Аристотель Этика, краткая версия, стр. 11

В отношении к чести и бесчестию обладание серединой – это величавость, избыток может именоваться спесью, а недостаток – приниженностью.
               
Тот, чьи стремления чрезмерны – честолюбив, а чьи недостаточны – нечестолюбив, - тот же, кто стоит посередине – не имеет названия, поэтому иногда мы хвалим то честолюбивого, то нечестолюбивого.

По отношению к удовольствиям в развлечениях держащийся середины – остроумен, а его   склонность – остроумие, избыток – это шутовство, а в ком оно есть – шут, тот же, в ком недостаток, - это, может быть, неотесанный, а склад его души – неотесанность.

Об остальных вещах, доставляющих удовольствие, скажем, что человек, доставляющий нам удовольствие должным образом, - друг и обладание серединой – дружелюбие, а кто излишне заботится о нашем удовольствии, но не ради чего-то – угодник, если же он ведет себя так ради собственной выгоды, то он подхалим, у кого же в этом отношении недостаток и кто сплошь и рядом доставляет неудовольствие, тот как бы зловредный и вздорный.
               
Обладание серединой возможно и в проявлении страстей; так стыд – не добродетель, но стыдливый заслуживает похвалы, а у другого – излишек стыда, например, у робкого, который всего стыдится, а если же у человека не хватает стыда, или его нет вовсе, он беззастенчив.      


Рецензии