Семь дворцов. Алишер Навои. 2

Рассказ путника, приведенного с дороги в Сандаловый дворец
"Из западных земель"

Четверг.
Бахрам в Сандаловом дворце.

      ***
Когда рассвет ночную тьму отверг,
Натер сандалом небосвод в четверг
И ветерок, по небу устремясь,
Принес благоухающую мазь, -
Почуял свежесть утра свод небес,
С его лица ночной покров исчез.
В Сандаловом дворце Бахрам избрал
Себе наряд, желтевший, как сандал.
Он быстро на сандаловый престол,
Благоухая, как сандал, взошел;
Сандаловою свежестью дыша,
Сандаловыми платьями шурша,
Красавица, раскрыв свою ладонь,
Кусок сандала бросила в огонь.
Сандал душист, - огонь ему помог:
Стал полон благовоньями чертог.
Пошла по кругу чаша. Чудом, что ль,
Прошла похмелья головная боль?
Нет, кравчий наш догадливый схитрил,
В густом вине сандал он растворил.
Но ворон тьмы опять крыла простер.
Раскрыла ночь свой мускусный шатер.
Звездами полог неба заблистал -
То на куски рассыпался сандал.
Для пери наступил прощанья миг...


         ***
Два путника спешили на восток(одна ладья и два лика-(самость и харизма-процесс преображения) :
Они случайно с двух сошлись дорог.
Один из этих путников - Мукбиль


..........
М;укбиля, М;укъбиля  – «грядущая, наступающая, будущая». Мумт;аза ;;;;;; – «отличная, хорошая». М;уна, М;она  – «пожелания, мечты, цели».

Мукбиль-будущее или завтра(солнце нового дня)

"мукбиль" означает "благонравный", а "мудбир" - "злонравный"
.......
 
Он, странствуя, познал степную пыль.
Мудбиром(зло неравный) путник назван был другой,
Он был знаком с дорогою морской(астрал) ,
Мукбиль(благонравный) счастливым, честным шел путем(Пур-благой путь, хитов пурпуровый) 
Вступал как вестник счастья в каждый дом(Свастика-есть хорошо, добро, счастье, радость-Радла(высшая мысль) .
Мудбир, в ком правды не было следа(нет Истины, искажение) ,
Несчастье людям приносил всегда.
Пустыней шли скитальцы на восток(пустыня отсутствие воды(вода есть Милосердие, подобие творцу-отдача в любви) ,
По ней бы не пошел путей знаток.

(три пути:право, левой и камень(Малхут) -......

******
 5 Мукбиль - "удачливый". 6 Мудбир - "неудачник
*******

"О господи, меня ты уничтожь,
Когда хоть раз произнесу я ложь!"
Поклявшись так, - к погибели пришел,
Оставил жизни многоводный дол.
Вслед за лжецом его правдивый друг,
Сперва занявшись омовеньем рук,
Слова молитвы(Молитва и вера :Малхут-ведёт к Творцу/омовение в молитве) набожно шепча,
Испил из благодатного ключа(ключ-сияние срединного столпа....путь Израэля(прямо к Творцу в радости, вере, молитве) ) .
К источнику припал он в добрый час,
Себя от голода и жажды спас(Источник-темя/рука Творца на темени....луч)
Мудбир, предупрежденья не боясь,
Решил в ключе свою оставить грязь(грязный источник и чистый источник/если моргать себя мыслью гнева и суда, и словом грязным.... То чистый источник станет огнём....) .
Вошел в него, раздевшись догола, -
Вода, вскипев, всю ногу(нога-сияние/земля/суд/прах) ) обожгла!
Правдивый, чресла повязав платком(плат благой мысли) ,
Стал наслаждаться влажным холодком(милосердием, милостью) .
Как судно в море, в воду он входил,
За ним приятель пристально следил.
Вот праведник нырнул, и в тот же миг
С ним слился отраженный им двойник(звезда вверху и внизу/печать подобия/Бина-слух печать мать и Малхут печать дочь) .
Вот высунул он голову, и вдруг
Он понял, в светлый глянув ключ: вокруг
Струилась не проточная вода, -
Нет, эта беспорочная вода(Беспорочное зачатие-Батхисатв.)
Широкий наполняла водоем!
Так были гладки все каменья в нем(камни в храме-вода есть молитва милосердия-деяние добра, отдачи... ,
Как будто человек их обтесал.
Был каждый камень желтым, как сандал.
Пред водоемом сад - второй Ирем,
В Иреме том увидел он гарем...
Из водоема выйти не успев,
Мукбиль увидел среброногих(серебряная нить-нога дев/нить учителя) дев.
Сухие полотенца развернув,
Атласные одежды протянув,
Подводные служанки подошли,
      Лаская сердце жителю земли(высшая мысль учителя ласкала(ласка/любовь/шкура Тахаш-покров скиния-молитва, песнь, мантра, гимн поэзия души) .
Мукбиля девы стали растирать;
Почувствовал купальщик благодать:
Сандалом веяло от этих дев! (аромат лилии:Шемаи-чаша и аромат:Ба(харизма, душа птица, помазание Творца, дар бога.... (Матана-дар/Дарина-дар/....)
Одежды на купальщика надев(одежды души-) ,
Воздев ему на голову чалму(шапка свиток-книга сияния) ,
Служанки руки подали ему(рука-Яд(яд тела невесты исцеляет жениха Хора/Египет)
И повели в сандаловый чертог(дом, дворец, храм) ;
Казалось: жизни дух(Девы вели-Невеста вела-Малхут:молитва и вера, Милосердие) его увлек,
С землею, мнилось, потерял он связь,
В иной, нездешний мир перенесясь.
От изумления не чуя ног(нога) ,
Вошел Мукбиль в сандаловый чертог.
Увидел: своды неба и дворца
Соприкасались под рукой творца.
Сиял дворец(храм музыки, сияние-молоко великой матери, молитва, пища....сад ирий вечный сад(ад:вечность кушать) ) , как жизни вечный сад,
Он радость увеличивал стократ(Радость или Радла(высшая мысль) .
Со всех сторон его облек сандал,
Айван - сандал и потолок - сандал,
А посреди дворца стоял престол,
Что, как сандал, весь в золоте расцвел.
На нем увидел праведник одно
Таинственное существо: оно,
Прекрасное, - не джинн, не человек, -
Бессмертным солнцем я б его нарек!
Духовен самый облик существа:
В нем признака не видно вещества.
В нем праха нет(нет суда/земля в свойственно суда(Малхут) - прах) , воды и глины нет,
Лицо его - потусторонний свет,(Свет Хохмы)
А стан его сияет изнутри,
Как пальма рая, словно луч зари.
Его краса - краса иремских рощ,
В ней земнородный обретает мощь(сила) ,
Его краса - небесных сводов твердь(Красота-Тиферет солнце, зеркало дитя) ,
В ней земнородный обретает смерть.
Как звезды, вкруг него, светлы, чисты,(движение звёзд Ах(творящий чистые души, слово огненное) - песнь, молитва...
Блистали пери блеском красоты.
Их блеску поразился человек.
Свершило чудо на него набег.
Мукбиль, сознанье потеряв, упал,
Он пожелтел и высох, как сандал(камень сандал....ароматом стал, музыкой   бог музыки родился-Хор или Ахи) ) .
К беспомощному пальма подошла,
Коснулась пальцами его чела.
Ее дыханье(дыхание Жизни:Анх /Машеах-имя Хайя/жизнь, живая Я(луна) - солнце -) жизнь вернуло вновь.
Он бросил взгляд - ушла из сердца кровь(суд стал молоком ароматом) .
Пришел в расстройство праведник(цадик) в чалме,
Он то в своем, то не в своем уме.
Красавица, нисколько не чинясь,
Над путником пылающим(огонь пылает, язык огня сердца, огненный меч) склонясь,
Душе пугливой принесла покой,
И мягкостью своей и добротой(добрый, хороший-Тет(узел Исиды)
Придав ей смелости. Едва привык
Мукбиль смотреть на солнцевидный лик,
Она, прижавшись, села рядом с ним.
Мукбиль, желанья пламенем палим,
Терпенье, волю потеряв, ослаб
В оковах страсти, как безвольный раб.
Нет, не вмещала этой страсти грудь,
В мучениях рвалась на части грудь!
Вот пери встала, руку подала,
Влюбленного к престолу подвела. (Малхут ведёт Давида к Бине.... Творцу)
Пред нею прах(через суд и прах пройдя) поцеловал ходжа
И произнес, пылая и дрожа:
"Как я могу на сей престол воссесть?
Заслужена ли мной такая честь?"
Но так она почтительна была,
Мягка и обходительна была,
Что мы ее рабыней бы сочли.
Забыл свою степенность сын земли,
Влюблен в луну, забыл подлунный мир.
Сел на престол, а рядом с ним - кумир.
Им яства и напитки поднесли(пища-сияние, молоко матери, или Милосердие, милость) ,
Всего им в преизбытке поднесли,
Был тонкий в каждом кушанье состав.
Вот, райским блюдам должное воздав,
Они к вину(вино есть музыка, гитара, песнь, молитва души-напоток бессмертия) склонились ввечеру,
И кубки зазвенели на пиру.
Чудесно разрисованный поднос
Явил им вина разноцветных лоз(лоза виногралная-любовь(Клим-виногралрая лоза, любовь Кришны к Радхе-Народ Израиля Милосердие)
И в чашах и в кувшинах расписных(Ба Душа птица-харизма, помазание) , -
Сандалом, амброй веяло от них.
Красавица свой кубок подняла,
От уст, едва пригубив, отняла
И поднесла Мукбилю. К ней влеком,
Он запылал: не кубок, водоем(озеро, ступень, камень... Озеро света(вода Милосердие)
Он мог бы выпить, предложи она!
Он кубок залпом осушил до дна,
Но кубок наполнялся вновь и вновь.
Воспламенилась праведника кровь.
В нем не осталось разума следа,
Отбросило вино покров стыда.
Она была так ласкова(ласка животное, шкураТахаш) , мила(слово) ,
Что странника в смущенье привела,
Но так как странник невоздержан был,
То вскоре стыд во прах(суд - земля) повержен был.
Желаньем жадным плоть его зажглась...
Не отводя от солнцеликой глаз,
Шептал он вожделения слова(поэзия сердца-молитва души) ,
Любовного горения слова.(огненное слово, огненный меч)
Владычица подводного дворца,
Прельщавшая влюбленного глупца,
Из рук его не отнимала рук.(десна в деснице)
Он корчился в огне телесных мук(Огонь шен(шин) - трансформация - алхимия в теле, влияние на тело физическое....) .
Сраженный похотью, лишенный сил,
Чертог он диким воплем огласил:(рык льва)
"Мою ты душу сделала больной,
Лекарства дай мне, сжалься надо мной,
В сближении с тобой познаю мир!" (тоска о ней)
Но, сахарно-смеющийся кумир(КарамельБина(мать) ,
Ответила красавица с мольбой:
         "Мой друг, усилье сделай над собой.
***           Мы пили много, разум погубя,
               Сегодня хватит этого с тебя.
               А завтра здесь пойдет горою пир(свадьба, свитер, соединение.... ,
                Я завтра свадебный устрою пир,
               С тобою в брак на радость всем вступлю,
                И как жена я в твой гарем(наслаждение Царя-его наслаждение, ананда) вступлю.
В моем саду оставь запретный плод,
             Получишь завтра ты заветный плод(рождение солнечного младенца) .
Терпи: к чему до времени сниматня,
А на престоле золотом - меня.
Произведенье кисти колдовской
Владыке джиннов принесло покой.
Пленился ты подобьем красоты:
Меня и не меня увидел ты.
Сперва изображенье ты познал,
Теперь со мной сближенье ты познал!"
Возликовал Мукбиль: ее слова
Рассеяли завесу колдовства,
Любовь прочел он на ее лице,
Он счастлив стал в Сандаловом дворце...
Знай: жизни упоение - сандал,
Любви успокоение - сандал.
Он валит с ног: заходится душа,
Его благоуханием дыша".
Когда красноречивый гость затих,
Бахрам успокоение постиг.
Заснул он, к сновидениям влеком,
Сандаловым овеян ветерком.

*****да, прекрасно передан образ... Изида собирает части тела (кристалла) своего мужа-брата/близнеца...
Он есть её сын(наше Я), луч от единого). Изида, рождает, питает его (наше я). Мы пробуждаясь, (Гор, Будда, иисус...) соединяемся со свои близнецом(Высшим Я), которое и есть часть тела Осириса...


Рецензии