Матерь Мира. Е. Рерих

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,...

(/имя/има(иврит) :мама.)

Письма. Е. Рерих. От 18.06.35.

Теперь Ваши вопросы. Конечно, «Матерь Мира» стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Прочтите в «Криптограммах Востока» сказание «Матерь Мира» и примите это как высшую реальность. За каждым символом стоит Высокая Индивидуальность, и каждый символ прикрывает великую реальность. Также каждая Великая Индивидуальность имеет своих Заместителей, или Персонификаторов, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в различных воплощениях, отсюда и возникло понятие Аватаров.

Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц Св. Троицы. Именно, нет такой религии, кроме позднейшего церковного христианства, в которой Женское Начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так и у гностиков Дух Святый рассматривался как Женское Начало. В древнейших Учениях проявленная Троица Отца-Матери и Сына рассматривается как эманация от высшей, вечно сокрытой Причины, а последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины.

Эта Беспричинная Причина есть Парабраман индусов. Но Парабраман не есть личный Бог, Он есть ТО ведантистов. Парабраман есть просто Реальность, не имеющая себе Второй, Абсолют или, скорее, беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себе потенциальное Пространство, называемое также Адити.

Именно, первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредельной, есть Адити в «Том», или потенциальное пространство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде божественной беспорочной Матери Природы внутри всевмещающей, абсолютной Беспредельности. Так Пространство называется Матерью до ее космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.

Так сказано в древних Учениях: «От начала, прежде чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности...»

«Так и в Каббале Эйн-Соф есть Пространство, Тьма, и из него, когда наступает время, проявляется Сефира – жизненное начало. Сефира, когда она проявляется как активная сила, принимает облик Создателя и становится мужским началом, следовательно, она андрогин. Она есть Отец-Матерь, или Адити индусской Космогонии и Сокровенного Учения. «Так Тьма есть Отец-Мать, Свет есть их Сын. Тьма есть вечная утроба, в которой источник света появляется и исчезает».

«Отец и Матерь – мужской и женский принцип в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса. Дух и Субстанция, результатом которых является Сын».

«Таким образом, когда Мать проявляется из своего недифференцированного состояния, она является беспорочной Девой, которая лишь осенена Вселенской Тайной (То), но не имеет зачатия. Отсюда и понятие беспорочного зачатия – Она выявляет из себя своего супруга, потому в восточных религиозных системах часто можно встретить определение, данное всем высшим Богам, «Супруг своей Матери» и «Сын Беспорочного зачатия». В каждой религиозной системе боги сливали свои функции как Отец, Сын и Супруг в одно. В каждой космогонии Сын рассматривался как «Супруг своей Матери». Титул египетского высшего Бога Амона – Супруг своей Матери».

«Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом. Потому сказано – в мире Бытия Единая Точка или луч оплодотворяет Девственное Чрево Космоса, и непорочная Матерь дает рождение Форме, содержащей все формы. Индусский Праджапати (Брама) именуется первым порождающим Мужским Началом и «Супругом своей Матери».

Привожу Вам описание Пралайи из книги Станца Дзиан, на основе которых написана «Тайная Доктрина».

1. «Предвечная Матерь-Рождающая, сокрытая в своих Покровах вечно-незримых, еще раз дремала в продолжении Семи Вечностей».

«Матерь-Рождающая или Пространство есть вечная всегдасущая Причина, Непостижимое Божество, чьи «Невидимые Покровы» являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, то вечное, которое нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и само-сущно. Дух есть первая дифференциация от «ТОГО», Беспричинной Причины как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис – «оно ни «безграничная Пустота», ни «условная полнота», но и то, и другое. Оно было и всегда будет».

«Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень-Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа единого и бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, упадхи, или проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть источник, из которого излучается Акаша».

Привела Вам выдержки из «Тайной Доктрины», из них ясно, какое значение и место уделялось Женскому Началу в древних космогониях. Лишь глубокое невежество средневековья могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в естестве своем Мужское и Женское Начало едины, и одно не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.

Итак, существует лишь единое Естество, единый Элемент, назовете ли Вы его Богом или Духом, или Огнем, или ТО, или Парабраманом, или Эйн-Софом, или Пространством, или Абсолютом и т. д. и т. д., который в потенциале своем заключает обе полярности, или является андрогином.

Не могу удержаться, чтобы не привести Вам еще одну выдержку из той же «Тайной Доктрины»: «С самого первого появления Великих Строителей нашей планеты, сокрытое Божество признавалось и рассматривалось лишь в его философском аспекте Всемирного Движения, трепета творческого Дыхания в Природе. Древнее Знание суммирует Единое Сущее так: «Божество есть сокровенный живой (или движущийся) Огонь, и вечные свидетели этому Невидимому Присутствию – Свет, Тепло и Влага; эта Троица вмещает в себе все и является причиной всех феноменов в Природе. Интракосмическое движение вечно и беспрерывно; космическое движение, видимое или то, которое подлежит познаванию, – конечно, периодично. Как вечная отвлеченность, оно есть Вечно-Сущее; как проявление, оно – конечно, как в грядущем направлении, так и в прошлом, будучи Альфой и Омегой последовательных перестроений. Космос-Нумен не имеет касания к причинным соотношениям феноменального Мира. Только по отношению к интракосмической Душе, к идеальному Космосу в непреложной Божественной Мысли, можем мы сказать: «Не имело начала и не будет иметь конца». Что же касается его тела, или космической организации, хотя и нельзя сказать, что оно имело первое или же будет когда-либо иметь последнее построение, все же, при каждой новой Манвантаре, его построение может рассматриваться как первое и последнее в своем роде, ибо каждый раз его эволюция происходит на более высоком плане».

Также можно назвать Троицу, как Атма, Буддхи и Манас или Дух, Душа и Разум; или Дух, Субстанция и Свет, или Дух, Материя и Сила, и т. д. и т. д.


Шри Ауробиндо.
Об Матери Мира.
Впервые дается подробное и всестороннее описание женского принципа Бытия - Божественной Матери ,- составляющего вместе с мужским принципом Бытия - Богом Отцом - Изначальное Единое. Эта небольшая по объему работа помогает восстановить в сознании утраченное нашим веком равновесие этих двух равных и неотъемлемых друг от друга качеств Изначального, поскольку природа женского принципа Бога, его Творческая Сила - первоисточник всех представлений о женских божественных образах и богинях - не достаточно еще глубоко понята и осмыслена, а его роль в мироздании все еще мало изучена и скрыта для нас.

... Шри Ауробиндо со свойственным ему мастерством решает эту задачу, давая в яркой, высокохудожественной, почти поэтической форме описание Матери Мира, Прародительницы всех миров и вселенных - Божественной Матери.

Только сочетанием двух сил - упорного, неугасимого стремления, взывающего снизу, и высочайшей Милости, даруемой в ответ - возможно выполнить то, на что направлены все наши усилия: наш грандиозный, многотрудный замысел.

Только Милость Божественной Матери и ваше, созвучное ей, внутреннее отношение, рождаемое верой, искренностью и преданностью, могут защитить от опасностей, страхов и несчастий жизни...


Мать представлена в трех конкретных формах бытия, которые начинаешь постигать, когда соединяешься с той Сознательной Силой, которая поддерживает и Вселенную, и нас с вами. Первая - непостижимая, трансцендентная, она являет собой изначальное высочайшее Могущество, Шакти, царящую над мирозданием и связывающую творение с непроявленной тайной Всевышнего. Вторая - Вселенская, космическая Махашакти; она дает жизнь всему сущему, наполняет собой, проникает в него, поддерживает и руководит всем бесконечным многообразием процессов и сил. Третья - индивидуальная, личная, она воплощает в себе могущество этих двух больших форм ее существования, оживляет их, приближает к нам и исполняет роль посредника между человеческой личностью и божественной Природой.

Как изначальная, непостижимая Шакти, Мать пребывает над мирами и несет в своем вечном сознании Божественность Всевышнего. Ничем не связанная, она таит в себе неограниченную Власть и невыразимое Присутствие; она владеет Истинами, и если суждено им проявиться, выводит их из недоступной тайны бытия в свет своего безграничного сознания, являет через них свое всемогущество, делает их одной из его форм, дарует им безграничную жизнь и воплощает во Вселенной.  Всевышний пребывает в ней всегда как нескончаемый поток Сатчитананды, проявленный через нее в мирозданье как двуединое сознание Ишвара-Шакти, как двойственность Пуруши-Пракрити, воплощенный через нее в Мирах и Сферах, Богах и Могуществах; благодаря ей, он в качестве всего сущего проявляется в известных нам мирах, и неизвестных. Все сущее - это ее игра с Всевышним, все сущее - это раскрытие тайн Вечности и чудес Бесконечности.  Это - она сама, это разные грани и части божественного Сознания-Силы. И существует только то, что она выбрала, а Всевышний благословил; и ничто не может принять облика иного, нежели тот, который ею, движимой Всевышним, осознан, оформлен и помещен в своем зародыше в ее животворящее Блаженство.
Мать не только управляет свыше, но и сама нисходит в эту низшую Вселенную трех миров. В безличном виде все, что здесь представлено, даже проявления Неведения - это тоже она, хотя и в скрытой форме; творения ее являются уменьшенным вариантом ее Природного тела и ее Природной силы, и существуют они только потому, что, движимая таинственным указом Всевышнего произвести на свет то, что пребывало в бесконечности лишь в скрытом виде, она соглашается на величайшую жертву и одевает на себя, подобно маске, образ и формы Неведения. Но она снизошла до того, что лично погрузилась во Тьму, чтобы вывести ее на Свету, спустилась в Ложь и Заблуждение, чтобы превратить их в Божественную Истину, вошла в мир Смерти, чтобы возродить его к Жизни, достойной Богов, опустилась в этот мир боли, скорби и страдания с тем, чтобы он завершился преобразующим экстазом высочайшего Блаженства, Ананда.  От большой и глубокой любви к детям своим согласилась она облачиться в покровы тьмы, изволила терпеть атаки, мучительное действие могуществ Лжи и Тьмы, прошла через врата рождения, а значит и смерти, взяв на себя страдания и скорбь творения, поскольку, видно, только так возможно этот мир возвысить к Свету, Радости и Правде, к Жизни вечной. Эта величайшая жертва, именуемая иногда жертвой Пуруши, при более глубоком всесожжении Пракрити превращается в жертву Божественной Матери.
Когда же Мать руководит Вселенной и претворяет в жизнь земной сценарий, выходят на передний план ее четыре главных Ипостаси, четыре Власти и Могущества, четыре Лика. И первая из них - Ипостась безмятежного простора и всепостигающей мудрости, спокойной доброты и неисчерпаемого сострадания, наивысшего и исключительного достоинства, полновластного величия. Вторая олицетворяет могущество небывалой стойкости и неотразимого огненного темперамента, воинственного настроения, непреодолимой воли, пылкой стремительности и всесокрушающей силы.  Животворна, нежна и прекрасна третья ее Ипостась, с ее непостижимой тайной красоты, гармонии, изысканного ритма, с ее неуловимым и чарующим изяществом. Четвертая несет в себе глубину и полноту сокровенного знания, тщательность исполнения, а также безупречность и точность совершенства во всем. Мудрость, Сила, Гармония и Совершенство - их основные качества; это именно те силы, которые они приносят в мир, являют в человеческом облике своих Вибхути и даруются, при достижении божественного состояния, тем, кто сумеет свою земную природу раскрыть навстречу прямому и живительному действию Матери. Эти четыре Могущества мы именуем: Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати.


Существуют и другие великие Ипостаси Божественной Матери, но им труднее было опускаться вниз, и они не столь заметны были в духовной эволюции Земли. Есть среди них такие Проявления, которые незаменимы для достижения супраментального мира, и это, прежде всего, - Ипостась загадочного и неодолимого экстаза и Блаженства, Ананда. Только оно одно способно заполнить пропасть, разъединяющую неприступные вершины супраментального духа и бездны Материи, - Блаженства, владеющего ключом к восхитительнейшей божественной Жизни, и даже сейчас из своих пределов скрытых содействующего работе остальных Могуществ мироздания. Но ограниченная, эгоистичная и темная природа человека не в силах воспринять такие Проявления или содействовать их мощному движению. И лишь только тогда, когда все Четыре Силы утвердят свою гармонию и беспрепятственное действие в преобразованном разуме, жизни и теле, а остальные, менее известные, Могущества смогут проявить себя в земной природе, только тогда станет возможным супраментальное движение. Когда же все Ипостаси воссоединятся и проявятся в ней, и их независимые действия сольются в гармоничное единство, а сами они обретут в ней свою супраментальную божественность, только тогда Мать откроется, как супраментальная Махашакти, и явит миру светлые возможности из сфер своих невыразимых. И тогда природа человека сможет стать живой божественной природой, поскольку все основные струны супраментальной Истины Сознания и Истины Могущества будут настроены созвучно, и арфа жизни зазвучит в такт ритмам Вечности.

БОЖЕСТВЕННАЯ МАТЬ
Божественная Мать это Сознание и Сила Божества, Мать всего сущего.

 

                МАТЬ И ИШВАРА
Мать это сознание и сила Божества или, можно сказать, Божество в своем полном сознании и могуществе. Ишвара, как Владыка Космоса, происходит из Матери, которая стоит за ним, как Шакти Космоса, космический Ишвара - одна из ипостасей Бога.

МАТЬ И НИЗШАЯ ПРИРОДА,ПРАКРИТИ
Было бы ошибочно отождествлять Мать с низшей природой, Пракрити, и механизмом ее действия. Пракрити - это всего лишь механизм, который был выработан для воздействия на Неведение, вовлекаемое в эволюцию. Так же как само Божество не являет собой невежественную ментальную, витальную или физическую суть, хотя и происходит от Божественного, так и механизм Пракрити - это не Божественная Мать. Бесспорно, какая-то ее часть присутствует в нем и за этим механизмом, сохраняя его во имя эволюции, но она - не Шакти Авидьи, не Сила неведения, но Божественное Сознание, Могущество, Свет, сама Парапракрити, к которой мы обращаемся для освобождения и божественного проявления.

Бог есть Господь, Повелитель, отстраненное «Я» - он всегда немой свидетель, поддерживающий существование, то есть статический аспект. Но есть также и динамический аспект, через который Бог действует - за ним стоит Мать. Не забывайте о том, что все осуществляется с помощью Матери.

1-9-1933

 

Вы стремитесь достичь «Я», но что это за «Я», если не сама Мать?

Ничего иного нет.

29-9-1934

 

У «Я» есть два аспекта, пассивный и активный. Первый - полностью безмолвный, необъятный, спокойный и тихий, неподвижный Брахман.  Второй - Космический Дух, всеобщий, не индивидуальный. В нем можно пережить соединение или единство с Матерью. Близость - чувство индивидуальное, то есть чувство душевного существа.

12-10-1934


Рецензии