Душенька-Италия. Милан. Замок Сфорца

   Сегодня температура воздуха всего лишь 33 градуса. После Комо и Орто – семечки, поэтому в Милане мы бесстрашно выходим из автобуса возле замка Сфорца.

Когда он строился 700 лет назад, это был пригород Милана, а сейчас до центральной площади с Дуомо рукой подать. Замок строился как загородная резиденция правящих герцогов. Его обнесли крепостной стеной и рвом - пригород же, вдруг соседи нагрянут.

Но беда пришла, откуда не ждали. Восстал свой же народ и разнес это вновь испеченное родовое гнездо почти «в щепки», и на «обломках самовластья» гордо провозгласил республику. Но что делать с самоуправством и как его защитить, народ толком не знал и через 3 года обратился за поддержкой к некому военачальнику Франческо Сфорца.

Тот быстренько навел своей военной рукой в городе порядок и также быстренько, пока народ не успел толком всё это осмыслить, провозгласил герцогом Милана самого себя.
Замок он отстроил и укрепил заново, придав постройке форму правильного квадрата. А потом для отделки фасадов пригласил известного в те времена зодчего Филарете, и тот украсил замок-крепость по углам башнями. В главной башне по центру стены, башне Филарете, находится вход в замок. Она - главный символ Милана.

Сын Франческо Галеаццо Сфорца задумал вернуть крепости былую славу фамильного замка. Внутри крепости создали два уютных дворика. Из одного из них был вход в сокровищницу. Двор оборудовали сигнализацией - двумя горящими свечами, за пламенем которых следили, затаив дыхание, гвардейцы. Если пламя свечи начинало метаться, или свеча гасла, значит - сквозняк, значит - тревога.

Во внутренние помещения замка Галеаццо закупал роскошную мебель, произведения искусства, оборудовал бальный зал и конюшню на 90 скакунов, а следующий герцог, брат Галеаццо, пригласил для росписи стен Леонардо да Винчи. Часть его фресок сохранилась до наших дней.

Примерно в это же время в Москве как раз собирались перестраивать Кремль, и жена Ивана 3 София Палеолог лично упросила Галеаццо Сфорца отпустить в Москву архитектора Фиораванти, соратника Филарете. Просьба была выполнена, Кремль перестроен, но ни Фиораванти, ни другим итальянским архитекторам на родину вернуться не позволили.

А дальше наступили неспокойные столетия, и эту крепость брали все, кому не лень. Сначала в замке обосновались французы, потом испанцы, за ними австрийцы. А потом снова французы с Наполеоном во главе. И все безжалостно эксплуатировали замок в качестве казармы с тысячами солдат, с лазаретами, с зернохранилищем под сводами с фресками Леонардо.

А за успехами Бонапарта ревниво следил опальный на тот момент Суворов и однажды задумчиво обронил: «Бойко шагает мальчик… не пора ли унять?..»

июнь 2019


Рецензии
Да... Иногда возникает ощущение, что по крайней мере половина человечества создана для войн - и ничего другого.
Лишь редкие таланты скрашивают жизнь. И тех, попользовав, норовят угробить.

Елена Владеева   19.02.2020 17:39     Заявить о нарушении
И самое ужасно, что именно войны двигатель прогресса, а не таланты в искусствах.

Любовь Черм   19.02.2020 21:39   Заявить о нарушении