Трагическая гибель и воскресение Ежика в тумане

 В 2017 году я получила любопытный жизненный опыт, имеющий отношение к знаменитому мультфильму «Ежик в тумане». Я сочла, что опыт нужно описать. Рассказ мой может произвести … не то, какого хотелось бы мне, впечатление, если вы не будете снисходительны. Поэтому читайте его только в случае, если вам интересен этот мультфильм. Даже если вы его не любите.


Мои знакомые — те, кто смотрел мультфильм «Ежик в тумане» — делятся на тех, кто очень любит мультфильм «Ежик в тумане» и тех, кто его терпеть не может. Я принадлежу к первым, и вы заметили, что равнодушных нет. Я этот мультфильм всегда любила, а о славе его долго просто не знала. В моем детстве его могли показать по телевизору в вечерней сказке, как показывали мультфильмы по другим сказкам Сергея Козлова (эти мультфильмы я обычно тоже любила), — без комментариев, без объявления о том, что он какой-то выдающийся, без поиска скрытых смыслов. (Да, раз выдающийся — то уже не «какой-то»). Показать его только для того, чтобы дети успокаивались перед сном, чтобы их день имел хорошее тихое завершение. И я радовалась, и смотрела. Думаю, что этот мультфильм нравится людям, склонным к созерцанию. И о разнице вкусов — все.

Когда я узнала, что Императорский фарфоровый завод выпустил коллекцию предметов, посвященную «Ежику в тумане», я тоже обрадовалась и решила купить что-то из нее. С одобрения всего семейства, конечно же. Выбрала три чашки с блюдцами, форма «Черный кофе» — маленькие, хорошенькие. На каждой чаше изображен Ежик в разных положениях — без других персонажей мультфильма, если узелка не считать. Такой набор и заказали мы, главный повод покупки — маме в подарок. Кстати, когда я стала смотреть отзывы покупателей на этот и другие товары из той же серии, на сайтах разных магазинов, оказалось, что многие почему-то покупают посуду на тему Ежика именно в подарок мамам. Обычно сообщают, что мамы счастливы.

Посылка наша дошла быстро, но произошел случай, — и вы догадываетесь, что неприятный случай. Мы еще не успели распаковать новоприбывшего, как зловещий звон возвестил, что что-то не так, и очевидно, что именно…Когда вы ждете приятный для вас подарок, фарфоровый, с совсем не безразличным для вас рисунком, и много раз воображаете, как будете распаковывать дорогой вашему сердцу предмет, этот звон — именно зловещий. А потом из подарочной коробки стали вылетать осколки. Набор наш доехал разбитым. Блюдца к чашкам были целы, разве что немного поцарапались с краев, а вот чашки выпали из предназначенных для них держателей в подарочной коробке и преобразовались в осколки.

Шок. Разгневанное разочарование. Но это был всего лишь случай, один из тех, которые могут иногда произойти. Международную доставку перепутали со внутригородской и потому товар упаковали недостаточно тщательно для международного переезда. Мы списались и созвонились с продавцом, и нам обещали выслать за те же уплаченные деньги новый комплект таких же чашек с блюдцами и с Ежиком. (Антирекламу магазину делать не буду: я нахожу, что это очень хороший магазин. К решению проблемы они отнеслись с совершеннейшей добросовестностью: когда к нам пришел новый набор, каждый предмет был упакован так, как будто ехал на Северный полюс.)

Нужно было ждать новую посылку. А пока что я решила рассмотреть внимательно уже пришедшую. Мое желание получить этот набор и любопытство впервые видеть его не на фотографии были велики, и уверенность в том, что зрелище будет  тяжелым, меня не остановила. По крайней мере, думала я, увижу то, что не всякий покупатель сразу видит. Всякий надеется этого не увидеть.

В коридоре лежала коробка, содержимое которой утром так рассердило нас. На коробке напечатан большой фрагмент интервью Юрия Норштейна о работе над мультфильмом и о том, как у них с Франческой Ярбусовой долго не получалось найти образ Ежика — именно такой, какой теперь именно по этому мультфильму известен, а получился этот Ежик, когда Норштейн, по его воспоминаниям, расстроился и стал кричать…Это было приглашающее начало. Оно подразумевало, что тот, кто его прочтет, сейчас откроет коробку и будет любоваться персонажем — потому что фарфоровый набор сделан не для кого угодно, а для тех, кто любит этот персонаж. Узнайте: Ежик получился не сразу — хотя вы к нему такому привыкли, и именно в этом мультрассказе он как будто не мог даже пытаться быть не таким… (Он другой в других мультрассказах). Это начало не было веселым, но оно подразумевало радостное нетерпение читателя, и чтение его как будто уже вводило в мир того самого мультфильма, призывало успокоиться и приготовиться смотреть.

А внутри коробки лежал тот самый Ежик в хаотическом состоянии. Молчание его яснее некуда возвещало: он понимает, что безнадежен. На трех чашках должна была быть — и была — изображена фигура Ежика в трех разных сценках, но теперь они распались на фрагменты, перемешавшиеся и между собой, и с крупными белыми обломками, оставшимися от стенок и ручек, и с жалкой белой крошкой. У двух картинок был голубой фон, которого нет в мультфильме, и только у одной — серый. На донцах чашек с обратной стороны значились названия распавшихся сценок — «Узелок», «Туман», «Звезды», — они указывали, что должен был бы понять зритель каждой картинки, если бы видел ее целой, а не распавшейся. Сам Ежик уже только беспомощно лежал, но он должен был то смотреть, задрав мордочку, то словно бы танцевать в тумане, высоко подняв узелок. Я взяла голову Ежика, оставшуюся от одной картинки, и приложила ее к туловищу от другой: я знала, что получится неправильно, но вид так огорчал, что мне необходимо было из печального сделать забавное.

Созерцательное настроение меня захватило. Глядя на три разбитые фарфоровые чашки, можно было сколько угодно воображать соответствующее: и беспощадный поток времен, и великие руины, и как легко заблудиться нам, бедным ежикам…Но печаль всех этих мыслей не была совсем честной. Я знала, что скоро ко мне должен приехать новый Ежик на фарфоровых чашках, и была уверена, что на сей раз он доедет целым.

Зачем я делюсь этими очень личными и нарочно запутанными впечатлениями? А затем, что меня осенило — нас всех осенило, и после этого инцидент уже не доставлял печальных воспоминаний, а только веселил, даже до того, как новый набор поступил к нам во владение в полном порядке. Ежик у нас прошел тот же путь, что и в мультфильме. Он попал в туман, а потом выбрался из него. Вот так худо к добру обернулось, а туман рассеялся.

 29 декабря 2017


Рецензии