Служба. Статья в местную газету

               

Приближается мужской праздник, День Советской Армии, и в связи со значимой датой, хочется  отметить, что и наши дорогие женщины тоже причастны к этому дню, потому как служили и  служат в войсках связи, либо на других более ответственных должностях. И всё же зовут мужским, видимо потому бытовало мнение (особенно при СССР), если не был на службе, то расценивалось как не полноценность по здоровью, и отношение порой к «негодникам» было негативное, нежели к тем кто отдал долг перед Родиной, что считаю несправедливо. 
Вот и мне вспомнился далёкий 1967 год, когда меня призвали на службу в стройбат, по причине проблем со зрением. Была долгой дорога к месту назначения с Алма-Аты на Камчатку, поездом до Владивостока….11 суток, были частые стоянки, эшелон был приурочен к 50 литию Октября. Шли два вагона с матросами, которые готовили еду в дороге, и охраняли на станциях состав, потому как за нами нужен был глаз, да глаз. 
Именно тогда воочию предстала перед нами огромная Сибирь, её величие, непостижимо огромные просторы. Но вот наконец Владивосток, где нас отмыли в бане, но оставили в гражданской одежде до Камчатки, потом целую неделю ждали корабль, а после электропоездом до морского вокзала, и вот он огромный морской лайнер с названием «Ильич». На корабле было три класса, три ресторана, который был пассажирский, именно на нём нам предстояло идти на Камчатку четверо суток вместе с гражданскими, имея те же привилегии, где были кинозал, библиотека и на палубные игры, что запомнилось на всю жизнь как круиз, только бесплатно до самой Камчатки. Там впервые в живую увидели вулканы, сопки, и на какое то время позабылось зачем мы здесь и что впереди служба. 
А после строем в воинскую часть, где тоже была баня, дали обмундирование, и снова пришлось ждать морской транспорт для дальнейшего пути. Через три дня военным судном отправились  туда, где и предстояло служить свои трудовые два года в бухте Финвал, где строились объекты для базы подводных лодок. Месяц карантина, пол дня строевым занимались на плацу, пол дня выводили на объекты, где осваивали лом, лопату по полной программе. Год вкалывал как и все на объектах, где  познал, не только лом, лопату, но и Камчатские пурги по четыре, шесть дней. Труд был тяжёлый, несколько раз попадал на разгрузку барж со строй материалами, и не понаслышке испытал, что такое трюм. Ходили в пургу, что было обычным явлением на Камчатке, и лишь один из многих случаев врезался в память, как экстремальный. 
На втором году определили  кочегаром, отапливать управление в два этажа, которое находилось от части в двух километрах. Зашли трое сослуживцев поиграть в бильярд пока нет начальства, увлеклись и не заметили, как разгулялась пурга, да не на шутку…Но надо были идти в часть ребятам, и мне на обед. До центральной дороги (а это метров 200) ветер был в спину, летели ветки с деревьев и сила ветра зашкаливала. Повернули в направление части, пошёл боковой порыв ветра я стал просто задыхаться, потому как не было капюшона на спец куртке, решил вернутся, ребята кричали «куда ты, пошли с нами», но я вернулся и понял в какую ситуацию попал, то есть, остался один на один с пургой, с которой не шутят. Увидел брошенный бульдозер «сотку», потому как нам постоянно напоминали, что на случай большой пурги, оставляй всё и в расположение части. Надо было от дышаться, дёрнул ручку двери бульдозера, открылась слава Богу, посидел минут 20, выход только один, надо пройти 200 метров против шквального ветра, помощи ждать не откуда, потому как ребята не скажут в части думая, что я дошёл обратно, а связист на коммутаторе в управление, не знал, что я вернулся. Шагнул с гусениц и вперёд по натоптанной трапе, благо которую было хорошо видно, всё внимание было только на тропу, одно не ловкое движение и ты в сугробе, который не менее метра в лучшем случае. Пробежал в полном смысле на одном дыхании, Бог миловал, пронесло…Открыл дверь, которую от ветра сорвало с петель, но это было уже не важно, отдышался и вместе со связистом поставили дверь на место.
Просидели три дня в управлении, пока не закончилась пурга и хорошо, что был хлеб и сгущёнка. На вахте полагалось НЗ, тушёнка и сгущёнка, но начальство посчитало, что управление близко от части, поэтому нас «обделили» в этом плане. Нам звонили с части предлагая помощь с питанием, но мы отказались, решили дождаться, когда кончится пурга.
Было утро, когда пришёл сменный кочегар и связист, а мы отправились на долгожданный завтрак, и когда проходили мимо штаба, нас позвал к себе майор по полит части, который строгим голосом сказал «вы что там на вахте запаниковали мужики?». Но потом разобрались, что он нас перепутал с вахтой на пирсе, где солдатик был один в пургу в маленьком, деревянном домике, у которого был НЗ, но понять его можно было. 
Служба была не из лёгких, объекты строились в авральном порядке, и если 6 американский флот давал манёвр в сторону Камчатки, то у флотских объявлялась боеготовность номер 1, а у стройбата 10 часовой рабочий день….Каждое утро командир части провожал словами, «на  укрепление рубежей Родины». 
Прошли два года, долгожданный «дембель», гражданка, встреча с родными, друзьями и конечно застолье, где бывшие фронтовики сказали мне тогда «тебе повезло, что попал в стройбат, а не в линейные войска». Пришлось рассказать в какой стройбат меня определили в 1967 году, причём подробно, и мнения старших сменилось, но служба позади и что грустить, хотя я вспоминаю армейские будни с теплом в душе и горжусь, что вложил посильный вклад в укреплении рубежей СССР! А тот экстремальный случай, расцениваю как минутную слабость свою на тот момент, и хорошо что была минутная слабость, что не запаниковал самое главное, нашёл в себе силу духа, что и спасло жизнь… 
Прошло 51 год с той поры, но всё прошлое было будто вчера, стал искать на удачу бухту Финвал в интернете и о чудо нашёл, причём целый видеоролик снятый профессионально  каналом Россия, с названием «Интересная Камчатка-бухта Финвал». Волнение не описать перед просмотром, но дальше ещё и помешанное с шоком от увиденного. В далёком 1996 году соединение подлодок Финвала….расформировали, стоят заброшенные  многоэтажные дома для подводников, пирсов нет, показали хранилище для боеголовок, в котором бывал многократно….Всё в запустении…В голове пронеслось, «зачем, почему, когда рядом Америка???!» Эту бухту прикрывали ракетчики, было всё надёжно, не говоря о колоссальных затратах на строительство, плюс наш труд. Я могу как то понять, если расформировывают воинскую часть в глубине Материка, но здесь….и не мало важно, что это было разрушено ещё при  Ельцине, на которого всё можно свалить и не без оснований, но прошло 24 года и почему нынешней власти не восстановить стратегически важный объект?! Только «калибрами», не отстреляешься…Такова реальность нашего времени, нашей многострадальной России…
Несмотря ни на что, всех кто служил и не служил, с наступающим ДНЁМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И МОРСКОГО ФЛОТА!   
 
                4 02 2020г.
 
Видео на Ютубе:"Интересная Камчатка-бухта Финвал"


Рецензии
От подводника пламенный привет!
Начинал службу в бане,в той же,
Что ты,Владимир!Во Владике!
Ехали в поезде 9 суток в плац.
Картных вагона!Бросали в Байкал
Фуражки,майки,когда проезжали
Рядом!Учился в Учебке в Малом
Улиссе,на радиометриста ПЛ.
После учился в Ленинграде.
Окончил школу-старшин-техников.
Военно-морской техникум.
Служил на ПЛАРБ-много
Времени был под водой!
Так же как и ты был на
Защите передовых рубежей
СССР!О твоей службе узнал.
Доставалось всем!
Но мы всегда вспоминаем
Это время с гордостью!
С праздником!Воин победитель!
Жму краба!Мичман Митенёв!

Леонид Митенев   21.02.2020 10:21     Заявить о нарушении
Здравствуй Леонид!Сказать спасибо за доброту слов твоих,что ничего не сказать!Рад от ДУШИ,тронул отзыв,и я просто счастлив,когда пишут служивый НАРОД,который не по наслышке знает о МОРСКОМ ФЛОТЕ буквально до мелочей,которые прошли всё и вся,как говорится!Конечно я был только причастен к Морскому Флоту косвенно,но запомнилось на всю жизнь.Это и тревоги по поводу цунами,снежные Камчатские лавины,и конечно подлодки,которые стояли на пирсе, пронзительный неповторимый звук "сигнала",который блуждал эхом среди сопок и много,много незабываемого. Ушла от нас подлодка в 1968 году и с....концом. Сам знаешь, какая судьба у подводников.После ещё напишу Лёня, Немного придётся отлучится.Дочери помогаю вожу на машине по работе и вот позвонила Ещё раз огромное спасибо!Всех благ тебе и всем твоим близким!С наступающим ПРАЗДНИКОМ,ДНЁМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЕННО МОРСКОГО ФЛОТА!!!С теплом души Владимир!

Умрихин Владимир   21.02.2020 14:28   Заявить о нарушении
До встречи!С Наступающим!
Владимир!

Леонид Митенев   21.02.2020 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.