Краткая история Монголии

С использованием материалов сайта The National Museum of Mongolian History, Ulaanbaatar (Национальный Музей Монгольской Истории, Улан-Батор)



Доисторический период


Экспозиция, посвященная раннему обитанию человека в Монголии, включает репродукции и реконструкции петроглифов, захоронений и впечатляющего монолита "оленный камень", а также некоторые артефакты, такие как инструменты.

Оленный камень - название древних камней с изображениями. Оленные камни - массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой.

Датируются поздним бронзовым и началом железного века. Встречаются на Алтае, в Тыве, Забайкалье, Монголии и Китае и других местах. Оленные камни в Забайкалье зачастую связаны с памятниками культуры плиточных могил. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил оленные камни обычно ориентированы лицевой гранью на восток.



Период сюнну


Сюнну* появились в районах, которые охватывали часть современной Монголии в последние века до нашей эры и к началу второго века до нашей эры укрепили власть над большей частью степи и в течение некоторого времени держали верх в своих отношениях с могущественной династией Хань в Китае. Власть сюнну постепенно ослабевала под давлением Хань и других претендентов на контроль над степями и внутренними азиатскими торговыми путями. Именно в период власти сюнну мы традиционно датируем начало “Шелкового пути” через Евразию. Очевидно, что сюнну играли ключевую роль в передаче товаров и культуры. Их гробницы явили археологам сокровища; одним из первых крупных открытий стали раскопки, проведенные под руководством русских ученых на горе Ноин-Ула (Noin Mountain) в Монголии. Тамошние погребения датируются временем между 4-м или 3-м веком до н. э. и 2-м веком н. э., и включают в себя аппликационные ковры, с узорами, выполненными частично с использованием шелковой нити и отображающими человеческие фигуры, которые, неоспоримо, имеют “западные” черты. Различные артефакты свидетельствуют о связях с Китаем и Западной Евразией. В то время как большинство экспонатов Ноин Ула были вывезены в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, музей в Улан-Баторе также представляет достаточно много экспонатов, найденных в других местах недавними монгольскими и монголо-корейскими экспедициями. Экспонаты обновляются - в 2004 году была открыта экспозиция посвящённая ковровым изделиям; в 2005 году эта экспозиция побывала в Германии, но к ней были добавлены предметы из некоторых недавних раскопок вместе с увеличенными фотографиями самих проходящих раскопок.



Ранняя Тюркская Империя и уйгуры


После упадка гуннов во II веке нашей эры следующей по значимости кочевой племенной конфедерацией, контролировавшей значительную часть внутренней Азии, стала тюркоязычная Конфедерация, пришедшая к власти в VI веке нашей эры и первоначально занимавшая большую часть территории Монголии. Империя Тюрков довольно быстро пришла в упадок, но затем вновь возникла, причем ее Западный центр находился в регионе современного Кыргызстана. Когда знаменитый буддийский путешественник-монах Сюньцан отправился на запад в VII веке, он проходил через земли тюркского кагана и писал о роскошных шелках, в которые он и его знатные люди одевались. Изображения тюрских посланников или охранников, датируемые примерно тем же периодом, можно увидеть на фресках в Самарканде в современном Узбекистане. Империя Тюрков процветала в начале VIII века, от этого времени остались несколько важных и объёмных рунических алфавитных надписей, сделанных по заказу правителей Империи. Коллекция Национального Исторического музея содержит репродукцию одной из этих знаменитых надписей со стелы, обнаруженной на реке Орхон, а также материалы совсем недавних раскопок на месте захоронения Билгга Кагана, в том числе поразительные предметы из золота и серебра. В этой коллекции металлические кувшины имеют ближневосточный дизайн; известно, что такого рода предметы были хорошо известны в Танском Китае, где имитация их формы была исполнена в керамике.

Одним из важнейших государств-преемников тюрков было государство уйгуров, столица которого в VIII-начале IX вв. находилась на реке Орхон в Монголии, недалеко от того места, где впоследствии была основана Чингисханом столица Монгольской империи Каракорум. Уйгуры первоначально также использовали рунический алфавит, хотя затем они перешли на вариант ближневосточной арамейской письменности скорописи, алфавит, который затем был принят Чингисханом и его преемниками.



Период кинданьского государства Ляо


Ляо - в китайской истории, государство, созданное племенным вождём кочевников киданей именем Елюй (по-китайски Абаоцзи) в 907 году на территории, которая в наше время включает в себя провинции Северо-Восточного региона Китая (Маньчжурия) и автономного китайского района Внутренняя Монголия. Государство имело четыре центра, из которых верховной столицей был город — Шанцзин ( ***нинфу) на севере,  Ляоян на востоке, Датун на западе, и Пекин на юге.

В некоторых случаях киданей именуют кидань-монголами, где второе слово - не более, чем дополнение, говорящее о территориальной приписке данного интернационального племенного союза, в котором, помимо коренных монголоидов-азиатов, были и европеоиды - смуглокожие и кареглазые, ведущие свой род из индоиранского региона, и другие - бледнолицые, светловолосые, с голубыми, серыми и зелёными глазами, вполне подобные угорской и татарской части жителей современного Поволжья, кто имеет такие же приметы.

Приняв китайское династическое имя Ляо, кидани создали двойное правительство для управления своими завоеваниями. Южное правительство, которое управляло китайскими частями империи, было построено по образцу правления тюрко-китайской династии Тан (618-907), в уничтожении которой кидани приняли непосредственное участие. Северное правительство, созданное на племенной основе, управляло кочевниками внутренних азиатских степей. Традиционно начало периода Ляо датируется 907 годом, последним годом правления династии Тан, но китайские историки часто относят его к 916 году, когда Елюй, он же  Абаоцзи, официально провозгласил себя императором.

Подобно владевшими китайскими землями пришлыми династиям последующих эпох, киданьские властители поначалу сознательно противодействовали неизбежной в таких случаях китаизации. Опасаясь, что использование ими китайских советников и административных методов, размоет их собственную этническую идентичность, кидани сознательно старались сохранить свои племенные языческие ритуалы, пищу и одежду, и отказались использовать китайский язык, разработав вместо этого письменность для своего собственного языка.

После установления в Кайфэне династии Сун (960-1279),  Ляо вели пограничную войну с Сун за контроль над северными провинциями Внутреннего Китая. Военные действия в конце концов были прекращены в 1004 году, когда Сун согласились платить ежегодную дань Ляо. Династия Ляо в свою очередь, не смогла уклониться от культурной экспансии сунского Китая, и успела перенять его некоторые традиции и обычаи, прежде, чем была уничтожена в 1125 году племенами чжурчжэней, которые ранее были подданными киданей и подняли восстание против них с помощью Сун, таким образом вытеснив киданей в Среднюю Азию, где те создали государство Западное Ляо. После этого чжурчжэни повернули, чтобы атаковать Сун, и одержали победу, прогнав китайцев на южный берег реки Хуай-хэ. Чжурчжэни, как династия Цзинь (1115-1234), установили власть над Северным Китаем, переняв большую часть правительственной системы своего поверженного предшественника Ляо. Имя «цзинь» образовывалось от китайского слова, обозначавшего «золото».

Чжурчжэни действовали рука об руку с корейцами, роль которых в официальной восточноазиатской истории вне корейских пределов, не то, что бы преуменьшена, а едва ли не наглухо завуалирована.

Вполне естественно, что все коренные дальневосточные азиаты хорошо знали друг дружку, задолго до появления в своих краях русских людей. Так с 692ого по 926й годы от Рождества Христова, фактически в один период с тюрко-китайской империей Тан (618 – 907), существовало государство Бохай, которое охватывало некоторую часть Маньчжурии, всю северную долю Корейского полуострова, и территорию нынешнего российского Приморья. Было то государство образованно предками современных северных корейцев, сообща с чжурчжэнами, и поддерживало оно дипломатические отношения с Японией. Послы японские предпочитали приходить по морю в Бохай когда сами пожелают, и ни сколь часто, сколь торжественно. И вот, после церемоний приветствия, сядут чаёвничать: кореец, чжурчжэнь и японец, и пьют чай долго и чинно, глядя один на другого, и восхищались в тайне тому, как разительно схожи черты их наружности, и как отличны они от китайских. А уж как напьются сполна, натуральным бодрящим напитком, так байки про китайского императора-полукровку меж собой сказывать начинают, и как начнут хохотать, так хохочут и хохочут, что обои отклеиваются, и штукатурка с потолка осыпается.

Впоследствии Бохай был завоёван вышеупомянутыми киданями.



Монгольская империя Чингисхана и его приемников


Здесь можно отметить лишь то, что дядюшка Чингисхан сотоварищи, сокрушил в 1234м году государство чжурчжэней, а в 1279м его преемники положили конец и южнокитайской династии Сун. Дядюшкиным сынком Хубилаем в Китае была основана династия Юань (1271—1368).
 


Период правления маньчжурской династии Цин


Чжурчжэни после нашествия дядюшки Чингисхана никуда не делись, а дожив до 17го века лишь как следует окрепли и, переименовав себя в маньчжуров, на правах наследников и правопреемников дядюшки дали прикурить всему восточноазиатскому региону. Собственная история маньчжуров, погребена под китайской пылью, однако же, и корейцам, и японцам, до сего дня вполне известно, что маньчжуры имели своих собственных доморощенных чингизидов, и их военные кампании были основаны на принуждении окружающих признать право первенства их маньчжурского потомка Чингисхана перед любым иным. И это, на определённом этапе, у них неплохо получилось.

В 1636м году маньчжуры взяли Внутреннюю Монголию (ныне автономный район Китая), в 1691м году — Внешнюю Монголию (ныне — государство Монголия), в 1755м году — Ойрат-Монголию (Джунгарское ханство, ныне — территория разделённая между Синьцзян-Уйгурским Автономным Районом Китая и Восточным Казахстаном), и в 1756м году маньчжурам подчинились ханства Танну-Урянхай (ныне субъект Российской Федерации республика Тыва).

Примечательно то, что маньчжурские потомки Чингисхана, хоть и имели азиатскую внешность, но были рыжи, белокожи и даже голубоглазы. Такие нетипичные потомки «монгольского» завоевателя.

В 20м веке Монголия стала самостоятельным государством, но только благодаря всестороннему содействию со стороны Советской России. В 1941м под язык халха-монголов была приспособлена кириллица. Это взамен монгольского алфавита, созданного тюрками на основе уйгурского, которым представители народа халха, не прошедшие тюркизацию, уже не могли далее пользоваться.


------------------



*Сюнну (то же, что хунну) - европеоидные гунны и их монголоидные наперсники.



Фото с сайта The National Museum of Mongolian History:
гончарные изделия гуннов. Совершенно замечательная работа, говорящая о высоком мастерстве древних горшечников.


Рецензии
Владимир Петрович, здравствуйте! Вы прямо как ясновидящий, не в обиду будет сказано. Я думал, что Вас немного убедил в неспособности монгол создать что либо великое. А Вы опять. Ну сами то посудите, как говорят историки для завоевания мира хватило двадцать тысяч монголов, это при том, что этот народ далеко не воинственный. На просторах мира, которые отводят историки под их государство, их просто бы было незаметно. Если даже в каждом селении оставался хотя бы один монгол. То их бы не хватило дойти до Руси. И уж совсем без объяснения остаётся вопрос, каким образом им удалось брать дань, да ещё и брать в свою армию враждебное кипчакское, (тюркское) население. Более многочисленное и агрессивное. Вот ведь вопрос. С уважением Юрий.

Галкин Юрий Анатольевич   26.04.2021 06:50     Заявить о нарушении
Юрий, кабы я не знал содержание собственной статейки, то решил бы, что ней в действительно о том, как монголы что–то создали или кого-то завоевали. Представленный текст повествует совсем о другом и совсем о других.

Речь в целом именно о том, что никакие монголы никогда не имели самостоятельной власти даже над китайцами, а уважаемые мною маньчжуры, хоть и были биты казаками, но по примеру тюрок, относились к монголам, не серьёзнее, чем как к ассистентам режиссёра. Режиссёром же, во все века были тюрки - хозяева Великой Евразийской степи. Там ведь верхом на коне надо, да с ночёвкой, из месяца в месяц, из года в год, иначе никак. Славяне не скакали далее соседней деревни. Только казаки ровней тюркам могли быть.

А лучшими друзьями тюрок, которыми были не только наши сегодняшние друзья казанские или сибирские татары, а гораздо большее число племенных групп.

Конкуренция ослабила тюркскую общность, меньше бы в пух и прах рубили друг друга, а Петя номер один, помог нам воспринять татар и прочих тюркоязычных, как извечных врагов. Поганые, так сказать. А ведь даже казаки до конца 19го века двуязычными были, что не секрет.

Не пишу я шаблонную и бездумную чушь про "монголов", не пишу, Юрий. Других "историков" хватает на этом сайте. Зачем же приписывать мне, то чего нет?

С неизменным уважением,
В.

Владимир Петрович Янченко   25.05.2021 07:40   Заявить о нарушении
Гляди-ка, отходил от стола и умудрился мысль не закончить. Да и глаза устали - затуманились.

Вот, как хотел: А лучшими друзьями тюрок, которыми были не только наши сегодняшние друзья казанские или сибирские татары, а гораздо большее число племенных групп, были предки тех из нас, кто в носу пальцем не ковырял, да в поле всё лето не потел, хотя и казаки хлеб выращивали.

Роксоланы у тебя лучшая часть предков русских, так это очень хорошо. Поддерживаю. Они с верховой ездой дружили.
А то видишь, как - все славяне, прямо таки все - и голубоглазые, и чернявые. А лучший славянин, которого я в своей жизни встречал, был потомок переселенцев с Украины - голубоглазый светловолосый еврей. Меня грешного ничьим лицом не обманешь. Но я в таких случаях никогда не возражал, хочешь считать себя славянином - считай на здоровье.

А я, ей Богу, лучше обрусевшими потомком славных тюрок-европеоидов назовусь, чем славянином. Русский я, а быть славянами, оставляю право за другими.

Владимир Петрович Янченко   25.05.2021 08:08   Заявить о нарушении
Владимир здравствуйте! Многое мне из Ваших умозаключений по нраву. Но сегодня весь наш род пора привести в порядок. Сами понимаете, что славяне хороший народ, да только слабоват для создания русского народа. Я ведь и опираюсь на Ломоносова потому, что он авторитет. А опирайся я на Вас, то меня и слушать не станут (не в обиду будь сказано). А сегодня худо-бедно помаленьку меня всё же толкают в массы. А каждое "ухо" это друг мой, это наша победа. И не тяни на себя одеяло, оба замерзнем. Тем-более я уже связал нити средневековья, с древностью, и сегодняшним днём. И сам во многом с тобою согласен. И тоже как и ты, с неизменным уважением Юрий.

Галкин Юрий Анатольевич   25.05.2021 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.