Смотрящий Бог

Вас вижу портретами в рамах,
биноклями каждых очей,
иконами в доме и храмах,
и дулами, в щель кирпичей,

и взглядами рыб неустанно,
что в водный глядят окуляр
прудов, луж, озёр, океанов,
экранами, стёклами фар,

и небом (прибор лаборанта),
и птицей, картиной с быком,
глазками часов и курантов,
и фото умерших, волков,

и линзой машин и оконцев,
и чучелом, куклой гляжу,
с фонариком лунным и солнцем
за кельей, раздольем слежу...

Вид камерой всех телефонов
и мордой домашних зверьков
за бодрым, раздетым и сонным.
Я всюду! Во взорах жуков...


Рецензии
РОЖДЕНИЕ БОГА ИЗ МОРАЛЬНОЙ ПАРАНОЙИ

Алексей Емельянов в стихотворении «Смотрящий Бог» высказывает мысль, что Бог видит нас из всех предметов, которые хоть сколько-нибудь напоминают глаз, включая глаза изображенных людей и животных, живых людей и животных, глаза кукол, чучел, статуй, автомобильные фары, все круглые объекты – Луну, Солнце, циферблаты, все наблюдательные приборы – телескопы, микроскопы, бинокли, подзорные трубы, и все наблюдательные пункты, такие как окна и любые щели. Алексей цепко схватил и сполна удовлетворил нашу потребность читать списки предметов, а список объединил единым признаком – способностью божьего слежения за каждым из нас. Возможно, Емельянов убеждает нас поверить в Бога, возможно, разуверяет нас в этой идее. Вспоминаются опыты Павлова и Скиннера, старая объяснительная система «стимул-реакция», когда на стимул «Свет» собака давала реакцию «Слюна». Реакцией лирического героя Емельянова на стимул «Бог» стала религиозная паранойя. Похоже, для него вера в Бога стала манией преследования. При этом лирический герой Емельянова преследует Бога, обнаруживая его взгляд торчащим из всех щелей, включая даже щели в кирпичной кладке, заполненные цементом, а Бог, видимо, преследует лирического героя Емельянова. Зачем же Бог, смотрящий на лирического героя Емельянова даже из дырочек розеток, следит за ним? Этот вопрос оставлен открытым. Возможно, Бог ищет повод наказать лирического героя Емельянова, потому и подглядывает за ним, считая его грехи. Но, возможно, ищет повод вознаградить его благодеяния? Трудно сказать.

Мысль, похожая на мысль Емельянова, однажды тоже приходила мне в голову, но иначе. Глядя на сучок в доске и заметив его сходство с глазом, я подумал, что заметил это сходство не случайно, а потому что смутно ощущаю некую слежку за собой. И вот, мой мозг, чувствуя присутствие соглядатая и не видя его, создает метафору, как бы половину галлюцинации, чтобы дополнить ощущениями свои предположения. Так мозг ощущающего вину и тревогу алкоголика, не находящий в реальности ни того, кто его винит, ни того, кто пугает, дополняет эту реальность чертями, сидящими на краю стакана. Не так ли мозг делает человека и верующим в потусторонние силы, когда не находит по эту сторону реальности граждан, следящих за ним? Слежка чувствуется, следящих не видно. Они невидимы?! И, хотя ответ прост: следящие не снаружи, они внутри тебя, именно он приходит в голову реже всего. Легче принудить свое восприятие к религиозной иллюзии, и увидеть божий взгляд везде, даже в пивной пробке.

Отблагодарим Емельянова за стимул к мысли. И, хотя с точки зрения литературного критика в его стихах нет блеска ума и благородства формы, в них с избытком присутствует призыв к моральному страху, которого, как известно, никогда не бывает слишком много.

Александр Измайлов 5   03.04.2020 02:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Спасибо за аналитически сложенную рецензию, коих мало встречал.

В данной стихо-истории идея не о шизофрении (автора, или литературного героя) и чрезмерной религиозности, страхе перед Богом, хотя это отчасти есть, а о том, что создатель (какой-то нечеловеченный в иконах сверхразум, огромная космическая или земная сущность) интересуется всеми отраслями жизни своего творения, так сказать, результата своего творения. Он смотрит, что так, что надо подрихтовать эволюцией, наблюдает за его психически и физическими состояниями и т.д. Эта не слежка в милицейском её понимании, а фантазия о всенаблюдении больше походит на всепронизываение светом и интересом к "двуногому бессилию" (как писал Маяковский), это нетелесное присутствие и духовная помощь людям в любом их состоянии (сон, купание, бодрость, уныние, радость). Это идея о всеприсутствии не болезнь мозга лит.героя, а попытка осознать мир-творца-Землю и землю во всех их законах, догадках и перипетиях. Желание человека ощутить себя неодиноким в его бездонном одиночестве, и уловить связь, что Бог (или его аналог) рядом и не бросил его. Бог смотрит глазами героя, глазами людей на героя - это идея, что Бог находится в каждом человеке, животном, большой и малой вещи, или просто точке... Человек, создавая вещь, вкладывает в неё частицу себя, а, значит, и силы и энергию творца - это цепная реакция, продолжение действа Бога через ум и руки человека, как механизма на Земле... И дело тут не в пропаганде героем чётко установленных мировых религий, а в личном осмыслении жизни, с точки зрения поэта и просто человека.
Что дело до боязни наказания, то люди сами себя наказывают своими мыслями, сажая себя в клетку обид, выпуская зверя и его злость из черепной и грудной клетки.
Что касаемо формы и стройности рифмы - возможно не внешняя красота стихосложения должна сиять, а внутреннее содержание. Хотя каждому своё.
За человеком тянется какая-то вина или тень, предписываемая Библией о греховности, виновности уже с рождения за Адама и Еву. Как не пытаемся отделаться от неё, она всё равно преследует иногда ум и чувства человека. И чтобы от неё уйти потребуется долгое время. А " " слежка " " - это больше сам личный моральный надзор за собой, самоконтроль просто воплощён в бесформенном имени Бога как зрителя (а не конвоира), и если его , возомнив себя альтернативным господином мира, лишиться и отринуть устои и права, можно натворить много зла себе и миру. Человек - сложное существо, мыслящее и оценивающее свой быт, и это отличает его от столба и животных, которые могут любовничать и какать на улице, не думая о том, что подумают другие. Люди сейчас стараются уйти от общественного надзора, жить для себя, не обращая внимания на окружение, освобождаясь от догм, религии, семьи, надзора и оков, но на благо ли это?? Это становится хаосом и похотью, которая от бесконтрольности рушит и их и соседей. Безнаказанность оголяет зло. Свобода в русском понимании - это анархия. Мы не знаем что делать с ней, и ищем себе хозяина (Бога, шефа, жену, мужа), ибо бесконтрольность сводит с ума ещё больше, чем одиночество, или религиозный, политический и иной догматизм.

Надеюсь, дорогой неизвестный товарищ, я разъяснил Вам заложенную в текст суть. Вы поняли её местами верно, а порой в меру своих мировоззрений, образования и опыта.
На этом пока все мои пришедшие мысли. Возможно, додумаю ещё что-то через время, но это уже потом...
Отвечаю Вам с благодарностью, весенностью и лично-мировым светом.

Алёшка Емельянов   03.04.2020 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.