Д Вестник утренней зари - Венера цикл космос - 6

"Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!".
                А.С.Пушкин

Размежил очи я широко:
Вестник утренней зари
На небе хладном одиноко
Мерцает звёздочкой вдали.

То Венера, лучи солнца
Уловив в рассветный час,
Сквозь морозное оконце
Молчаливо будит нас.

Ещё немного и с востока
Зародится новый день
И даже ярый лежебока
Переборит дрёмы лень.

 Венера является второй, так называемой внутренней планетой солнечной системы, которая была названа в честь богини любви Венеры – римское   (Афродиты - греческое). Стоит отметить, что это единственная планета, которая получила свое название в честь женского божества, а не мужского. Это один из самых ярких объектов на небесной сфере, «утренняя звезда», появляющаяся в небе на рассвете и на закате. Венера очень похожа на Землю, причём не только размерами, но и составом и даже силой тяжести. Считается, что некогда на Венере было множество океанов, подобных тем, что есть у нас. Однако некоторое время назад планета так сильно разогрелась, что вся вода испарилась, оставив после себя лишь скалы. Водяной же пар был отнесён в космическое пространство. Атмосфера на Венере была открыта М.В. Ломоносовым во время ее прохождения по диску Солнца в 1761 году.
  Венера обращается вокруг Солнца на расстоянии 108 млн. км, и эта величина практически постоянна, поскольку орбита планеты почти идеально круговая. При этом расстояние до Земли изменяется ощутимо – от 38 до 261 млн. км.    Радиус Венеры в среднем составляет 6052 км, плотность – 5,24 г/см; (плотнее, чем земная). Масса равна 82% от массы Земли – 5·1024 кг. Ускорение свободного падения также близко к земному – 8,87 м/с. Спутников у Венеры нет. Полный круг по орбите планета совершает за 225 дней, а сутки на Венере самые длинные во всей Солнечной системе: они длятся целых 243 дня, – дольше, чем венерианский год. Венера движется по орбите со скоростью 35 км/с. Северное и южное полушария освещаются Солнцем почти одинаково, и смена сезонов на планете отсутствует. Еще одна особенность Венеры в том, что направления её вращения и обращения не совпадают, в отличие от других планет. Предполагается, что это связано с мощным столкновением с крупным небесным телом, изменившим ориентацию оси вращения.
  Атмосферное давление больше земного в 92 раза. Поверхность обволакивают густые облака серной кислоты. Для видимого излучения они непрозрачны, даже с искусственных спутников, что долгое время мешало увидеть, что находится под ними. Только радиолокационные методы впервые позволили изучить рельеф планеты, так как венерианские облака оказались прозрачными для радиоволн. Было выяснено, что на поверхности Венеры есть множество следов вулканической активности, однако действующих вулканов найдено не было. Кратеров очень мало, что говорит о «молодости» планеты: ее возраст – около 500 млн. Лет. Температура ее составляет 460 ° C. Причина такой нагретости (больше, чем на поверхности более близкого к Солнцу Меркурия) кроется в парниковом эффекте, возникающем из-за высокой плотности углекислого газа – основной составляющей атмосферы. Высота венерианской атмосферы около 250-350 км. Скорость ветра также огромна – около 100 м/с в верхних слоях, что гораздо больше, чем на Земле. Однако на небольших высотах движение ветров существенно ослабевает и достигает лишь порядка 1 м/с. На высоте 100 км в атмосфере Венеры имеется озоновый слой. Механизм его образования аналогичен земному. Собственного магнитного поля на Венере нет, однако есть индуцированная магнитосфера, образованная потоками ионизированных частиц солнечного ветра, приносящих за собой магнитное поле звезды, вмороженное в корональное вещество. Силовые линии индуцированного магнитного поля как бы обтекают планету. Но из-за отсутствия собственного поля солнечный ветер беспрепятственно проникает в атмосферу, провоцируя её отток через магнитосферный хвост. Плотная и непрозрачная атмосфера практически не позволяет солнечному свету достигать поверхности Венеры, поэтому её освещённость очень невысока. Информация о рельефе и внутреннем строении Венеры стала доступна сравнительно недавно благодаря развитию радиолокации. Съёмки планеты в радиодиапазоне позволили создать карту  поверхности. Известно, что более 80% поверхности залито базальтовой лавой, и это говорит о том, что современный рельеф Венеры образован в основном вулканическими извержениями. И действительно, на поверхности планеты очень много вулканов, особенно мелких, диаметром около 20 километров и высотой 1,5 км. Есть ли среди них действующие, на данный момент сказать невозможно. Кратеров же на Венере гораздо меньше, чем на других планетах земной группы, поскольку плотная атмосфера препятствует проникновению сквозь неё большинства небесных тел. Кроме того, космические аппараты обнаружили на поверхности Венеры возвышенности высотой до 11 км, занимающие около 10% всей площади. Поскольку из всех планет Венера наиболее близко подходит к Земле и потому видна на небе наиболее ярко, наблюдение её не составит особого труда. Она видна невооружённым глазом даже в дневное время, ну а ночью или в сумерки Венера предстает перед взором самой яркой «звездой» на небесной сфере со звездной величиной -4,4m. Благодаря такой внушительной яркости планету можно наблюдать в телескоп даже днём. Венера – один из кандидатов на терраформирование – изменение климата, температуры и других условий на планете с целью сделать её пригодной для жизни земных организмов. В первую очередь, для этого понадобится доставить на Венеру достаточное количество воды для начала протекания процесса фотосинтеза. Также необходимо сделать температуру на поверхности существенно меньше. Для этого нужно свести на нет парниковый эффект за счет переработки углекислого газа в кислород, с чем могли бы справиться цианобактерии, которые потребуется распылить в атмосфере.
                *   *   *
  Знаменитая статуя Венеры Милосской, гордость Лувра, лучшего музея Франции, была, как известно, найдена в 1820 году. Нашёл её простой греческий крестьянин по фамилии Юргос. Юргос понятия не имел об археологии. Он занимался делом: обрабатывал принадлежавший ему участок и кормил много - численную семью. Венеру он нашел случайно. Как-то, копая свой огород, он наткнулся на каменную плиту, а затем на несколько тёсаных камней. Камни эти весьма ценились на острове Милос, где жил Юргос. Местные крестьяне, не ломая себе особенно голову над их происхождением, употребляли их при пост - ройке домов. Юргос продолжил свои раскопки. Каково же было его удивление, когда он внезапно обнаружил своего рода нишу, а в ней великолепную мраморную статую полуобнаженной женщины редкой красоты. В нише находились еще две статуэтки Гермеса, как впоследствии определили ученые, и несколько безделушек из мрамора. Юргос понял, что ему удалось найти нечто гораздо более ценное, чем пара тесаных каменных плит. Он перенес свою находку в сарай, а затем, так во всяком случае обычно рассказывают, продал её некоему Марцелюсу, секретарю французского посольства в Стамбуле. (Греция, в том числе и остров Милос, в ту пору была под властью турок).
  Маркиз де Ривьер, французский посол в Турции, послал найденную статую в дар Лувру. Так великое творение греческого скульптора Агессандра, изваянное в IV веке до нашей эры, очутилось в конце концов в парижском музее. Венера, которая получила название Милосской, в честь острова, где она была найдена, очень быстро приобрела громкую известность. Да и немудрено. Немного можно насчитать столь же совершенных произведений искусства античности.Огорчало только одно: это дивное изваяние, которое стало своего рода синонимом идеальной женской красоты, как Аполлон Бельведерский – мужской, имело свой изъян: у Венеры были отбиты руки. Такой – с обрубками вместо рук – её можно и поныне увидеть в Лувре; такой она представлена и на бесчисленных репродукциях.
  Но вот что любопытно. Венеру Милосскую в ту пору, когда она ещё находи - лась в сарае у Юргоса, видело несколько человек. Двое из них оставили об этом записи: французские моряки Маттерер и знаменитый впоследствии Дюмон -Дюрвилль, открывший Землю Адели в Антарктике. Кстати говоря, у Юргоса они были в один и тот же день, в один и тот же час: ведь они плавали вместе на судне, занимавшемся гидрологическими изысканиями в районе Греческого архипелага.
  Спустя 22 года – в 1842 году, вспоминая об обстоятельствах, связанных с на - ходкой Венеры, Маттерер писал: "Господин Брест рассказал нам о только что найденной одним крестьянином статуе... Мы попросили господина консула показать то место, где она была найдена. Он охотно согласился, и вскоре мы уже стояли перед нишей, сделанной из тёсаных кирпичей. "В этой нише,– сказал г-н Брест, – находилась статуя. Сейчас она перенесена"... Трудно передать наше изумление, когда нашим глазам представилась великолепная статуя из мрамора. К несчастью, руки у нее были отбиты и немного повреждён кончик носа".
  Но в 1821 году Дюмон-Дюрвилль в докладе Французской академии наук сообщал: "Статуя изображала женщину. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние. Впоследствии и та, и другая рука были повреждены и в настоящее время отделены от туловища".
  Два рассказа, две версии. И вдобавок прямо противоположные. Кто же прав? Имела ли найденная Юргосом статуя руки или нет?
  Не будем томить читателя. Маттерер несколько лет спустя вынужден был сознаться в том, что он сказал неправду. На этот раз он писал: "Когда мы с Дюмон - Дюрвиллем видели статую, её левая рука, которой она держала яблоко, была поднята, правая же, которую она держала на бедре, несколько повреждена на сгибе". В 1852 году это было подтверждено консулом Брестом. А ещё двадцать  лет спустя – сыном Юргоса.
 Так обстояли дела. Но почему же Маттерер сказал вначале неправду? И, главное, где и когда, при каких обстоятельствах Венера Милосская потеряла свои руки?
 Разгадка всей этой мало кому известной истории такова (о ней сохранился рассказ в неопубликованных мемуарах Дюмон-Дюрвилля и частично у Маттерера). Дюрвилль и Маттерер не купили Венеру – она оказалась им не по средствам.  Они возвратились на свой корабль. Через несколько дней судно прибыло в Стамбул. Офицеры корабля были приглашены во французское посольство. Во время приёма Дюмон-Дюрвилль рассказал о находке Юргоса. Секретарь посольства Марцелюс буквально, чуть ли не в тот же день, отправляется по поручению посла на специальном судне под командованием лейтенанта Робера на остров Милос. Три дня спустя он доставил статую в Афины. Но к этому времени Венера уже была без рук. Что же случилось?
 Дюмон-Дюрвилль пишет об этом так: "Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести её в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить её".
  Но Дюрвилль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался её продать. Тогда Марцелюс потребовал у Робера два десятка матросов, решив, как пишет Маттерер, освободить богиню, чего бы это ни стоило. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх. Во время драки Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, и отбили руки.
  Такова неприглядная правда. Вот почему Маттерер, опасаясь дипломатического скандала, – в 1842 году все "герои" этой истории и прежде всего посол де Ривьер ещё были живы, – пытался скрыть её и лишь впоследствии описал всё, как было. Вот почему так дипломатически осторожен в своих мемуарах Дюмон-Дюрвилль. Вот почему, наконец, у Венеры Милосской нет рук.

дача «Нива».
30.11.2018


Рецензии
Венеру жалко....

Валентина Ментуз   26.02.2020 21:33     Заявить о нарушении
Вслед за Венерой Земля на очереди поджариться. Но мы не доживём. А вот пра- пра .......... пра-внуков жалко. С уважением,

Борис Киря   27.02.2020 09:14   Заявить о нарушении