Аналитик музыкальных смыслов Лидия Князева

Восторженные отзывы о Лидии Григорьевне Князевой я услышала от её коллег по РМК им. Пироговых, в котором она проработала сорок два года. «Когда Вы будете с ней беседовать, то поймёте, что перед Вами – настоящий учёный! Защитившихся - много, учёных – единицы. И Лидия Григорьевна – тому яркий пример. Да Вы и сами убедитесь, когда начнёте с ней общаться», -– говорила мне  Людмила Кочеткова.
   Я убедилась, и Лидия Григорьевна стала для меня настоящим открытием, начиная с … культуры речи, которая, похоже, становится атавизмом, уходя в далекое прошлое той эпохи, откуда великая Ахматова взывала, обещая, «… мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём Навеки!» Пока побеждает язык птичий, безлико-унифицированный, на котором ловко изъясняется массовка от преподавателей до среднего уровня школяров, а жизнь наша, вливаясь в русло усредненного потока, делается примитивно-обыденной и монотонной. Поэтому, когда в телефоне зазвучал голос моей собеседницы, я сразу попала под обаяние хорошего «вкуса родимой речи», о котором писала Ахмадулина.
   « За языковую культуру в семье отвечал папа. Из моих воспоминаний детства – словари по русскому языку, которые он любил читать, акцентируя наше внимание на тех или иных словах и трудностях. Он заставлял нас слушать новостные передачи – не из-за событий, а потому, что речь дикторов была образцовой», -  рассказывает Лидия Григорьевна. Поэтому сегодня она по-прежнему готовит из продуктов, за ними же ходит в магазин, оставляя «ингредиенты» родному для них курсу химии, где им всегда и было место, а «толерантности», зачем-то пришедшей в язык из патанатомии, предпочитает уютную и тёплую «терпимость» из русской словесности. Не случайно ведь – «Заговори, чтобы я тебя увидел!» (Сократ). Может быть, «виной» тому и абсолютный слух нашей героини, который не только в музыке помогает ей избегать фальши?
   Лида пошла в школу в шесть лет. Вскоре маму вызвали, сообщив, что девочку надо обязательно учить музыке. Так в её жизни появились Мария Смирнова – первый преподаватель по фортепиано,  Людмила Кочеткова, быстро разглядевшая в ней творческие способности, и  Алла Морина, ставшая первопричиной и толчком для поступления Лидии на теоретическое отделение музучилища, которое девушка окончила с красным дипломом.
   В то время в РМУ только пришла работать молодой специалист, пианистка Людмила Алаева, были корифеи-теоретики – Зоя Ельцова и Эвелина Святославская, давшие студентке такую мощную теоретическую и историческую базу, на которой она легко окончила Саратовскую консерваторию, получив ещё один заслуженный красный диплом.
   Талантливой выпускнице хотелось заниматься наукой, ей одной было дано направление на поступление в аспирантуру. Преподавателем Лидии был ученик великого Лео Мазеля, ректор консерватории Борис Сосновцев, предложивший ей уже на третьем курсе вести у вокалистов теорию, гармонию и сольфеджио. В советское время в нашем музыковедении среди теоретиков-аналитиков богом считался Виктор Бобровский – доктор искусствоведения, преподаватель Московской консерватории, занимавшийся проблемой функционального анализа музыкальных произведений. И именно к нему хотела пойти в аспирантуру Лидия, потому что видела себя в науке именно с этим руководителем. Но внезапная смерть научного светила изменила ситуацию, к тому же в Рязани отец оказался в тяжёлом состоянии после инсульта, да ещё на девушку, как на ярчайшую студентку-выпускницу, пришёл запрос из родного рязанского училища, куда она и вернулась после окончания консерватории. Когда начала работать, Лидия была переполнена знаниями, хотелось вести все дисциплины, но её профессиональная деятельность сначала была ограничена всего восемнадцатью часами предмета «Народное творчество». К ней присматривались, хотя и знали как одну из самых ответственных выпускниц. Через год её уже  допустили до обучения теоретиков и дали, наконец, любимый и сложный курс – анализ музыкальных произведений, которым она занималась почти тридцать лет. Помимо этого в работе Лидии Григорьевны были все дисциплины музыкально-теоретического цикла.
   Лидия Князева, как и все преподаватели, занималась и кураторской, и методической работой, ездила по районам области с шефско - просветительскими лекциями, была председателем жюри конкурса «Я – композитор». Но наиболее интересная часть её деятельности – исследовательская, в которой она сполна могла проявить свои незаурядные научно - аналитические способности. На примере творчества Павла Карманова (его альбома «Gett in!») Лидия Григорьевна изучала технику минимализма – одного из колоритнейшиих явлений музыки ХХI века. С огромным пристрастием интересовалась она и творчеством ленинградского композитора Галины Уствольской, все произведения которой покупались немецким издательством еще до их написания автором, настолько это было гарантированное качество и самобытность.
   Лидия Григорьевна охотно делится своими впечатлениями от этой работы: «Я рассматривала её симфонию «Amen». Уникальность этой музыкальной формы в творчестве Уствольской в том, что она пишет свои произведения для малого состава исполнителей, но при этом категорически настаивает на том, что это не камерная музыка, запрещая называть свои творения не симфониями. Для неё это было принципиально. Я, как исследователь её творчества, обязана встать на  позицию автора, понять её человеческое «Я», чтобы потом разобраться в её же музыкальном Альтер Эго. Интересно, что за пределами России проводится множество фестивалей Уствольской, а в Питере такое событие произошло лишь однажды. И это, конечно, жаль, потому что  подобная музыка заслуживает того, чтобы её слушали и знали».
   Лидию Князеву интересует и творчество сегодняшних композиторов, таких, как Антон Батагов, Алексей Айги, Пётр Айду. Она старается быть в курсе музыкальных новинок, много читает, почти не смотрит ТВ, делая исключение для канала «Культура», но с удовольствием просматривает музыкальные новости в Интернете. Она – человек незаурядный, и это чувствуется во всём.
      Вспоминает заместитель директора по учебной работе РМК им. Пироговых, Заслуженный работник культуры РФ, проработавшая в должности более тридцати лет, Надежда Сергунова: «Лидия Григорьевна Князева – Почетный работник среднего профессионального образования РФ, Почётный работник культуры и искусства Рязанской области, автор научных работ, опубликованных в журналах ВАК «Музыковедение» и «Новые педагогические технологии». Её ученики  - Екатерина Кичигина работает в «Новой опере им. Колобова» в Москве, а Артур Кейш – аранжировщик и солист первого состава «Хора Турецкого».
 Лидия Григорьевна –  специалист не просто высочайшего  уровня, глубокой культуры, большого обаяния и душевной красоты. Она занимала в нашем не простом коллективе достойное место и потому ещё, что её культура, её интеллигентность всегда стояли над её же профессионализмом.
     Было время, когда на госэкзамены к теоретикам приезжали глыбы теоретических дисциплин из Гнесинки: Тихонова, Гевенталь, Истомин, Стогний. Студенты Князевой всегда держали высокую планку. У Лидии Григорьевной, у единственной, есть Благодарственное письмо с кафедры «Теории музыки» Академии им. Гнесиных за блестящую подготовку абитуриентов  к поступлению. Сегодня очень не хватает таких специалистов, как Лидия Григорьевна, которая ушла на заслуженный отдых в нынешнем учебном году. Не скрою, это – большая потеря для нашего образовательного процесса». 


    21 – 22. 03. 2020
Специально для «Новой газеты»


ПРОДОЛЖЕНИЕ  ТЕМЫ



28. Людмила Михайловна Кочеткова
http://stihi.ru/2020/03/19/370

29. Лидия Князева
http://stihi.ru/2020/04/09/3291


-----------------------------

К 100-летию РМК им. Пироговых (Из книги "Разум, воплощённый в звуках")
http://stihi.ru/2019/06/21/7048


1. Пустой звук
http://www.stihi.ru/2018/02/14/11234

2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229

3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712

4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429

5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766

6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035

7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655

8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545

9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279

10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459

12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145

13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602

14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340

15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536

16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678

17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384

18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103

19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50

20. Елена Коновалова
http://www.stihi.ru/2017/12/14/120

21. Людмила Журавлева
http://www.stihi.ru/2017/12/28/48

22. Надежда Леонидовна Сергунова
http://www.stihi.ru/2018/01/18/123

23. Светлана Васильевна Волтухова
http://www.stihi.ru/2018/05/24/2951

24.Галина Кудинова
http://www.stihi.ru/2018/11/07/10229

25. Лариса Петунина
http://www.stihi.ru/2018/11/28/10373

26. Ирина Нестерова
http://www.stihi.ru/2017/02/26/830

27. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459


Рецензии
Читая, сразу зацепилась за правильный русский язык героини. Окружающая среда нынче не балует этой красотой. И так бесит иностранщина в речи! - прям, соль - на рану...
Хорошая статья, Оль. Всегда с интересом знакомлюсь с твоими новинками)

Елена Картунова   15.04.2020 08:17     Заявить о нарушении
Лен, спасибо!
Сегодня ещё опубликую, если ничего не случится.

Миоль   15.04.2020 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.