Глава XLII. Воля Провидения

К началу: http://stihi.ru/2019/08/19/665


Утреннее богослужение закончилось, и молящиеся стали покидать церковь. Настоятель Собора святого Александра Невского, протоиерей Иоанн Новицкий*, снял ризу и епитрахиль, сменил тёмно-синюю камилавку на обычную скуфью и, оставшись в подряснике, уже собрался удалиться во внутренние покои собора, когда в молитвенный зал вбежала молодая пара – высокий темноволосый мужчина и хрупкая белокурая, совсем ещё юная девушка. Оба тяжело дышали, запыхавшись от бега – казалось, что они спасаются от погони…

Присмотревшись к ним, отец Иоанн с удивлением узнал в девушке дочь князя Алексея Алексеевича Корецкого, русского военного атташе в Париже, а в молодом человеке – начинающего немецкого врача, с которым он случайно познакомился пару месяцев назад неподалёку от входа в храм. «Странно…» — с недоумением подумал отец Иоанн – «Каким образом эти молодые люди оказались вместе?»

Увидев настоятеля собора, Мари очень смутилась – она часто посещала воскресные службы вместе с родителями, и было очевидно, что отец Иоанн её узнал. В испуге она схватила своего спутника за руку и стала тянуть его к выходу. Но Эрих Зайднер уже заговорил с протоиереем:

— Святой отец, извините нас за столь внезапное вторжение… Но просьба, с которой мы хотим к вам обратиться не терпит отлагательств.
— Я вас внимательно слушаю, доктор...
— Зайднер. Эрих Зайднер. А моя спутница…
— Полагаю, я имею честь видеть княжну Марию Алексеевну Корецкую?

Теперь настала очередь Зайднера удивиться:

— Так вы знакомы с Мари, святой отец?
— Разумеется!.. Князья Корецкие – одни из самых известных и именитых прихожан нашего храма. Меня больше поражает то, что я вижу вас вместе – да еще и в церкви!.. Что привело вас сюда, уважаемый доктор – неужели вы уверовали в Бога?
— Я уверовал в любовь, святой отец! Разве не написано в Библии: «Бог есть любовь»?
— В книге Иоанна Богослова сказано: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём…» Но в ней, как видите, речь идёт отнюдь не о плотской, земной любви – а о любви Всевышнего к своим созданиям… И любовь в данном случае является главным постулатом веры в Господа нашего, Иисуса Христа… Вы же, насколько я помню, придерживаетесь совсем иной точки зрения и вообще отрицаете существование Высшего Провидения... 

Зайднер вспомнил их долгие дискуссии о Боге, о вере, о Провидении и высшей справедливости. Они познакомились в тот вечер, когда доктор, направляясь пешком из Мулен Руж к площади Этуаль, случайно обнаружил православную церковь и с интересом рассматривал её, восхищаясь необычной архитектурой. Вышедший в эту минуту из храма настоятель предложил доктору войти. «Разве что, из любопытства» — с усмешкой ответил тогда Зайднер – «Я сын пастора и вырос при церкви, святой отец – и слишком много времени потратил на то, чтобы попытаться уверовать в то, чего нет…» Он еще тогда в пылу спора процитировал строки из стихов Беранже:

… Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой! **

Теперь Зайднер очень сожалел, что был тогда так откровенен с отцом Иоанном...

— Tempora mutantur — et nos mutamur in illis… — произнёс доктор — Людям свойственно меняться… И в том, что я стою перед вами под сводами православного храма вместе со своей возлюбленной, несомненно есть воля Высшего Провидения…
— Очень хочется вам верить, доктор — ответил отец Иоанн — Но что означает в ваших устах слово «возлюбленная»? Я слишком хорошо знаю эту высоконравственную и верующую семью, для того, чтобы даже в мыслях предположить… невозможное…
— О нет, святой отец, пока мы чисты перед совестью и перед… Богом. Поэтому мы и обращаемся к вам с просьбой… обвенчать нас… немедленно…

В воздухе повисла гнетущая пауза. Отец Иоанн медленно взглянул поочерёдно – на доктора и на Мари, после чего он тихо произнёс, обращаясь к Мари:

— Известно ли их сиятельствам – княгине Елене Владимировне и князю Алексею Алексеевичу – о вашем намерении сочетаться браком с доктором Зайднером, дитя моё?

Вместо ответа, княжна закрыла лицо руками и зашлась в беззвучных рыданиях

— В таком случае, господин доктор, вы не только толкаете меня на преступление, но и посягаете на честь и достоинство русского дворянства. Князья Корецкие мои прихожане и известные в Париже представители высшей российской аристократии. Их безупречная репутация до сих пор ничем и никем не была запятнана – как и моя репутация священнослужителя… Тайный брак без благословения родителей допускается православной церковью, но только в очень крайних случаях…
— Преступление совершится, если вы нам откажете, святой отец… Я не силён в теологии, но убеждён, что выдавать девушку замуж за нелюбимого человека, вдовца, который, к тому же почти втрое старше её – это воистину преступление перед Богом!
— Я догадываюсь, о ком вы говорите… И тем не менее я вынужден вам ответить отказом, уважаемый доктор! На всё есть Божья воля – свершится то, чему суждено свершиться! Я настоятельно советую вам отказаться от своих пагубных намерений... Думаю, вам необходимо сейчас же расстаться с княжной и покинуть церковь немедленно… Мари останется со мной… Я отвезу её к родителям. А вам лучше уехать из Парижа – и как можно скорее – пока не разразился скандал…

Зайднер понял, что совершил непростительную ошибку, приведя княжну сюда – теперь Мари потеряна для него навсегда. Тем не менее, он повернулся к ней и тихо произнёс: «Я ухожу, Мари… Вы со мной?» Княжна не ответила. Опустив голову, доктор медленными шагами направился к выходу.

Через неделю в парижских газетах – в разделе светской хроники – было объявлено о помолвке княжны Марии Алексеевны, дочери русского военного атташе князя Корецкого, с героем Балканской кампании, генерал-лейтенантом от инфантерии, князем Кирилловым… Но уже на следующий день эти имена фигурировали в разделе происшествий – вошедшая в спальню княжны горничная обнаружила Мари в постели без дыхания. Приехавший по срочному вызову доктор Ришар Дюпре констатировал её смерть. Следствие предполагает передозировку снотворного…

_________
* Сан, имя и фамилия изменены
** Строки из стихотворения Пьера Жана де Беранже "Безумцы" ("Les Fous"). Перевод В. С. Курочкина (1831—1875)
   

http://stihi.ru/2019/10/31/864


Рецензии
Я начала читать вчера...не помню в какой главе меня зацепила цитата из Торы -
Бог ведёт человека теми путями, которыми он хочет.
Кто хочет? Бог или человек?
Хотела перечитать и не нашла ту главу!
Я всю жизнь думала, что Бог ведёт теми путями, которыми хочет (Бог хочет)
а вчера поняла наоборот, что теми, которыми хочет человек и очень удивилась!
Если не трудно повторите мне цитату из Торы и как её понимать на самом деле.
Вот ведь здесь, в этой главе, не повёл Бог влюблённых теми путями, которыми они хотели!
(Или я вчера не правильно поняла!)

Ткешелашвили Ольга   02.11.2019 18:58     Заявить о нарушении
В Вавилонском Талмуде в трактате "Макот" ("Удары") (страница 10 второй лист) есть такое высказывание мудрецов: "בדרך בה רוצה האדם לילך מוליכים אותו" - "по той дороге, по которой человек хочет идти [Бог] его и ведёт". Здесь имеется ввиду, что у человека есть ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА - между грехом и святостью. Какую дорогу он выберет - по той он и будет идти. И в этом Бог ему "помогает" - даже если он выбрал путь греха - ибо человек САМ должен принимать решения, не сбрасывая вину на Бога.

Михаил Моставлянский   02.11.2019 19:56   Заявить о нарушении
Вот! Вот теперь поняла! Всё встало на свои места!
Благодарю!!!

Ткешелашвили Ольга   02.11.2019 20:13   Заявить о нарушении
И называется это Free Will. Прошу прощение за дерзость.

Эли Сигельман   16.11.2019 18:01   Заявить о нарушении
Именно - свободная воля. )))

Ткешелашвили Ольга   16.11.2019 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.