Любовь Ячменникова. Театр одного голоса
Я люблю человеческий голос,
Одинокий человеческий голос,
Измученный любовью
и вознесённый над гибельной землёю.
Голос должен высвободиться из гармонии мира
и хора природы
ради своей одинокой ноты.
Низкий бархатный голос, выразительность интонации и культура изложения материала сделали своё дело: в паузу я приоткрыла дверь, чтобы попросить разрешения присутствовать на уроке. Мне любезно позволили войти, и уже через мгновение я стала соучастницей происходящего. Было ощущение, что педагог и до меня пытается донести певческие истины, постижение которых необходимо для овладения вокальным искусством. Я попала не только под обаяние речи маленькой женщины, которая забирала в свой плен легко и безоговорочно. Её хотелось слушать, за ней хотелось идти по извилистым дорогам исполнительского вокального искусства.
Нашу беседу с педагогом мы начали с разговора о сценической речи, владение которой требуется не только артистам драматических, но и музыкальных театров. Любовь Ячменникова с благодарностью вспоминает педагога Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Эдуарда Чарелли.
– Учитель и человек был потрясающий. Вокалист, потерявший голос и ставший отоларингологом, потом окончил ВГИК. Он знал голосовой аппарат как никто! Мы у него и лечились, и учились. Много книг написал. По его учебникам обучались и студенты ВГИКа, и вокалисты консерваторий. Он очень помог мне в освоении вокальной техники, - говорит Любовь Ячменникова, в недавнем прошлом – талантливая вокалистка, солистка рязанской филармонии, музыкального театра в Барнауле, а сегодня – не менее одарённый педагог, стоявший у истоков открытия вокального отделения специализации «Академическое пение» в Рязани.
Коллеги отзываются о ней не только как о прекрасной вокалистке, но отмечают и её широкий кругозор.
– Редкое сочетание высокого интеллекта с тончайшей музыкальностью делают её персону фигурой уникальной на нашем музыкальном небосклоне. Любовь Александровна – театр одного актёра, бриллиантовая россыпь! Слушаешь её и видишь перед собой испанку, если она поёт соответствующую музыку. А как она исполняла русские народные песни! Это были настоящие драматические трагедии - новеллы. И никогда не повторялась, тонко ощущая стилистику произведений. Поэтому и самоотдача была потрясающей, и зрители не могли не отзываться, и успех всегда сопутствовал ей. Но ведь она и методист сильный! Вы бывали на её уроках? Настоящий профессор! Вокал ведь – тёмное дело, сплошная физиология. Попробуй-ка объясни, что да как нужно сделать, чтобы у тебя и в тебе зазвучало! А Ячменникова может, потому что знает, потому что профессионал! - говорит теоретик Людмила Кочеткова.
Обладая такими прекрасными актерскими данными, не могла Любовь Александровна не использовать их во всю мощь своего самобытного таланта. В её репертуаре много чтецких программ с умелым соединением стихов и вокальных номеров.
В педагогической среде редко можно услышать о хорошей дружбе, но и здесь, похоже, наша героиня являет собой исключение. «Она – уникальное явление! Помимо того, что прекрасный музыкант, она еще и верный друг, готовый всегда прийти на помощь. И главное – настоящий пример бескорыстного служения своему делу» (Наталия Макарова).
Фальшь сибирячке Ячменниковой не свойственна ни в музыке, ни в жизни, а потому она в хороших отношениях с коллегой, педагогом по вокалу РМК – Светланой Трач. Конкурентки? Конечно, потому что «одного поля ягоды»: обе – сибирячки, а талантливым людям и делить-то нечего, ибо каждому есть, что сказать и в искусстве, и в педагогике.
Что помнит наша героиня из детства? Дед погиб на фронте. От него у мамы гоголевская фамилия Бульба. Была она украинской певуньей и плясуньей в художественной самодеятельности Челябинского тракторного завода. Вот от кого девочка унаследовала страсть к вокалу и выступлениям.
– Как спела в пионерлагере «Петушка», так и начались мои первые шаги в пении, - вспоминает Любовь Александровна. – Книжки читала про певцов. Жила рядом с лесом, бегала туда петь, потому что там голос хорошо звучал, про акустику тогда ничего не знала ещё. Громко пела призывные патриотические и маршевые песни. И маме я благодарна за то, что она меня очень образовывала. Я читала Белова, Проскурина, Астафьева. И много пела. А однажды главный инженер нашего ДОКа, проходивший мимо, сказал, что мне нужно учиться, чтобы стать настоящей певицей . И, как у Пушкина сказано, –«слово было найдено».
Много общего оказалось у Любови Ячменниковой с известной всем Фросей Бурлаковой из фильма «Приходите завтра».
Ученица профессора Леонтины Краснопольской, Люба была активисткой на курсе, отвечала за учебно-воспитательную работу, успевала справляться со всеми нагрузками и пела в оперной студии малоизвестного в то время Евгения Колобова, который потом создал и возглавил Московский театр «Новая опера», за что получил в 2003 году Государственную премию РФ.
Во время учебы в консерватории Любовь познакомилась со своим будущим мужем – певцом из Рязани Петром Ячменниковым, который служил в Ансамбле песни и пляски Уральского военного округа, а затем учился с Любой в Уральской консерватории на одном курсе.
После окончания консерватории молодые артисты приехали в Рязань и с 1983 – 1989 годы работали в областной филармонии. Но им очень хотелось поработать в хорошем музыкальном театре, поэтому они уехали солистами в Барнаул, где прослужили два года, а Любовь Ячменникова, спела там в «Марице» Кальмана, «Цыганском бароне» Штрауса, «Цыганской любви» Легара, но отсутствие жилья стало причиной возвращения артистов на рязанскую землю. Любовь Александровна получила иллюстраторские часы в музучилище и потихоньку начала делать сольные программы, работая с известным рязанским пианистом Сергеем Мартыновым, который к тому же был организатором их совместных выступлений с артистами Большого театра. Хорошо, что сохранились видеозаписи её выступлений тех лет. С теперешним концертмейстером Надеждой Дементьевой, с которой Ячменникова работает с 1993 года, она исполняла романсы Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, песни народов мира.
Самое приятная оценка твоей работы всегда исходит от коллег, которых очень трудно чем-то удивить. Поэтому услышанные мной восторженные отзывы о певице Любови Ячменниковой прозвучали очень искренним дополнением к портрету исполнительницы. Говорили о том, что она – настоящая артистка, отмечали необыкновенной красоты голос и мастерское владение им, не забыли упомянуть о хорошем вкусе, который не всякому исполнителю свойственен, и, в том числе, было сказано о сценической речи высокого образца, которая и в речи обыденной заметно выделяет Любовь Александровну из среды собеседников. Кто-то даже сравнил её с дикторами центрального телевидения советского периода, когда их речь была абсолютным эталоном грамотности, интонационной выразительности и образцом для подражания.
А в 1999 году случилась беда – микроинсульт выбил Любовь Александровну из привычного ритма. И в этой ситуации большую поддержку педагогу оказала тогдашний заместитель директора Надежда Сергунова, о которой Любовь Александровна всегда говорит с огромной благодарностью.
За годы работы в РМК им. Пироговых Любовью Ячменниковой подготовлено более двадцати специалистов, среди которых есть лауреаты и дипломанты конкурсов. Сегодня ученики талантливого педагога продолжают работу в ДМШ города, поют в Рязани и за её пределами, профессиональная деятельность Любови Александровны отмечена грамотами и благодарностями губернатора и знаками «Ветеран труда» и «Почётный работник среднего профессионального образования РФ».
Хочется верить, что юбилейный год ещё принесёт Любови Александровне здоровья и много творческой радости, а мы от всей души желаем известному музыкальному педагогу, чтобы все её мечты сбылись.
07 – 08. 04. 2020-04-08
Специально для «Новой газеты»
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
28. Людмила Михайловна Кочеткова
http://stihi.ru/2020/03/19/370
29. Лидия Князева
http://stihi.ru/2020/04/09/3291
30. Любовь Ячменникова
http://stihi.ru/2020/04/15/10790
-----------------------------
К 100-летию РМК им. Пироговых (Из книги "Разум, воплощённый в звуках")
http://stihi.ru/2019/06/21/7048
1. Пустой звук
http://www.stihi.ru/2018/02/14/11234
2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229
3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712
4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429
5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766
6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035
7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655
8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545
9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279
10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459
12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145
13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602
14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340
15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536
16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678
17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384
18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103
19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50
20. Елена Коновалова
http://www.stihi.ru/2017/12/14/120
21. Людмила Журавлева
http://www.stihi.ru/2017/12/28/48
22. Надежда Леонидовна Сергунова
http://www.stihi.ru/2018/01/18/123
23. Светлана Васильевна Волтухова
http://www.stihi.ru/2018/05/24/2951
24.Галина Кудинова
http://www.stihi.ru/2018/11/07/10229
25. Лариса Петунина
http://www.stihi.ru/2018/11/28/10373
26. Ирина Нестерова
http://www.stihi.ru/2017/02/26/830
27. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459
Свидетельство о публикации №120041510790
А тебе, Оленька, низкий поклон за твой талант, за твой профессионализм и неравнодушие к людям и их удивительным судьбам!
Обнимаю тебя!
Ирина Анташко 16.04.2020 19:11 Заявить о нарушении