть
там сквозь нее прорастают укроп и петрушка

и никому невдомек что на свете давно
автомобили компьютеры
страшные бомбы
в старых домах это попросту знать не дано
нет в них ни скучных ни злых
ни дурных ни негодных

осень вокруг или лето
и даже зима
здесь же всегда только яркий полуденный свет
солнце ночует похоже
в тех старых домах

только вот жаль что домов тех
давно уже нет


Удивительное и спасительное свойство человеческой памяти – идеализация прошлого. Если бы не оно, каким грузом негатива было бы отягощено наше сознание уже к середине жизни, не говоря о высоком возрасте. А ведь чего только там не было, какие только страсти не кипели в старых домах, и какой только странный люд не населял их – ершистый, неуживчивый, пьющий, драчливый, наравне с терпеливым, отходчивым, трудолюбивым (перечисление можно продолжать бесконечно).

И последняя строка

только вот жаль что домов тех
давно уже нет

опа! Что-то похожее мне уже встречалась в этом лонге – «Старик и море», Галия Гали
Мы и мир, существующий в нас
Это сговор :)


34. ИРИНА СУВОРОВА 4 «Перелётные»
http://stihi.ru/2019/10/27/6435 отборочный тур для резидентов

Привет! Входи.
Смелей, здесь не казнят.
Ты журналист? Узнала по блокноту.
Прикрой окно – убийственный сквозняк!
Медсёстрам душно – а меня колотит.
Соседке хуже – пламя в животе.
Уколют морфий – бредит, что Жар-птица,
Руками машет, будто улететь
Пытается.
...Вот-вот от нас умчится.
А я, напротив, стыну изнутри.
Главврач сказала, что от белой крови.
Ты, уходя, мне искренне соври,
Что я к утру проснусь вполне здоровой.
А не проснусь – никто не виноват.
Убудет здесь – в других местах прибудет.
Не плачь. Смотри –
Скворцы на юг летят.
... Примерно так же улетают люди.


Только скворцы весной возвращаются…
Много похожих стихов на тему больницы и смерти в последнее время приходилось читать. Писать от лица умирающего человека – ответственность невероятная. Я бы не решилась. Пожалуй, этим и ограничусь.


35. АННА АРКАНИНА «Истончается свет»
http://www.stihi.ru/2020/04/02/9681 отборочный тур для резидентов

так приходит зима
так заходят без слов
обнимают стараясь сберечь
выдыхая последнее облако снов
утыкаются в мраморность плеч

и проходят неспешно
садятся к столу
чайник выкипит жизнь утечёт
всё успеть обжигаясь стелить на полу
горячо горячо  горячо

провалившись на дно
не забыть парашют
кто сказал что отпустит потом
пусть минутные стрелки нам раны зашьют
безболезненным временным швом

там где память у сердца
случается глюк
даже смерти покажется нет
прямо здесь над тобой где ты спишь на полу
истончается свет


Очень хорошее, зыбкое, мерцающее, не на логических умозаключениях построенное, но исключительно на эмоции. Даже говорить ничего не хочется, так хорошо.
И почему-то именно сейчас вспомнился недавно прочитанный интереснейший трактат Нади Делаланд «Отсутствие знаков препинания в стихотворной речи», опубликованный в № 158 электронного издания Лиterraтура (апрель 2020) [см. http://clck.ru/NMMZ3 - прим. ред. БЛК].
Всем и всячески рекомендую прочитать!


36. ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «Роза»
http://www.stihi.ru/2020/01/22/8058 отборочный тур для резидентов

… в свете прогнозов на лучшее —
сбудется, сбудется —
только бы власть не украсилась
лентами, лентами —
Розе на власть наплевать,
но приличия требуют
порассуждать о стабильности, власти
и —

входит в холодную комнату воздух
стылый костлявый с комочками манными
лица глядят причитальные
то ли мама блажат то ли мало
повивальная бабка соляному столбу
вода в стакане налево направо
лёгким больно идёт упрямо
здравствуй тётушка
где тут венки погребальные

Господи! —
         повосклицать
                собирая рабочие модули —

зная
    что всё понарошку немного
                немного по выдумке —

зная
     не падать в канал ей
                Розою Бродского

если куда и нырнёт —
                всё отчёты и модули —

качает река кисельные берега медвяная
молочная масляная ледяная
выйдешь из берега кумушки заголосят
белые тётушки волны горят глазами
пляшет язык плещется пламя реки
алыми кистями скручено крепко
всполохи крутятся по реке
гари не слышишь знаешь венки
прогорели видишь облик земли
и

вынырнуть бы на Ивана Купалу
                из сумрака-таинства

чтобы цветочек лазоревый
                в волнах
                высматривать

чтобы притынной травой
                заплетаться
                вдоль берега

и оставаться навек
                в этом сне
                в этом мороке

ивой
      зелёным разрезом
                пустым обещанием

цветом блаженным
                или
                венком погребальным —


снова уходит от выбора,
словно нет выбора,
словно земля — это небо,
а небо — прощение
цветом блаженным
или
венком погребальным.


Честно признаюсь, долго думала над этим стихотворением. Думала утром. Думала на ночь, и это была моя ошибка… Очень депрессивные медитации, не придающие жизненных сил, особенно этой весной. Мне как читателю точно! Не знаю, какой кайф получает автор, качаясь на этой бесконечной волне безнадёжности… Позвольте высказать сомнение по поводу деструктивных настроений как доминанты творческого (=созидательного) процесса. А написано хорошо, кто ж возражает.


37. ЕЛЕНА СЕВРЮГИНА «Имярек»
http://stihi.ru/2019/11/25/9514 номинатор Светлана Андроник Шимановская

бесконечны паузы небес
человечек умер и воскрес
век челом печали без числа
праха порох память плеск весла
то-то человечка будут грызть
страхи боль раскаянье корысть
малые с горошину но всё ж
имярек иначе в мир не вхож
имя реки имя на реке
мелкий мир дрожит на поплавке
мается держи меня держи
не сорвался в омут значит жив
***
что тебе до магии имён
что тебе до мании знамён
что тебе до тяжести креста
если ты покой и пустота
у тебя ведь нет ни рук ни ног
у тебя ведь нет ни да ни но
нету у тебя ни до ни да
ты сквозняк воздушная среда
ты река
текущая строка
ты строка
текучая река
прорастает в корне языка
звук не осязаемый пока
и горит надмирный горловой
голос твой

Стихи-говорение, горловые стихи – сильная сторона этого автора и его конёк. Первооснова в них звук – живой, пульсирующий, всё себе подчиняющий, как на магнит притягивающий смыслы. Мне очень нравится первая часть стихотворения, нравится цельный, упругий текст, не уступающий фонетике, а идущий как минимум вровень с ней, и его бы достаточно, и на нём бы закончить. Всё что дальше – это уже другое и о другом, и более расплывчато.


38. ИРИНА ЧУДНОВА «вода, вода, замри и помолчи»
http://stihi.ru/2020/04/18/3881 Светлана Андроник Шимановская

***

я добываю времени ключи
в твоих волнах свинцовых и незрячих.
на ощупь, на погоду, на беду
так руку между струй твоих веду,
как музыкант меж струн усталость прячет.

замри и помолчи, моя вода —
я добываю память из-под дна
о том, что по рождении случится
со мной и с миром. различат ветра
тех, чья душа невинна и мудра,
чья ледяна и сладостна криница.

и тот, кто замирал на раз-два-три,
придёт на светлый голос изнутри
обнять меня стоструйными руками.
качаясь в них, гадаю вперечёт —
ты станешь пар? ты станешь колкий лёд?
я стану дол, я стану степь и камень.

я стану соль, ты станешь снегопад —
и кто кому судьба, лекарство, яд?
кто нас с тобой в морскую кровь смешает?
посмеет кто единое разъять? —
хрустален шторм, аквамаринна гладь
и твердь распахнута, волны не разрушая.


Не удивлюсь, если подтвердится моё предположение, что автор этого стихотворения родился под водным знаком Зодиака (если по ошибке не родился под другим), так органично чувствует он себя в стихии Воды. Отсюда и богатство воображения, и сверхчувствительность, и работа мысли на уровне подсознания. Стихи завораживают, как завораживает вода, на жизнь которой, еле уловимую в тихих омутах и кипящую в морских пучинах, можно смотреть бесконечно. Узнаваемый почерк, узнаваемая система образов, узнаваемые, но никогда не скучные стихи. Здесь и слово «мастерство» произносить не хочется, а если и произносить, то только в понимании «передано свыше».


ШОРТ-ЛИСТ

1. ГАЛИЯ ГАЛИ «старик и море»
http://stihi.ru/2019/05/24/2558 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
7. СВЕТЛАНА ГУСЕВА «Курочка по зернышку...»
http://stihi.ru/2020/04/16/9508 номинатор Юлия Малыгина
16. ЮРИЙ МАКАШЁВ «Рубашка»
http://www.stihi.ru/2019/11/12/1782 номинатор Марианна Казарян Вьен
17. ДАРИ-ЭКС «Зеро»
http://stihi.ru/2015/11/08/747 номинатор Марианна Казарян Вьен
18. ШЕРДЖ ШЕР «Кавказ ода»
http://www.stihi.ru/2020/04/03/4549 квота Елены Наильевны за редактирование отборочного тура
24. РЕГИНА СОБОЛЕВА «Знакомый прохожий с незнакомым лицом»
http://stihi.ru/2011/09/17/5282 номинатор Термитник поэзии
29. ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «цуру»
http://www.stihi.ru/2020/04/07/10716 отборочный тур для резидентов
30. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «давай поговорим начистоту
http://stihi.ru/2020/04/01/8243 отборочный тур для резидентов
35. АННА АРКАНИНА «Истончается свет»
http://www.stihi.ru/2020/04/02/9681 отборочный тур для резидентов
38. ИРИНА ЧУДНОВА «вода, вода, замри и помолчи»
http://stihi.ru/2020/04/18/3881 Светлана Андроник Шимановская


Желаю всем вдохновения и здоровья!


Рецензии
Спасибо на добром слове, Надежда.
Жаль, конечно, что в список избранных моё стихотворение не вошло.)

Смагина Виктория   10.05.2020 14:21     Заявить о нарушении
Виктория, мне тоже жаль. Абсолютных фаворитов у меня всего 4, а остальным не уступает ещё несколько стихотворений, не вошедших в десятку - тут бы список и до 15-ти можно было бы раздвинуть... Это было нелегко, признаюсь честно.

Надежда Бесфамильная   10.05.2020 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.