Аристотель Этика, краткая версия, стр. 7

Одни добродетели мы называем мыслительными; мудрость, сообразительность и рассудительность – это мыслительные добродетели, а щедрость, благоразумие, сострадание – нравственные.
               
Рассуждая о нраве, мы не говорим, что человек мудр или сообразителен, но говорим, что он ровен или благоразумен.
               
Те склады души, которые заслуживают похвалы, мы называем добродетелями.
               
При наличии добродетели двух видов, как мыслительной, так и нравственной, мыслительная возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении, а нравственная приобретается привычкой.
               
То, чем мы обладаем по природе, мы получаем сначала как возможность, а затем осуществляем в действительности.
               
Повторение одинаковых поступков порождает соответствующие нравственные устои, поэтому все зависит от того, к чему именно приучаться с самого детства.
               
Добродетели по своей природе таковы, что недостаток и переизбыток их губят.
               
Люди, вкушая от всякого удовольствия и ни от одного не воздерживаясь, становятся распущенными, а сторонясь, как неотесанные, всякого удовольствия, - становятся бесчувственными.               
               


Рецензии