Орион или Уру-анна

Орион или Уру-анна

/Из дневника цитат./
 

«Посылаю Вам Дар Владыки вместе с Его Словами: «Храните Искру Жизни в этой частице Камня, упавшего с Ориона. Луч Моего Созвездия – Ориона – будет сиять над вами, и ярая искра послужит вашему духу Ведущим Магнитом». (Из Письма Е.Рерих от 15.02.50г


«Рано зажигаются звезды. К востоку неугасно горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах старых обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нем замечательное. Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки "Три Мага". В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, державшего ношу мира. Звезда Востока!» (Н.К.Рерих «Алтай – Гималаи», стр.46)


Среди богов «Ригведы» Индра является наиболее антропоморфным: подробно описываются его части тела, лицо, рост; отмечается его мужественность и сила. Рядом исследователей высказывались предположения, что антропоморфность Индры определяется тем, что у этого бога был небесный прототип в виде созвездия Ориона. Это, в частности, подтверждается и тем, что в более поздних вариантах эпоса, в «Атхарваведе», мать Индры отождествляется с ночью, а Индре в его подвигах помогает божественная собака Сарама, («гончая Индры»), которая без труда соотносится с созвездием Большого Пса, а точнее – с его наиболее яркой звездой – Сириусом.
Среди эпитетов Индры часто встречаются также «растущий» и «усиливающийся», что, по всей видимости, является отражением весьма примечательного астрономического факта: вследствие прецессии земной оси высота созвез дия Ориона над горизонтом последние 12 тысяч лет постоянно увеличивается (см. рис. 11 на с.100). Это изменение составляет примерно полградуса за столетие, то есть в пределах жизни одного–двух поколений Индра «становился выше» примерно на диаметр полной Луны. Не замеченным для людей, внимательно наблюдавших за окружающей природой, такой процесс остаться не мог. А будучи «наиболее человеческим богом», Индра, возрастая, по-видимому, символизировал в сознании древних наблюдателей неба возмужание человека. Бесконечно повторяющийся из гимна в гимн основной миф «Ригведы» о том, что Индра уничто жил змея Вритру (а это - «враг», «препятствие», «преграда»), запрудившего течения рек, и тем самым дал свободно течь рекам, которым он освободил русло. Связь с реками является одной из наиболее характерных черт мифологического Индры. Имеет смысл разобраться, какие исторические реальности могли стоять за этим примечательным фактом. В наше время Орион царствует на ночном небе в декабре. Но так было не всегда из-за прецессии земной оси. Чем дальше мы станем двигаться в глубь времён, тем ближе к летним месяцам будет передвигаться период ночного царствования Ориона. Во времена «сотворения мира», 7500 лет назад, это был конец лета. А во времена Великого потепления примерно 12 тысяч лет назад, когда окончательно далеко на север отступили ледники, это было начало лета. Вспомним, что примерно тогда же вследствие прецессии началось и «восхождение» Ориона на ночном небосводе. Естественно предположить, что в сознании древнего человека оба явления были тесно связаны. Тем более, что весеннее освобождение рек от сковавшего их льда происходило почти одновременно с сезонным появлением на небосводе Индры/Ориона. Таким образом, и глобальное, и сезонное «освобождение рек» могли быть мифологически связаны с Индрой. В эпосе также прослеживается мысль о том, что реки в благодарность за великое благодеяние несут в себе образ освободителя. Именно эта мысль многократно на разные лады повторяется в «Ригведе», например в следующих строках: «Его славу несут семь рек – Небо-и-Земля, земной простор (несут) его прекрасный облик».
Существует точка зрения, что прародина со здателей «Ригведы» располагалась в причерноморских и прикаспийских степных просторах, а со временный Дон когда-то назывался Индом. Великолепная аргументация того содержится в многочисленных работах выдающегося лингвиста О.К.Трубачёва и известного индолога Г.М.Бонгард-Левина. Наряду с Доном огромную речную систему этого степного пространства образует Волга, древнее название которой, как известно, Ра. А это значит, что вся эта речная система, связанная воедино сотнями вполне преодолимых для древнего человека волоков, носила имя своего благодетеля – Инд-Ра. Более того, Волго-Донская система, в отличие от другого степного великана Днепра, была вполне судоходна на всём протяжении и не пугала путешествующих по ней оглушительным рёвом порогов. «Создай нам, о Индра, широкое пространство, лёгкий путь!» – рефреном в разных вариантах звучит в «Ригведе». Именно такой лёгкий путь создавал земной Инд-Ра на широком пространстве степей. Причём плавающие по этому пути не могли не обратить внимание на характерную Х-образную конфигурацию Волго-Донской системы в районе наибольшего сближения главных рек. Возможно, что именно эта особенность стала одной из основных причин, побудивших отождествить созвездие с его земным отражением.


Из Дневника Е.И.Рерих: «Слышала слова Владыки М. о камне: "В нем заключена частица Великого Дыхания – частица души Ориона". Явил смысл Камня. Указал на сокровище великого Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь своим сужденным путем… Как путеводная звезда, идет с вами частица Ориона.» (08.03.24г.)
Понятие Великого Дыхания Космоса означает принцип вечного, никогда не прекращающегося движения, пульсации Космоса. Это «дыхание» несет в себе вечный импульс к движению, развитию, эволюции, являет собой первичную Волю, исходящую из глубин Непроявленного.
«Не пройдя длительного круга эволюции, жизнь не способна явить в совершенстве такое созвучие и, следовательно, передать его во внешний мир. Именно в этом утверждении заключается ключ к пониманию смысла влияния Ориона как источника (для нас) Великого Дыхания. Получается, что в этом созвездии находится удивительный Оазис жизни, которая в процессе своей эволюции достигла по сравнению со всеми окружающими областями Космоса наиболее высокого, невероятно, непредставимого для нас, уровня развития и теперь питает окружающее ее пространство мощными энергиями, исходящими из глубин духа и адекватно выражающими эту первичную пульсацию. Поэтому Орион и является как бы маяком для всех окружающих его космических систем. ... Мы склонны предполагать, что в масштабах нашей галактики Орион является образованием уникальным, и посему, имеющим значение для всего пространства. Более того, ряд фактов заставляет нас думать, что Орион является для нашей галактики центром не только духовным, но и физическим. Если мы предположим, что очаг жизни в Орионе в силу уровня своего развития является древнейшим (и первичным, следовательно) на ее пространстве, то тогда в силу закона аналогии, будучи ядром творческой энергии на духовном плане, он должен был стать таковым в процессе формирования галактики и на плане проявленном, то есть геометрическим и гравитационным центром обращения галактической спирали, из которого исходили волны Магнетизма, создающие материю миров, солнц и планет.
Конечно, когда мы говорим об оазисе в Орионе, то, прежде всего, имеем в виду известную туманность М42, расположенную под трехзвездным Поясом.


Вот что пишет об этом удивительном созвездии Ф-Ю. Зигель в своей книге "Сокровища звездного неба": "Созвездие Ориона - это какой-то кипящий "небесный котел", где и в настоящую эпоху рождаются миры, созидаются звезды. ...
Созвездие Ориона действительно самое "беспокойное" место на небе, и здесь, несомненно, на наших глазах, хотя и в чрезвычайно замедленном по человеческим меркам темпе, совершаются великие космические события!"Такой мощный творческий потенциал помимо высочайшего уровня развития (думается, не нужно пояснять, что интенсивное проявленное творчество возможно лишь при развитости духовной, при близости к неисчерпаемому резервуару Психической Энергии), ясно свидетельствует о той роли, которую имеет очаг жизни в Орионе и на проявленном плане.
Допустив, что туманность Ориона является энергетическим ядром нашей галактики, мы приходим к выводу о том, что Космический Магнетизм, излучаемый Орионом, является не чем иным, как первичной аурой галактики, или же магнетизмом галактическим, о значимости которого начинают говорить сейчас некоторые астрологи. Эта первичная энергия (Фохат), обнимая все пространство Млечного Пути, в локальных очагах жизни (каковыми являются любые солнечные системы) облекается в более реальные (дифференцированные) формы. Для нас первичным "понижающим трансформатором" этого Фохата, несомненно, является, во-первых, созвездие Большой Медведицы, дающее семь первоначальных стихий, а также созвездия Зодиака, которые выделяют из данного первичного потоков свои 12 качеств, давая начало астрологии. Указания о такой роли созвездия Большой Медведицы (Саптарши, Семи Риши) могут быть найдены в ведической астрологии, где оно является главным регулятором смены эр правления Ману, великих патриархов, в зависимости от того из 28 лунных астеризмов (Накшатр), в котором оно находится в данную эпоху. Затем, в свою очередь, зодиакальная энергия ассимилируется Логосами планет солнечных систем и радиируется вовне, порождая планетные Лучи.Так мы получаем то астрологическое влияние, которое изучалось адептами этой науки. Так действительно получается, что в основе всем нам знакомой астрологии лежит указанный в Учении первичный Космический Магнетизм и реальный источник его - туманность Ориона. Вероятно, именно этот факт имелся в виду многими древними и средневековыми оккультистами, символически изображавшими Око или незримую Руку за пространством Солнечной системы в своих моделях мироздания. Лишь позднее в результате искажений христианства этот безличный символ был заменен на антропоморфное божество.» (В. А. Титов. Начало Эры Водолея).

Гомер в "Илиаде", в знаменитом описании щита Ахиллеса, упоминает:

Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

В "Одиссее": отплывший от владений Калипсо,
Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу - ту, что еще называют Повозкой.
Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.

Гесиод в "Трудах и днях" четырежды упоминает созвездие, отмечая его положением на небе периоды сельскохозяйственных работ и погоду:

Только начнет восходить Орионова сила, рабочим
Тотчас вели молотить священные зерна Деметры...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот высоко середь неба уж Сириус стал с Орионом,
Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура:
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
После ж того, как Плеяды, Гиады и мощь Ориона
Станут на западе,- помни, что время посева настало.
Вот как дели полевые работы в течение года.
Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни:
После того как ужасная мощь Ориона погонит
С неба Плеяд и падут они в мглисто-туманное море,
С яростной силою дуть начинают различные ветры.
На море темном не вздумай держать корабля в это время,
Не забывай о совете моем и работай на суше.

Арат в "Явлениях" пишет об Орионе так:

Виден подпудью Тельца Орион, влекущийся косо.
Не по ближайшей звезде находим созвездие это,
А по блестящим огням, которыми весь он усеян:
Блещет глава, на плечах могучих ремень полыхает,
Светятся ножны с мечом, и проворные светятся ноги.

Овидий в "Фастах":
Прежде, однако, чем день последний окончится зрелищ,
В море с небес низойдет с звездным мечом Орион.

Прежде, однако, чем день последний окончится зрелищ,
В море с небес низойдет с звездным мечом Орион.

Для египтян созвездие Ориона не было символом бога, оно было богом, физическим местом бога, точно таким же образом, как Сириус в созвездии Большого Пса был местопребыванием Исиды. Орион восходил вместе с Солнцем во время весеннего равноденствия. Египтяне знали его как Осириса, от него происходили фараоны, они были его физической плотью и в конце возвращались к нему.Следующий текст с пирамиды передает эту египетскую концепцию:
«Ты спишь, чтобы ты мог проснуться, Ты умираешь, чтобы ты мог жить.»

В Библии созвездие Орион именуется Кесиль. В Книге Иова, наидревнейшей из всего Ветхого Завета, говорится о сотворении Ориона наряду с созвездиями Большой Медведицы и Плеяд (Кн. Иова IX, 9).
Орион играл важную роль в религиозных представлениях в древнем Перу. Учение о перевоплощении человеческой души у перуанцев было тесно связано с этим созвездием. Во многих культурах района Анд Орион символизировался священными животными – ягуаром или пумой. Каменные изваяния этих животных, а также изображения человека с головой ягуара или пумы, относятся к культу Ориона.
Согласно древним перуанским мифам, правители государства Чиму вели свое родство от четырех звезд Пата. Так называли жители Чиму созвездие Орион. По их легендам, это созвездие являлось прародителем всего сущего, включая человека и его культуру. Надо отметить, что Орион расположен посередине Млечного Пути и в день зимнего солнцестояния находится точно в зените для жителей южного полушария.
Древние майя, жители Мезоамерики, включали Орион в свою космологическую систему.

Из русских народных сказаний известен чудесный Камень Алатырь. Он также называется и «белым опаляющим Камнем» или «Камнем белого света». Алатырь – источник исцеляющих и питающих рек, в нем сокрыта не имеющая предела могучая сила.

«На море-океане.
На острове Буяне,
Меж камней – богатырь,
Есть Камень Алатырь.

Он бел-горюч и ярок,
Неостудимо жарок,
Красив его изгиб,
Кипит тот Камень-кип.

Горит тот Камень-чудо,
Что лучше изумруда.
Он каждый миг – живой,
Тот Камень солнцевой.»

(К.Д.Бальмонт, 1906г.)


Рецензии