Mona Lisa is Not My Ideal

               
     Dedicated to my Mom

I beg your pardon, gentlemen, but nothing
Can change my choice! I do insist on it. 
My words will cause a lot of people’s laughing,
And in this sense the twain shall never meet.
 
The world considers Mona Lisa’s picture
To be perfection of the highest stage…
I find this view a cogitative fixture
And know my thought will rattle experts’ cage.
 
The artist’s mastery is surely unbeaten!
The beauty of the woman – that’s the theme.
Forgive me, Leonardo, I am smitten
Not with your Lisa! She is not my dream…
 
Another lady catches my attention,
Another one excites me day by day.
Be tolerant to me and ease the tension;
You may consider my opinion lay.

Her name is hidden. No one knows the grounds.
Of course, Ivan Kramskoi should take the blame.
“Unknown Woman”… These majestic sounds
Are feast for ears and the artist’s fame!
 
This stylish brunette with the sable brows
Dressed in expensive velvet trimmed with fur
Has settled in my heart and make me drowse…
On seeing her my sweetest dreams occur!
 
“Unknown woman” and my dear mother
In equal age are similar as twins!
One person is a copy of another…
Is it illusion? –No, it isn’t, by no means!
 
Majestic carriage full of grace and fair,      
The look of large dark-brown screwed-up eyes,
The face itself and wavy dark- black hair
Are so identical! Is it a joke? – Nowise!

So as you see I have the solid grounds
To have another preference and due.
“Unknown woman” are the very sounds
Which make my soul say: “I do love you!”



(Подстрочный перевод)

Мона Лиза – не мой идеал женской красоты
 
     Моей маме посвящается


Простите меня, господа, но ничто
Не может изменить моего выбора. И я настаиваю на этом.
Мои слова вызовут смех у многих людей,
И, в этом смысле, нам не сойтись во мнении.

Весь мир считает образ Моны Лизы
В высшей степени совершенством.
А я считаю, что это – закрепившийся в сознании стереотип,
И знаю, что эта моя мысль приведет экспертов в негодование.

Мастерство художника, конечно же, не оспаривается!
Красота женщины – вот тема.
Прости меня, Леонардо, но я без ума не от Вашей Лизы!
Не она является моей мечтой.

Другая женщина привлекает мое внимание.
Другая волнует меня день за днем.
Будьте ко мне терпимы, сбавьте напряжение.
Вы можете считать мое мнение дилетантским.

Имя ее скрыто, и никто не знает причины этого.
Конечно же, вся вина лежит на Иване Крамском.
«Неизвестная» - эти волшебные звуки
Являются праздником для моего слуха и славой художника!

Эта стильная брюнетка с соболиными бровями,
Одетая в дорогой бархат, отороченный мехом,
Поселилась в моем сердце и заставляет меня грезить наяву.
При виде ее, у меня всплывают самые сладкие видения...

«Неизвестная» и моя дорогая мамочка
В одном возрасте – похожи, как близнецы.
Одна – копия другой.
Это иллюзия? – Нет, ни коим образом!

Величественная осанка, полная грации и красоты,
Взгляд больших темно-карих прищуренных глаз,
Само лицо и волнистые  черные волосы
Так похожи! Это шутка? – Вовсе нет!

Ну вот, теперь вы понимаете, что у меня есть серьезные основания
Для того, чтобы иметь другое предпочтение...
«Неизвестная»... Это те самые звуки,
Которые заставляют мою душу говорить: "Я тебя очень люблю!"


Рецензии
Залина, здравствуйте!
Решусь оценить, с поправкой на мой весьма посредственный английский:
Стихотворение понравилось! Доступно, всё понятно, очень выразительно, насколько это позволяет сам английский язык! И - неожиданно!.. Стихотворение – сюрприз!
Очень приглянулась этой своей «неожиданностью» идея стиха! Вероятно, он у многих вызовет либо смятение, либо желание оспорить! У кого-то стихотворение действительно «will cause a lot of laughing».
Как же так?! – покусились на незыблемую убежденность в непревзойденном гении Леонардо–живописца! Покусились не столько на личную оценку каждого, сколько – на постулат, внушенный искусствоведением, кинематографом, прессой, ценовой политикой!..
Конечно же, мир общепринято считает её совершенством!
А ведь мое личное ощущение от этих действительно великих картин совпадает с Вашим!
Да, «Незнакомка» Крамского (даже без всякого пиара и предшествующих словесных перлов) не позволит не уделить ей восторженного внимания! Удивительное, приковывающее ответный взор, завораживающее лицо у этой, известной многим, «Незнакомки»!
Несомненно, своим успехом портрет обязан и непревзойденному мастерству гениального портретиста! Но и сама дама на нём очаровательно-привлекательна! Вполне резонно предположить, сравнивая различные портреты, что это именно Софья Крамская!
(Хотя многие и продолжают спорить о личности дамы, предъявляя портреты других, знакомых мастеру, особ. Тем более, что сохранился и предшествующий вариант портрета с другим лицом. Кто-то называет его собирательным образом… Но разрушать «загадку происхождения Незнакомки» признаемся, грустновато. Всё-таки, ореол «российской Джоконды» сохраняется!)
И ведь в лице ЕЁ люди продолжают находить знакомые черты!
Надолго приковывает взор всё – начиная от общей композиции, цветовой гаммы, ракурса, наклона головки, полного спокойного достоинства взгляда красавицы. И даже задний фон, погруженного в розоватую, морозную дымку городского ландшафта, дополняет композицию, не мешает восприятию главного – этого завораживающего взгляда, который так непросто разгадать. О характере взгляда дамы также споров немало! Но это и замечательно, что каждому удается вложить в него собственные представления и чувства! Наверное и этим прекрасен шедевр Крамского.
(Отец, конечно же, написал немало портретов свой дорогой Сонечки. Но эта работа, несомненно, одно их гениальных, знаковых его произведений!
Что еще интересно: дочь художника Софья, считавшаяся в подростковом возрасте некрасивым ребенком, с возрастом превращается в такую красавицу! И, думаю, не только благодаря волшебству кисти отца!)
Конечно, неверно просто сравнивать портреты Леонардо и Крамского!
Мастеров разделяет «временная пропасть» – около четырёх веков! Это очень много и для изобразительного искусства! Леонардо для своего времени, конечно же, был уникальным художником, с именем которого связывают наивысший взлет живописного мастерства эпохи Возрождения!
К сожалению, от него сохранилось, насколько припоминаю, всего около пятнадцати живописных работ (включая фреску).
Живописное же наследие Крамского включает что-то около двух сотен только широко известных картин! Его вклад и в российскую, и в мировую живопись также трудно переоценить!
Опять разговорился – непростительно многословно для рецензии.
Вернусь к стихотворению, Залина!
Мне очень понравилось! Еще ведь и нашел в нём вполне понятную, объяснимую для меня сравнительную оценку современника при взгляде на эти два удивительных портрета. Конечно, Джоконда, при всем пиетете к гениальности художника, – чужая для меня. Другая эпоха, иные представления и каноны, иной уровень мастерства, словно – с другой планеты! ОНА слишком далека во времени, чтобы пробуждать подлинно теплые чувства, влюблять в себя. Это – если говорить искренне, не пытаясь казаться всё понимающим ценителем прекрасного.
Спасибо Вам большое и за такой красивый, интересный стих… и за определенную смелость также!
Вот так! Конечно же, «Незнакомка» Крамского (достаточно известная многим) привлекает и очаровывает меня более, чем «Самая известная в мире дама» (но фактически никому незнакомая), кисти Леонардо!
Спасибо большое!))

Аристарх Басаргин   11.06.2021 18:38     Заявить о нарушении
Добрый день, Аристарх! Вновь получила истинное удовольствие от общения! Благодарю Вас и за рецензию, и за экскурс в историю живописи, и за солидарность! Подытожим, перефразируя мысль неподражаемой Фаины Раневской, которую она высказала по отношению к "Секстинской мадонне": эти дамы могут позволить себе решать, на кого им производить впечатление, а на кого нет!))

Спасибо Вам ещё и ещё раз!
Желаю Вам всяческого добра!

С уважением и симпатий.

Залина Касумова   13.06.2021 08:52   Заявить о нарушении